«Рег.ру» открыл сбор предложений о продаже бизнеса и баз клиентов хостинг-провайдеров
Один из крупнейших российских регистраторов доменных имен и хостинг-провайдеров «Рег.ру» намерен приобрести провайдера RUVDS. В RUVDS заявили, что «продаваться не собираются», в «Рег.ру» — что предложения по передаче клиентских баз или о M&A для компании «норма». Новая волна консолидации рынка хостинга связана с ужесточением требований к хостерам
Один из крупнейших российских регистраторов доменных имен «Рег.ру» перед ужесточением требований к хостинг-провайдерам начал сбор предложений о продаже клиентских баз или бизнеса таких компаний. В том числе он намерен приобрести хостинг-провайдера RUVDS, сообщил «Ведомостям» генеральный директор RUVDS Никита Цаплин. Он рассказал, что получил письмо от директора по развитию партнеров группы компаний «Рег.ру»/Ru-Center с предложением о продаже компании.
Представитель «Рег.ру» факт отправки письма подтвердил. В письме, полученном Цаплиным, отмечается, что к компаниям, которые войдут в реестр хостинг-провайдеров, создаваемый с 1 декабря 2023 года, предъявляются жесткие требования к информационной безопасности и дополнительные требования к идентификации клиентов. «Для компаний, которые не попадут в реестр, будет запрет на осуществление деятельности», — говорится в письме.
По словам Цаплина, плюсов в продаже компании нет, а изменения на рынке она тщательно отслеживает, чтобы они не стали сюрпризом. «И продаваться не собираемся», — отметил глава RUVDS. Он добавил, что продажа бизнеса может быть экономически целесообразна для «маленьких хостеров» — новые меры накладывают на компании необходимость серьезных инвестиций.
Цаплин сообщил, что аналогичные письма получили как минимум еще несколько игроков рынка. Он предположил, что такая веерная рассылка предложений о покупке демонстрирует намерения и финансовые возможности приобрести сразу несколько действующих бизнесов. По мнению собеседника газеты, целью может быть объединение компаний под единым началом и создание тем самым «нового серьезного игрока рынка».
Представитель «Рег.ру» заявил, что компания открыла сбор предложений по продаже клиентских баз небольших провайдеров или бизнесов, где хостинг не является основной или приоритетной услугой, а подготовка к включению в реестр — экономически целесообразна. Он назвал «нормой» для компании предложения по передаче клиентских баз или о полноценном M&A (слияния и поглощения). По словам собеседника издания, компания увидела предпосылки «для увеличения числа таких предложений» и решила «на опережение предложить некий шаблон и механизм».
«Рег.ру» на 99,9% принадлежит АО «РСЦИТ», которым на 100% владеет холдинг РБК. По данным СПАРК, за 2022 год выручка компании составила 2,5 млрд рублей, а чистый убыток — 1,185 млн рублей. В группу компаний также входит регистратор Ru-Center. Директор Института исследований интернета Карен Казарян напомнил, что на рынке уже было несколько волн консолидации, например два крупнейших игрока — «Рег.ру» и Ru-Center — принадлежат РБК. Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин связал «постепенную олигополизацию» рынка как с его объективной зрелостью, так и с усилением госрегулирования и «сложностями у малых компаний-хостеров по соблюдению всех новых требований регулирования».
В конце июля президент Владимир Путин утвердил изменения в федеральные законы «Об информации» и «О связи». Согласно их новым редакциям, в России вводится регулирование деятельности хостинг-провайдеров, новые правила регистрации на российских сайтах, а также уточняются требования к владельцам новостных агрегаторов. Изменения будут вводиться поэтапно, а полностью они вступят в силу к третьему кварталу 2024 года.
Согласно поправкам, с 1 декабря 2023 года будет создан реестр хостинг-провайдеров, включение в который станет обязательным для дальнейшей деятельности. Провайдеров обяжут использовать только DNS-серверы национальной системы доменных имен и подключиться к госсистеме обнаружения и ликвидации последствий компьютерных атак. Это потребует от участников рынка десятков миллионов рублей единоразово и несколько миллионов в месяц на поддержание инфраструктуры. Такие расходы не все провайдеры смогут себе позволить, что приведет к уходу с рынка ряда небольших игроков.