Игра в хостинг: крупные провайдеры повышают цены на свои услуги
«Точечное повышение»
Несколько крупных провайдеров хостинга, предоставляющих серверные мощности для размещения сайтов, повысили цены на свои услуги или готовятся это сделать, заметил Forbes. Так, «Мастерхост» повысил цены на 20% с 4 октября, говорится в письме компании (есть в распоряжении Forbes), Ru-Center с 12 ноября повышает цены на услуги для физлиц, расценки для юрлиц значительно не меняются. Timeweb повысил цены в среднем на 30% еще в июне, говорится на сайте компании.
Рынок хостинга в России сильно фрагментирован и поделен между сотнями игроков. Самая большая доля — у Reg.ru, на которого приходится 33,4% клиентов, у Masterhost.ru еще 8,93% клиентов, у Ru-Center — 8,04% (в одной группе компаний с Reg.ru), у Timeweb — 5,16%, следует из данных ресурса Hostings.info, который считает хостинг-провайдеров по количеству клиентов.
Reg.ru в этом году ограничился точечным повышением цен примерно на 20% на одной из тарифных линеек, говорит руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов компании Сергей Рыжков. «Сдерживать более массовое повышение нам удается и еще будет удаваться за счет того, что инвестиции в информационную безопасность и защиту инфраструктуры были для Reg.ru обязательным процессом каждый год, и новые расходы покрывались за счет нашего привычного бюджетного планирования лимитов. Правда, временами приходилось из-за этого сдвигать на более поздний срок какие-то новые запуски», — поясняет он.
По словам Рыжкова, внедрение реестра хостинга и доработка услуг до соответствия его требованиям, безусловно, стоило компаниям денег. «Для бизнеса нашего объема это затраты около 100 млн рублей, для небольших хостеров — 10-20 млн рублей», — оценил он. Еще одним фактором, повлиявшим на повышение цен, стали «чуть ли не каждый месяц растущие цены на оборудование» — на 20-30% в годовом исчислении.
Цены на софт также растут, отметил Рыжков. «Поставщики разово поднимали цены раза в полтора-два раза на фоне ухода конкурентов, особенно в сфере информационной безопасности, и сейчас на бюджетировании предстоящего года и запросе цен мы видим рост в среднем на 20-30%, — объясняет он. — Также проводится необходимая актуализация инфраструктуры под покрытие ИБ-рисков, растет ключевая ставка, дорожает персонал — все это влияет на наши затраты на сам продукт. Покрывать рост этих затрат за счет маржинальности вечно не получается».
«Причины повышения цен связаны с изменением экономической ситуации, ростом стоимости комплектующих, а также необходимостью обновления ПО и оборудования для соответствия современным требованиям безопасности и эффективности работы», — прокомментировали в «Мастерхосте».
В Timeweb, «Спрингхосте», Beget, «Джино», Majordomo и ICH на запрос Forbes не ответили.
Новые требования
В декабре 2023 года вступил в силу новый закон, регулирующий работу хостинг-провайдеров. Он предполагает создание реестра хостеров, для попадания в который они должны размещать свою инфраструктуру в России, проводить идентификацию всех своих клиентов, а также подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), чтобы оперативно передавать туда информацию. Необходимо также, чтобы Роскомнадзор установил технические средства противодействия угрозам (ТСПУ) на инфраструктуре провайдера. Также хостер должен самостоятельно установить средства оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ). Те, кто не попадет в реестр, должны прекратить оказывать услуги хостинга. На текущий момент в реестре хостеров — 462 компаний и ИП. О том, что часть этих требований невыполнима для многих игроков из-за больших расходов, которые им бы пришлось понести для соответствия закону, ранее говорили участники рынка.
По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2023 году рынок хостинга показал рост 20% относительно 2022 года, увеличившись до 12,7 млрд рублей. «Новые требования окажут свое влияние на рынок в 2024 году: стоит ожидать его консолидации и ухода с рынка мелких игроков, которые не смогут выполнить установленные требования», — указывала в своем исследовании РАЭК. Передел рынка эксперты предрекали еще на этапе прохождения законопроекта в Госдуме.
Как и прогнозировалось ранее, в 2024 году рынок наблюдал процесс консолидации в этом сегменте IT-отрасли. Одним из самых активных в этом отношении выступил хостинг-провайдер и регистратор доменных имен Reg.ru, который входит в группу «Рунити», объединяющую также Ru-Center, SpaceWeb и ряд других компаний. В феврале Reg.ru заключил соглашение о приеме на обслуживание клиентов Reddock, в апреле он же договорился о переводе в свою инфраструктуру клиентов Eternalhost. При этом еще в октябре 2023 года Reg.ru открыл сбор предложений о продаже бизнеса и баз клиентов хостинг-провайдеров.
«Ресурсы уходят значительные»
Изменение ценовой политики затронет не только лидеров, считают эксперты. Остальные участники рынка сделают то же самое, полагает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков: «Никто не хочет работать себе в убыток». К тому же хостерам необходимо расширять серверные мощности, на это необходимы средства, а бизнес этот низкомаржинальный, добавляет он. «В IT-сфере зарплаты растут довольно быстро, с ними увеличиваются и расходы на фонд оплаты труда сотрудников. Сложности с получением оборудования увеличивают спрос на аренду услуг», — поясняет ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.
Для Ru-Center хостинговые услуги — вторичная деятельность, они, скорее всего, не планируют развивать эту услугу, указывает независимый IT-эксперт Филипп Кулин. По его словам, клиенты-физлица для хостинг-провайдерам не приносят практически никакой прибыли, при этом ресурсы той же поддержки на них уходят значительные.
На повышении цен на услуги хостинга сказались и рост курса доллара, и усложнение логистических цепочек из-за вторичных санкций, что влечет за собой удорожание серверного оборудования, указывает генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин. «Цифры немалые: в зависимости от видов накопителей и поколений процессоров в среднем в долларах цена выросла почти на 20%, в рублях средний рост составил до 30%», — добавил он.
По словам Цаплина, сказывается и повышение налогов, а именно введение НДС от 5% до 7% для компаний, работающих по упрощенной системе налогообложения: «Это приведет к подорожанию услуг, если не самих хостеров, то их контрагентов». Вносят вклад в растущие расходы хостеров и ставки кредитования: деньги для бизнеса сейчас куда дороже, и хостинг-провайдеры вынуждены учитывать этот фактор. Только в этом году ключевая ставка выросла с 16% до 19%, обращает внимание он.
«Не стоит забывать про регулирование», — продолжает Никита Цаплин, напоминая, что для включения в реестр хостинг-провайдеров необходимо соответствовать требованиям по наличию оборудования СОРМ. Само по себе внедрение СОРМ может обойтись хостеру в 1-5% от его годовой выручки, а затраты на него сейчас выросли на 15-30%. «Это дополнительные расходы, которые также будут переложены на клиентов», — констатирует он.