И вновь продолжается сбой: почему стоит ждать новых проблем в работе операторов связи
Сетевой эффект
В среду, 28 июня, абоненты МТС сразу целого ряда регионов не могли ни позвонить, ни воспользоваться интернетом, ни даже отправить смс. Связь полностью пропала в Татарстане, Ульяновске и Саратове, о проблемах сообщали в Самарской области, Удмуртии и Башкирии — практически по всему Поволжью. Кроме того, сообщения об этом поступали также из Оренбургской области, Петербурга и других регионов.
В МТС подтвердили проблемы со связью, однако причину сбоев в компании Forbes не раскрыли.
«Сбой МТС был не маленький, так как задел не один регион, но краткосрочный, — рассуждает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. — Скорее всего, это проблема с энергооборудованием или магистральными каналами». Однако при отключении энергоснабжения должна быть дублирующая линия магистральная, здесь такого не произошло, что несколько смущает, заключает аналитик. Сбой был объемный с точки зрения территории, но сравнительно краткосрочный, согласен аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. По его оценке, состояние отрасли заметно ухудшилось после ухода западных вендоров.
Директор фонда «Общество защиты интернета» Михаил Климарев (включен в реестр СМИ-иноагентов) склонен считать, что в последнее время сбои участились, при этом он отмечает, что гораздо больше перебоев с интернетом, которые можно связать с работой ТСПУ (технические средства противодействия угрозам, которые Роскомнадзор установил на сетях операторов связи).
Хроника пикирующей связи
Масштабные сбои у мобильных операторов, затрагивающие целый ряд регионов страны, происходят не так часто. Один из последних масштабных сбоев был в июле 2020 года у «Мегафона» и Yota, который работает на сети «Мегафона» по модели виртуального оператора связи. Наибольшее количество жалоб тогда пришло из Москвы и Петербурга, также проблемы наблюдались в Вологде, Пскове, Смоленске, Калининграде и ряде других городов западной части России.
Недавно произошел сбой в работе «Ростелекома»: 23 мая компания заявила о проблемах с доступом к части зарубежных интернет-ресурсов, таких как Telegram, WhatsApp, GitHub, Zoom и др. Сбои компания объяснила «проблемами на одной из европейских площадок обмена трафиком».
Ранее, 12 февраля, сбой в ряде регионов страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, произошел в работе «ЭР-Телеком Холдинг». В частности, о неполадках в работе сервиса массово сообщали абоненты «Дом.ру» (входит в «ЭР-Телеком Холдинг»). Неполадки в сети могли быть связаны с нарушением безопасности роутеров компании, сообщал «Хабр». В то же время украинская хакерская группировка IT Army of Ukraine в своем Telegram-канале взяла ответственность за сбои в работе интернет-провайдера на себя, пояснив, что услугами провайдера пользуются Альфа-банк, «Сбер», «Лукойл» и др. По данным хакерской организации, им удалось допустить более 5000 сбоев в обслуживании и «перезагрузить систему».
По сведениям источника Forbes, знакомого с ситуацией, была взломана внутренняя сеть корпоративного оператора «Престиж-Интернет» (работал под брендом «Энфорта», после приобретения «ЭР-Телекомом» перешел на бренд материнской компании): «Было взломано сетевое оборудование оператора, для его устранения пришлось перенастраивать все оборудование вручную». По информации участников рынка, которой они поделились с Forbes, масштаб атаки составил десятки тысяч устройств и привел к полной или почти полной потере работоспособности сети «Престиж-Интернет», при этом срок восстановления составил больше месяца.
Причины и последствия
Впрочем, какими бы редкими ни были пока происшествия такого рода, они могут существенно участиться в будущем, несмотря на титанические усилия по поддержанию сети в рабочем состоянии, которые предпринимают инженеры операторов, рассуждают опрошенные Forbes эксперты. Недоступность ключевых видов оборудования и рост стоимости того, что удается ввозить, привели к сокращению на десятки процентов масштабов ввода новой инфраструктуры операторами за последний год, оценивает генеральный директор «TMT Консалтинг» Константин Анкилов. Пока это заметно не влияет на качество услуг мобильной связи, для существенных проявлений потребуется несколько лет, добавляет аналитик. Однако в будущем, по его мнению, можно ожидать снижения скорости передачи данных, ухудшения качества связи (что будет выражаться в числе дозвонов, «качестве звука» и т. д.), недоступности связи там, где она обычно была, в масштабах района или региона, сбоев на сети.
На то, что после ухода западных вендоров и наложенных на Россию санкций операторы рано или поздно столкнутся с ростом проблем на сетях, комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обращала внимание еще в конце марта 2022 года. Напомним, что в начале апреля 2022 года о прекращении работы в России объявили европейские вендоры телекоммуникационного оборудования Ericsson и Nokia. После этого свою деятельность в России заморозил и китайский производитель Huawei.
