Zoom и TikTok начали выполнять требования закона «о приземлении»
Американский видеомессенджер Zoom и китайская соцсеть TikTok начали выполнять требования закона «о приземлении», рассказал замруководителя Роскомнадзора Вадим Субботин в среду, 16 февраля, на расширенном заседании Комитета по информполитике.
Zoom «буквально вчера» направил документы для регистрации личного кабинета в Роскомнадзоре для исполнения закона «о приземлении», заявил заместитель руководителя ведомства Вадим Субботин. К сегодняшнему дню семь компаний из 13 «в той или иной мере» выполнили требования закона о «приземлении», добавил председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
По словам Субботина, Роскомнадзор «находится в диалоге» со всеми компаниями, кроме Twitch и Discord. Источник, близкий к правительству, рассказал Forbes, что из зарубежных компаний, которые должны выполнять закон «о приземлении», «неохотно идут на контакт» Twitter и Meta. По его словам, Роскомнадзор (РНК) даст компаниям время примерно до 1 марта, чтобы начать выполнять требования — это будет своего рода «переходный период».
В заседании также приняли участие представители Apple, Viber, Pinterest, LikeMe, «Aliexpress Россия» и iHerb.
Во время заседания депутат Госдумы Евгений Попов рассказал, что «раньше у властей были проблемы с Telegram» и поинтересовался у представителя РКН, на какой стадии сейчас находятся переговоры с администрацией этой компании. «Они здесь не присутствуют, не хотелось бы без них говорить», — ответил Субботин.
Без обратной связи
Иностранные компании также рассказали о трудностях, с которыми они сталкиваются, пытаясь выполнить требования закона. Представитель Viber Илья Жабровский пожаловался на отсутствие обратной связи от Роскомнадзора, а также на технические проблемы, связанные с работой личного кабинета на сайте ведомства — в нем нет возможности прикрепить документы. По словам Жабровского, представителям иностранных компаний сложно приехать в Россию из-за ковида для подачи документов в налоговую инспекцию. Замглавы Минцифры Бэлла Черкесова ответила, что для решения этой проблемы нужно обратиться за помощью в ведомство.
«Иногда американским компаниям бывает сложно с локальными юрисдикциями не потому, что отсутствует интерес, а потому, что общий фон не очень благоприятный. Это несколько затормаживает наши действия», — рассказала представитель Zoom Эльза Ганеева. Она добавила, что Россия для Zoom — развивающийся перспективный рынок. При этом Zoom «думает вдолгую» — когда в компании понимают, что некие требования придется исполнять в течение длительного времени, она пытается оценить последствия для себя с точки зрения налогового законодательства и коммерческих интересов, добавила Ганеева. Она отметила, что Zoom нужно больше времени и вводных «для качественного анализа закона». Хинштейн возразил, что если компания продолжит «столько времени анализировать российское законодательство», то у отечественных игроков есть шанс занять рынок: «для Zoom альтернатива есть». Галеева заявила, что Zoom приветствует открытую конкуренцию.
Один из соавторов закона о «приземлении», сенатор Александр Пушков, отметил, что требования, которые выдвигает закон к глобальным IT-компаниям, никак не связаны с геополитической обстановкой. «Это выглядит как некая отговорка. Я не слышу, чтобы этот закон был как-то увязан с внешней политикой», — сказал Пушков.
Представитель Pinterest Павел Дунаев рассказал, что у него нет информации по текущему статусу исполнения закона компанией. Pinterest продолжит анализировать и обсуждать требования закона внутри компании, добавил он.
Политический подтекст
Между представителями зарубежных IT-компаний и властями есть напряженность и недопонимание, считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плутогаренко. «Нужно снять политический и контрсакционный подтекст и каким-то образом постараться сделать так, чтобы принятие этого закона не выглядело как некие ответные меры», — заявил Плутогаренко.
Если Роскомнадзор начнет выносить решения об ограничении рекламы на «неприземлившихся» ресурсах, то ведомство будет рассматривать эти дела в течение месяца, рассказала замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Карина Таукенова. Сейчас готовится постановление правительства, которое сдвигает планку до «более оперативного» срока для этих дел, отметила она.
Члены комитета Госдумы по информполитике подготовили поправки в КОАП, которые предлагают оборотные штрафы для IT-гигантов за неисполнение закона о «приземлении», рассказал Хинштейн. Документ направлен на отзыв правительства, отметил он.
При этом власти затруднились оценить потери для экономики страны из-за невыполнения этого закона. «Такие подсчеты невозможно произвести, потому что мы с вами физически не в состоянии дать объективную оценку, кто каким иностранным продуктом пользуется», — заявил Хинштейн.
Как появился закон о «приземлении»
В июне 2021 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект «о приземлении», а с 1 января 2022 года он вступил в силу.
Согласно закону, владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 000 российских пользователей, должны будут открыть в стране юрлица, «в полном объеме представляющие интересы головных компаний». Кроме того, компании обязаны разместить на своем сайте электронную форму обратной связи с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с органами власти, установить на информационном ресурсе счетчик посещаемости.
Осенью Роскомнадзор определил 13 IT-компаний, которые попадают под действие закона. Среди них Google, Apple, Meta, Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, LikeMe, Viber, Pinterest, Spotify, Twitch и Discord. Первой выполнила все требования закона компания Apple. Следом за ней процедуру регистрации компаний начали Spotify, Viber, TikTok и Likeme.
В законопроекте также прописаны меры принуждения иностранных компаний к соблюдению требования. Речь идет об информировании пользователей о нарушении ресурсом закона, запрете на распространение рекламы о сайте или на нем самом, запрете на платежи в его адрес, запрете на попадание в поисковую выдачу, запрете на сбор и трансграничную передачу персональных данных, а также частичном или полном ограничении доступа к ресурсу.