К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра в хостинг: крупные провайдеры повышают цены на свои услуги

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как и прогнозировал ранее Forbes, крупные хостинг-провайдеры один за другим стали повышать цены на свои услуги — так уже сделали, к примеру, Timeweb и «Мастерхост», о грядущем увеличении стоимости предупредил клиентов и Ru-Center. По мнению аналитиков, вслед за лидерами рынка остальные также увеличат тарифы. На повышении цен сказались рост стоимости серверов и софта, ужесточение налогового бремени и рост ключевой ставки, а также регуляторные требования, согласно которым хостеры должны установить оборудование для доступа силовых служб и фильтрации интернет-трафика

«Точечное повышение»

Несколько крупных провайдеров хостинга, предоставляющих серверные мощности для размещения сайтов, повысили цены на свои услуги или готовятся это сделать, заметил Forbes. Так, «Мастерхост» повысил цены на 20% с 4 октября, говорится в письме компании (есть в распоряжении Forbes), Ru-Center с 12 ноября повышает цены на услуги для физлиц, расценки для юрлиц значительно не меняются. Timeweb повысил цены в среднем на 30% еще в июне, говорится на сайте компании.

Рынок хостинга в России сильно фрагментирован и поделен между сотнями игроков. Самая большая доля — у Reg.ru, на которого приходится 33,4% клиентов, у Masterhost.ru еще 8,93% клиентов, у Ru-Center — 8,04% (в одной группе компаний с Reg.ru), у Timeweb — 5,16%, следует из данных ресурса Hostings.info, который считает хостинг-провайдеров по количеству клиентов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Reg.ru в этом году ограничился точечным повышением цен примерно на 20% на одной из тарифных линеек, говорит руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов компании Сергей Рыжков. «Сдерживать более массовое повышение нам удается и еще будет удаваться за счет того, что инвестиции в информационную безопасность и защиту инфраструктуры были для Reg.ru обязательным процессом каждый год, и новые расходы покрывались за счет нашего привычного бюджетного планирования лимитов. Правда, временами приходилось из-за этого сдвигать на более поздний срок какие-то новые запуски», — поясняет он.

 

По словам Рыжкова, внедрение реестра хостинга и доработка услуг до соответствия его требованиям, безусловно, стоило компаниям денег. «Для бизнеса нашего объема это затраты около 100 млн рублей, для небольших хостеров — 10-20 млн рублей», — оценил он. Еще одним фактором, повлиявшим на повышение цен, стали «чуть ли не каждый месяц растущие цены на оборудование» — на 20-30% в годовом исчислении.

Цены на софт также растут, отметил Рыжков. «Поставщики разово поднимали цены раза в полтора-два раза на фоне ухода конкурентов, особенно в сфере информационной безопасности, и сейчас на бюджетировании предстоящего года и запросе цен мы видим рост в среднем на 20-30%, — объясняет он. — Также проводится необходимая актуализация инфраструктуры под покрытие ИБ-рисков, растет ключевая ставка, дорожает персонал — все это влияет на наши затраты на сам продукт. Покрывать рост этих затрат за счет маржинальности вечно не получается».

 

«Причины повышения цен связаны с изменением экономической ситуации, ростом стоимости комплектующих, а также необходимостью обновления ПО и оборудования для соответствия современным требованиям безопасности и эффективности работы», — прокомментировали в «Мастерхосте».

В Timeweb, «Спрингхосте», Beget, «Джино», Majordomo и ICH на запрос Forbes не ответили.

Новые требования

В декабре 2023 года вступил в силу новый закон, регулирующий работу хостинг-провайдеров. Он предполагает создание реестра хостеров, для попадания в который они должны размещать свою инфраструктуру в России, проводить идентификацию всех своих клиентов, а также подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), чтобы оперативно передавать туда информацию. Необходимо также, чтобы Роскомнадзор установил технические средства противодействия угрозам (ТСПУ) на инфраструктуре провайдера. Также хостер должен самостоятельно установить средства оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). Те, кто не попадет в реестр, должны прекратить оказывать услуги хостинга. На текущий момент в реестре хостеров — 462 компаний и ИП. О том, что часть этих требований невыполнима для многих игроков из-за больших расходов, которые им бы пришлось понести для соответствия закону, ранее говорили участники рынка.

 

По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2023 году рынок хостинга показал рост 20% относительно 2022 года, увеличившись до 12,7 млрд рублей. «Новые требования окажут свое влияние на рынок в 2024 году: стоит ожидать его консолидации и ухода с рынка мелких игроков, которые не смогут выполнить установленные требования», — указывала в своем исследовании РАЭК. Передел рынка эксперты предрекали еще на этапе прохождения законопроекта в Госдуме.

Как и прогнозировалось ранее, в 2024 году рынок наблюдал процесс консолидации в этом сегменте IT-отрасли. Одним из самых активных в этом отношении выступил хостинг-провайдер и регистратор доменных имен Reg.ru, который входит в группу «Рунити», объединяющую также Ru-Center, SpaceWeb и ряд других компаний. В феврале Reg.ru заключил соглашение о приеме на обслуживание клиентов Reddock, в апреле он же договорился о переводе в свою инфраструктуру клиентов Eternalhost. При этом еще в октябре 2023 года Reg.ru открыл сбор предложений о продаже бизнеса и баз клиентов хостинг-провайдеров.

«Ресурсы уходят значительные»

Изменение ценовой политики затронет не только лидеров, считают эксперты. Остальные участники рынка сделают то же самое, полагает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков: «Никто не хочет работать себе в убыток». К тому же хостерам необходимо расширять серверные мощности, на это необходимы средства, а бизнес этот низкомаржинальный, добавляет он. «В IT-сфере зарплаты растут довольно быстро, с ними увеличиваются и расходы на фонд оплаты труда сотрудников. Сложности с получением оборудования увеличивают спрос на аренду услуг», — поясняет ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.

Для Ru-Center хостинговые услуги — вторичная деятельность, они, скорее всего, не планируют развивать эту услугу, указывает независимый IT-эксперт Филипп Кулин. По его словам, клиенты-физлица для хостинг-провайдерам не приносят практически никакой прибыли, при этом ресурсы той же поддержки на них уходят значительные.

На повышении цен на услуги хостинга сказались и рост курса доллара, и усложнение логистических цепочек из-за вторичных санкций, что влечет за собой удорожание серверного оборудования, указывает генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин. «Цифры немалые: в зависимости от видов накопителей и поколений процессоров в среднем в долларах цена выросла почти на 20%, в рублях средний рост составил до 30%», — добавил он.

 

По словам Цаплина, сказывается и повышение налогов, а именно введение НДС от 5% до 7% для компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения: «Это приведет к подорожанию услуг, если не самих хостеров, то их контрагентов». Вносят вклад в растущие расходы хостеров и ставки кредитования: деньги для бизнеса сейчас куда дороже, и хостинг-провайдеры вынуждены учитывать этот фактор. Только в этом году ключевая ставка выросла с 16% до 19%, обращает внимание он.

«Не стоит забывать про регулирование», — продолжает Никита Цаплин, напоминая, что для включения в реестр хостинг-провайдеров необходимо соответствовать требованиям по наличию оборудования СОРМ. Само по себе внедрение СОРМ может обойтись хостеру в 1-5% от его годовой выручки, а затраты на него сейчас выросли на 15-30%. «Это дополнительные расходы, которые также будут переложены на клиентов», — констатирует он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+