«В условиях санкций об остановке поставок в Россию заявили крупнейшие западные производители телеком-оборудования и микроэлектроники, на котором построены более 70% сетей операторов связи. Отгрузка остального оборудования, поставляемого преимущественно из Китая, приостановлена из-за оценки рисков вторичных санкций, — перечисляли эксперты РСПП проблемы, с которыми столкнулись участники российской телеком-отрасли. — Кроме этого, значимая часть китайского оборудования использует компонентную базу американских производителей. Приостановлены поставки коммутационного оборудования, техники для IT-инфраструктуры и сетей радиодоступа, что составляет основу функционирования сетей связи».
По оценке комиссии по связи РСПП, в 2021 году операторы инвестировали в отрасль более чем 500 млрд рублей. Половина из этих средств пришлась на закупку оборудования для сетей, из которых 95% — стоимость иностранных решений, не имеющих отечественных аналогов. Введенные санкции могут привести к ускоренной деградации инфраструктуры связи и вещания, нарушению стабильности их работы, ухудшению качества услуг голосовой связи и доступа к интернет-сервисам для граждан, говорили в комиссии РСПП еще в марте прошлого года.
При сохранении текущих темпов развития сетей связи и необходимости поддержания их в работоспособном состоянии в условиях постоянного роста трафика операторы столкнутся с ограничениями емкости сетей связи уже к 2025 году, следовало из предварительной версии «Стратегии развития отрасли связи в России на 2024–2035 годы», с которой ознакомился Forbes.
После ухода из России зарубежных поставщиков телекоммуникационного оборудования мобильные операторы задумались о закупке подержанного сетевого оборудования, а также индийского, израильского и турецкого оборудования. Для решения проблемы дефицита телеком-оборудования Минцифры предлагает в том числе кооперироваться с «дружественными» странами для развития сетей связи.
Снижается и связность фиксированных сетей в России. Количество локальных точек обмена трафиком (точка доступа к физической сети, через которую крупные сетевые провайдеры соединяют свои сети и обмениваются трафиком. — Forbes) в России за последние четыре года снизилось с 41 до 33. А связность сетей в России хуже, чем в Европе и других странах, рассказал источник Forbes на этом рынке. Это связано с сокращением количества операторов связи в России, что приводит к тому, что точки обмена трафика им уже не нужны, поясняет он. По оценке собеседника Forbes, большая часть трафика в стране проходит через Москву и Санкт-Петербург, где располагается большая часть дата-центров и точек обмена трафиком, при этом связность сетей внутри регионов не очень высокая.
Абонент неприступен
«Что бы там ни говорили операторы и регулятор о том, что удалось наладить сервис оборудования собственными силами, на деле постоянно возникают различные проблемы. Многие из них удается решить благодаря знаниям или смекалке, но встречаются и более сложные ситуации», — поясняет Алексей Бойко. Закупаемое операторами оборудование не всегда относится к категории «новое», добавляет он. Операторам, по его словам, приходится заниматься адаптацией этого оборудования к своим задачам; кроме того, получать его не всегда удается своевременно.
Растущие требования регуляторов создают дополнительную нагрузку на сети операторов: им приходится выделять специалистов и другие ресурсы на исполнение различных требований по фильтрации контента, отключению сетей в каком-то регионе на какой-то период, отмечает Бойко, добавляя, что сказывается также нехватка персонала из-за релокации некоторых специалистов в другие страны. Все это в совокупности повысило вероятность сбоев на сети, считает аналитик. В ближайшее время эти причины никуда не денутся, напротив, можно ожидать, что некоторые из них только обострятся, отмечает Алексей Бойко.
Косвенным признаком грядущих возможных проблем со связью можно считать снижение показателя CAPEX, о котором отчитываются некоторые операторы. Так, капитальные затраты группы МТС в I квартале 2023 года составили 17,4 млрд рублей, что на 53,5% меньше, чем годом ранее. В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») сообщают, что капитальные затраты в I квартале 2023 года составили 8 млрд рублей, что на 51,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Тем не менее компания продолжит инвестиции в поддержание и развитие сети, ключевые работы по модернизации запланированы на второе полугодие 2023 года», — добавляют в компании. Там поясняют, что по ряду категорий телекоммуникационного оборудования отечественных промышленных образцов пока не существует. «В ожидании развития отечественных решений мы планируем использовать текущее оборудование, установленное на нашей сети. Рассчитываем, что оно доработает до конца своего жизненного цикла, то есть еще не один год», — отмечают в операторе.
В МТС и Tele2 отказались от комментариев, в «Мегафоне» на запрос не ответили.