Альфа-банк купит сервис для оплаты чаевых картой «Нетмонет»
В ближайшее время Альфа-банк станет собственником сервиса «Нетмонет», который позволяет посетителям заведений общепита оплачивать чаевые картой по QR-коду на чеке, рассказали Forbes два источника, близких к Альфа-банку. Сумма сделки неизвестна.
Представитель пресс-службы Альфа-банка Елена Резниченко комментировать возможную сделку отказалась, но отметила, что банк «постоянно ищет новых партнеров, особенно среди финтехов, чтобы предоставлять клиентам лучшие на рынке инновационные сервисы». Совладелец «Нетмонет» Георгий Высоцкий сообщил Forbes, что сервис «готовится к инвестиционной сделке» и планирует закрыть ее до конца февраля, но отказался обсуждать подробности.
Сервис «Нетмонет» запустился в середине 2019 года. За первые 3,5 месяца к нему подключилось около двухсот заведений в Москве и регионах, в том числе часть ресторанов, входящих в группы Novikov Group и «Росинтер», а также Maison Dellos, Friends Forever и Correas, рассказывал Высоцкий ранее «Ведомостям». За год работы число подключенных к сервису заведений выросло до 750. «Нетмонет» зарабатывает на 5%-й комиссии за вывод чаевых официантами. Высоцкий отказался разглашать финансовые показатели сервиса до закрытия сделки с банком.
Товарный знак «Нетмонет», по данным СПАРК, принадлежит ООО «Системы благодарности». Его совладельцы, помимо самого Высоцкого, — Евгений Чуйков (35,55%), Андрей Володин (25,10%), Ольга Жиленко (7,56%), а также гендиректор коллекторского агентства VostokFinance Group Кристиан Свен-Михаэль Шуллер (10,08%). В 2019 году выручка «Систем благодарности» составила 37 000 рублей, убыток — около 500 000 рублей.
«Ценам некуда расти»: что ждет ресторанный бизнес в 2021 году
Сумму покупки «Нетмонет» оценить сложно, поскольку публичной информации о проекте мало, говорит Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures и венчурный партнер Seedstars. Если в середине 2020 года сервис обслуживал 750 ресторанов и сохранил темпы роста, то всего к сегодняшнему дню он мог привлечь порядка 1000–1300 ресторанов, говорит Ефремов. По его подсчетам, если предположить, что средний оборот клиента «Нетмонет» — 10 млн рублей в год (это средний оборот ресторана в России) и что хотя бы треть клиентов оставляют 5% от счета в качестве чаевых, то оборот сервиса за 2020 год может составлять 90–180 млн рублей, а оценка бизнеса — $4-8 млн (293–587 млн рублей). При этом Ефремов отмечает, что итоговая оценка, скорее всего, будет определяться ожидаемыми результатами бизнеса в 2021 году: «В подобных сделках часто встречается структура, когда выплаты текущим акционерам разделяются на несколько частей и привязываются к будущим результатам».
Управляющий партнер венчурного фонда The Untitled Ventures Константин Синюшин оценивает стоимость сервиса скромнее — в 120 млн рублей. «Но это очень усредненная цифра. Точнее сказать сложно, потому что динамика роста «Нетмонет» неизвестна», — добавляет он.
Оплаты чаевых онлайн — перспективный сегмент, уверен Денис Ефремов: «У нас [в России] очень высокое проникновение банковских карт, финтех развит — а этот элемент [чаевые] оставался в наличной форме достаточно давно». Сейчас на этом рынке, помимо «Нетмонет», существуют проекты «Чаевые картой просто» (на конец 2019 года у него было вдвое меньше партнеров, чем у «Нетмонет») и CloudTips — его запустил «Тинькофф» в конце 2019 года. Конкуренцию между ними пока сложно оценить, но возможности для будущего роста и место для нескольких игроков на рынке еще есть, утверждает Ефремов.
По его словам, покупка «Нетмонет» одновременно станет дополнительным преимуществом эквайринга Альфа-банка и позволит получить долю в сегменте, который до текущего момента не приносил деньги банкам, поскольку люди давали чаевые в наличной форме. «Соответственно, это и качественное улучшение продукта для клиента, и увеличение выручки за счет апсейла клиентов новой услугой», — объясняет Ефремов. Но управляющий партнер The Untitled ventures Константин Синюшин не согласен с тем, что банк сможет заработать на самих чаевых. «Покупка сервиса [«Нетмонет»] — просто удобный способ для «Альфа-банка» затянуть аудиторию к себе», — считает он.
Фото Романа Демьяненко / ТАСС