WSJ оценила возможность краха для 101 образовавшейся слиянием со SPAC компании США
Более 100 стартапов, которые стали публичными путем слияния с компаниями специального назначения (SPAC), рискуют пополнить список банкротов в течение ближайшего года, подсчитала WSJ. В зоне риска, по ее данным, — производитель электроскутеров Bird Global, производитель электронных нянь Owlet и другие
Бум сделок с компаниями без активов и истории (компании специального назначения — SPAC) привел на фондовый рынок сотни компаний. Многим из них в течение ближайшего года может грозить банкротство, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на собственное исследование данных о таких компаниях. У компаний, которые объединились со SPAC, заканчивается финансирование — они могут присоединиться к уже обанкротившимися после слияния с «пустышками» 12 публичным компаниям, отмечает газета.
WSJ проанализировала данные, в том числе SPAC Research и FactSet, у 342 компаний, которые заключили сделки по слиянию со SPAC в 2016-2022 годах и за последние три квартала подали квартальный или годовой отчет в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Примерно 101 компания может остаться без денег в течение года, исходя из того, о каких расходах на операционную деятельность они сообщили. В среднем у компаний, проанализированных WSJ, достаточно наличных денег и краткосрочных инвестиций, чтобы покрыть расходы примерно на пять месяцев. Среди тех компаний, где деньги могут быстро закончиться, например, компанию по производству электрических скутеров Bird Global; производитель электронных приборов-нянь Owlet, стартап электромобилей Faraday Future Intelligent Electric, перечисляет WSJ.
SPAC выходят на биржу и после поглощают частную компанию с активами. В итоге цель поглощения становится публичной в обход стандартной длительной процедуры выхода на IPO, требующей пристального внимания со стороны регуляторов. В 2020 году компании-«пустышки» привлекли при выходе на биржи США $83,4 млрд, через год эта сумма удвоилась, число листингов SPAC в какой-то момент опережало традиционные IPO. Всего на биржу в 2020 году вышло 248 SPAC, в 2021-м — уже 613.
Акции некоторых образовавшихся при слиянии компаний сейчас торгуются по ценам ниже $1 — это более чем на 90% ниже того уровня, который имели, когда стали публичными, отмечает WSJ. Компании находятся под угрозой делистинга. Многие из этих предприятий стоили миллиарды, когда они появились на рынке и привлекли мелких инвесторов. Компании, которые стали публичными таким образом, с тех пор в совокупности потеряли более $100 млрд в рыночной стоимости. Инвесторам в SPAC разрешается выводить свои деньги, если они не хотят владеть акциями новой публичной компании. Когда рынки развернулись, они не оставили никаких результатов публичным компаниями за исключением биржевых тикеров.
«Тот спасательный круг, который помог им подняться, на самом деле был рукой на шее, ведущей к дальнейшему удушению», — сказал Джулиан Климочко, управляющий фондом Accelerate Financial Technologies, специализирующимся на SPAC-сделках. По словам банкиров и консультантов, многие компании могут привлечь финансирование, но только отказавшись от части контроля, привлекая дорогостоящие долговые обязательства и закладывая свои наиболее ценные активы. «Финансирование, доступное этим обанкротившимся компаниям, только ускорит их крах», — сказал Адам Эпштейн из Third Creek Advisors, которая работает со стартапами.
Венчурные инвесторы оценивали Bird (производитель электроскутеров) в $2 млрд при ее создании в 2017 году, этой отметки она достигла и в рамках сделки со SPAC в 2021 году. Компания сильно пострадала от растущих расходов, в ноябре 2022 года ее предупредили о риске банкротства. В начале января 2023 года она привлекла около $30 млн путем слияния со своим канадским партнером. Пресс-секретарь компании заявила, что это финансирование должно помочь Bird построить самоподдерживающийся бизнес.
Owlet сократила примерно половину из своих 200 сотрудников в 2022 году. Она изо всех сил пыталась отреагировать на предупреждение Управления по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) о маркетинге «умных носков». Компания отказалась от комментариев. Faraday Future нуждается в финансировании после неоднократного переноса даты поставки своего первого электромобиля, включая очередную задержку в середине апреля. По состоянию на 11 апреля у компании было около $30 млн, говорится в сообщении компании. Ее представитель сказал, что компания ведет переговоры с потенциальными инвесторами.
Производитель электромобилей Arrival, основанный в Великобритании бывшим замглавы Минсвязи Денисом Свердловым, также испытывает нехватку наличных. Компания заявила, что проведет обратное разделение акций и попытается собрать средства путем слияния с другим SPAC, через два года после завершения первоначального слияния с компанией-пустышкой. Arrival отказался от комментариев. Другие компании, такие как Core Scientific (майнер биткоинов), Boxed (курьерская доставка товаров в оригинальной упаковке), Quanergy (сенсорные технологии), в последние месяцы подали на банкротство.