Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците

Generation AI
Представители поколения Z (зумеры) в последние годы приобрели не самую однозначную репутацию у работодателей. Просторы соцсетей переполнены мемами и рилзами про зумеров, ожидающих зарплату уровня senior после окончания вуза, увольняющихся после обеда в первый рабочий день, тех, кто обвиняет начальство в нарушении work-life-balance за письма во внерабочее время, не хочет выполнять скучные задачи и т. д. Если приземлять мемы в цифры, то 86% зумеров все чаще готовы отказываться от заданий и работодателей, которые не соответствуют их ценностям, а баланс между работой и личной жизнью является главным фактором при выборе работодателя. Но в то же время исследования показывают, что зачастую эти люди быстрее своих старших коллег адаптируются к изменениям, более открыты к новым идеям и готовы к риску, активнее проявляют лидерские качества вне зависимости от грейда и ориентируются на командную работу.
Так как же завоевать сердце зумера по-настоящему и надолго?
Gen Z — первое поколение, которое выросло полностью в цифровую эпоху. Их жизнь вращается вокруг новейших технологий с тех пор, как они себя помнят — от смартфонов до VR-устройств. Возможно, именно быстрый технологический прогресс стал причиной способности безболезненной адаптации к любым изменениям.
Но, как говорится, не смартфонами едиными. Умные помощники в лице ботов в различных приложениях, голосовые ассистенты со всем известными именами и другие «копайлоты» (инструменты с функционалом быстрой подсказки) стали для них нормой. С появлением ChatGPT зависимость от взаимодействия с роботами только усилилась. Зумеры активно осваивают работу с разными нейросетями, используют их в учебе, повседневной жизни и ожидают, что подобные навыки пригодятся им и на рабочем месте. Для них генеративный искусственный интеллект (genAI) — это не футуристическая концепция, а логичное продолжение техноэволюции, инструмент, который должен быть под рукой для решения повседневных задач и повышения эффективности. Отсутствие же таких инструментов в компании зумеры могут воспринять как признак отсталости и нежелания развиваться «в ногу с технологиями», что негативно скажется на их решении о трудоустройстве.
Эффективность и комфорт: как genAI трансформирует рабочий процесс
Одним из ключевых преимуществ ChatGPT и ему подобных ботов для зумеров, начинающих свой профессиональный путь, является доступ к обширной базе знаний. Какой молодой специалист не попадал в ситуацию, когда для решения какой-то задачи не хватает опыта или знаний, но задавать «простые» вопросы коллегам стеснялся, боясь показаться некомпетентным? Пробелы в знаниях и замедление профессионального роста как итог. В этом контексте нейросети дают безопасное и комфортное пространство для обучения — возможность перефразировать, просить дополнительные пояснения или примеры позволяют зумерам эффективно восполнять пробелы в знаниях и увереннее чувствовать себя в новой профессиональной среде.
При необходимости генеративный ИИ может значительно упростить онбординг (знакомство с компанией) новых сотрудников. Представьте себе умного чат-бота, который всегда на связи и готов ответить на любой вопрос новичка. Он может давать персональные инструкции, имитировать рабочие ситуации или служить навигатором по базе знаний компании. Вместо скучных инструкций — живой диалог, где можно все уточнить и разобраться.
Но важно отметить, что такой сценарий LLM (Large Language Model, большая языковая модель) не осилить «в одиночку», ведь она просто-напросто не знает о документах, которые хранятся в контуре компании. Для того, чтобы нейросеть использовала для ответов данные из внешних источников — корпоративной базы знаний, например, — нужно «подмешать» в эту историю RAG (Retrieval Augmented Generation, «генерация с дополненной выборкой», то есть оптимизация выходных данных путем «подмешивания» в них соответствующей контексту запроса дополнительной информации). За упрощение навигации по массивам внутренней информации скажут спасибо не только новички, но и все сотрудники компании.
Рутинные задачи есть везде, но Gen-Z устает от них быстрее других. Возможно, дело в клиповом мышлении, из-за которого молодому поколению трудно долго фокусироваться на чем-то одном, но факт остается фактом. Предоставив удобный сервис для работы с нейросетями, вы не только повысите эффективность сотрудника, но и спасете его от стремительного выгорания, которое, по статистике, происходит меньше чем за год с момента трудоустройства.
Нейросети сегодня можно применить практически к любой задаче: генерация контента, креативный брейншторм, написание писем, анализ и саммаризация данных, расшифровка встреч и даже написание кода. Но поиск нейросети под каждую из этих задач может занять время, а при работе с мультимодальной LLM есть риск столкнуться с низким качеством ответов. Оптимальное решение — внедрение сервиса, который предоставляет доступ к самым мощным нейросетям в виде AI-приложений. Некоторые подобные продукты доступны даже к установке в контур компаний, что сразу закрывает вопрос безопасной работы с LLM.
GenAI-компетенции как новый стандарт профессионализма
В условиях дефицита квалифицированных кадров и меняющихся ожиданий нового поколения специалистов генеративный ИИ превращается из технологического новшества в стратегический инструмент привлечения и удержания талантов.
Кроме того, исследования показывают, что компании, в которых больше сотрудников участвуют в инновациях, быстрее адаптируются к меняющимся рыночным условиям. Конечно, в первую очередь речь идет о технологических компаниях, где зачастую именно сотрудники являются «нулевыми клиентами» разрабатываемых продуктов.
Сегодня существует множество сценариев развития корпоративной AI-культуры: в PwC геймифицировали учебную программу по ИИ, регулярно проводя тематические викторины и эстафеты в разрезе деятельности компании; в Ally Financial развивают программу менторинга, в рамках которой ИИ-эксперты рассказывают о технологии и помогают с ее освоением. Пройдя первичный этап знакомства с генеративным ИИ, сотрудники могут предлагать собственные сценарии применения — в Adobe, например, за последний год наблюдают высокий всплеск вовлеченности коллег в бета-тестирование продуктов на базе genAI с последующим фидбеком по доработке каких-то фичей.
Подобные инициативы не только повышают уровень навыков сотрудников в области ИИ, но и создают культуру инноваций и вовлеченности. Люди чувствуют себя частью того, «что поменяет мир», как принято говорить сегодня в разрезе генеративного ИИ. Есть повод предполагать, что именно нематериальная мотивация является одним из ключей к привлечению и удержанию талантов в эпоху кадровой турбулентности.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора