Последний раунд перед IPO и оценка в $1 млрд: Forbes выяснил, как ivi привлек новые инвестиции
Во вторник, 25 мая, ближе к полуночи онлайн-кинотеатр ivi сообщил о закрытии нового раунда инвестиций на $250 млн. В компанию вложились ВТБ, Millhouse Романа Абрамовича, а также Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова. Из числа текущих акционеров в раунде также участвовали фонды Flashpoint Venture Capital, Baring Vostok и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) c партнерами.
Новые инвестиции пойдут на расширение базы собственного производства фильмов и сериалов, на покупки эксклюзивного контента, на продвижение сервиса и развитие технологий, рассказал Forbes основатель и генеральный партнер RTP Global Леонид Богуславский. По его словам, крупнейшими акционерами ivi стали ВТБ, Baring Vostok, RTP Global и Flashpoint. Интерес инвестировать в ivi проявляли многие, утверждает Богуславский: «Предложение консорциума ВТБ мы посчитали наиболее интересным».
Фонд Baring Vostok, один из первых и крупнейший акционер ivi, видит «существенный потенциал дальнейшего роста компании» и «продолжит поддерживать команду сервиса» в привлечении финансирования, совершенствовании корпоративного управления и других вопросах, сказал партнер Baring Vostok Дмитрий Каменский.
По словам источника, знакомого с условиями сделки, ВТБ выступает в сделке как финансовый инвестор: «Их задача заработать». Кроме того, ВТБ, Millhouse и Invest AG активно смотрят на сектора новой экономики, отметил он, как и другие.
«Мы позитивно оцениваем потенциал роста рынка и компании, поэтому стали самым большим участником раунда из существующих инвесторов — вторым после ВТБ», — рассказал Forbes управляющий партнер Flashpoint Александр Коноплястый. При этом доля Flashpoint в ivi выросла, фонд стал вторым крупнейшим акционером после Baring Vostok, добавил он. ВТБ получит в совете директоров компании одно место из 11. В совет войдет руководитель бизнеса прямых инвестиций «ВТБ Капитала» Тимофей Демченко, отметили в ВТБ.
Стороны сделки не раскрывают оценку, по которой компания привлекла инвестиции. «Оценка нас устроила», — рассказал Forbes основатель и гендиректор Ivi Олег Туманов. О сделке договорились и закрыли ее за два месяца, отметил он. Источник Forbes среди инвестбанкиров оценивает компанию примерно в $1 млрд. Компанию для сделки оценили чуть ниже $1 млрд, сказал источник, знакомый с условиями сделки. По его словам, ivi в ходе нового раунда была оценена в два раза дороже, чем в 2019 году, когда онлайн-кинотеатр привлек $40 млн от консорциума инвесторов.
В Millhouse отказались от комментариев. Представитель Invest AG не ответил на запрос Forbes.
Консорциум инвесторов, в который входит ВТБ, Абрамович, Абрамов и Фролов уже инвестировали вместе в IT -компании. В июне 2020 года «Яндекс» объявил о привлечении $800 млн финансирования за счет размещения вновь выпущенных акций класса А. Из них $600 млн вложили в равных долях «ВТБ Капитал», Ervington Investments Limited (принадлежит Абрамовичу) и Treliscope Limited (принадлежит Абрамову и Фролову).
Но это не единственное, что объединяет «Яндекс» и ivi. Обе компании были вынуждены менять свои планы после законопроектов депутата Госдумы Антона Горелкина.
Фактор Горелкина
В декабре 2020 года Горелкин внес в Госдуму законопроект, который ограничивает долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах в 20%. Если доля превысит это значение, то компания обязана объяснить целесообразность своей структуры собственности на правительственной комиссии, говорилось в пояснительной записке к документу. Одной из целей инициативы Горелкин называл деофшоризацию сегмента и пресечение вывода прибыли за рубеж — иностранные компании регистрируют российское юрлицо, которым фактически владеют зарубежные граждане или компании, заявлял ранее депутат Forbes.
Примерно за месяц до этого стало известно, что ivi планируется выйти на IPO и разместиться на бирже в Нью-Йорке. В итоге в компании сочли, что законопроект «негативно влияет на возможность сделки на публичном рынке» и отложили выход на биржу на неопределенный срок, говорил Forbes источник, близкий к ivi. Позднее компания и ее акционеры даже изучали возможность изменения ее корпоративной структуры, чтобы решить вопрос с законопроектом Горелкина, писал Forbes. Нужно сделать так, чтобы ivi осталась независимой компанией, которая могла бы развиваться, но при этом «дать должный уровень комфорта государству», говорил источник Forbes.
В итоге 20 апреля Горелкин заявил, что получил много откликов и критики на свой законопроект и перевнесет его. Но ivi в итоге привлек новые инвестиции не на публичном рынке. Текущая сделка готовилась не один месяц и напрямую с «отзывом» законопроекта Горелкина не связана, уверяет Forbes источник, знакомый с условиями сделки. Но привлеченные ivi инвесторы «безусловно, дают дополнительный комфорт всем стейкхолдерам», добавил он.
По законопроекту Горелкина ведется работа между ведущими компаниями отрасли и законодателями, говорит Коноплястый из Flashpoint. «Мы уверены, что в итоге будет принят сбалансированный и защищающий интересы отрасли и государства закон», — добавил он.
Похожая история ранее случилась с «Яндексом». Летом 2019 года Горелкин внес в Госдуму законопроект, запрещающий иностранцам владеть или контролировать более 20% «существенных информационных ресурсов» в России. Сам Горелкин прямо говорил, что поправки «безусловно» коснутся «Яндекса».
Спустя несколько месяцев «Яндекс» придумал новую структуру своей компании. Он создал некоммерческий Фонд общественных интересов, который может выдвигать двух из 12 директоров в совет директоров и блокировать консолидацию 10% и более экономического или голосующего интереса в одних руках. Фонд получил «золотую акцию» от «Сбера», сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож назвал ее «золотой акцией 2.0».
«Надо было найти решение, которое станет оптимальным для трех сторон: оставит в наших руках управление компанией, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах бизнеса «Яндекса» и защитит интересы страны. Вот к чему мы пришли после многих месяцев обсуждений», — писал Волож в письме сотрудникам.
После этого Горелкин отозвал резонансный законопроект из Госдумы, чтобы интегрировать в него предложения бизнеса и экспертов.
«Пресекаем вывод прибыли за рубеж»: зачем власти ограничивают долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах
Пока сложно говорить, помогут ли привлеченные инвестиции избежать действия законопроекта, так как доли инвестиций после недавнего раунда не раскрываются, рассказал портфельный управляющий УК «Система Капитал» Константин Асатуров. Законопроект Горелкина будет доработан, и, вероятно, таким образом, что будет устраивать всех участников процесса, добавил он. По его словам, у ivi остаются другие инструменты, чтобы «спастись» от законопроекта, кроме размывания доли иностранцев. «Например, можно, как это сделал «Яндекс», разделить акции по классам (с голосом и без)», — рассуждает Асатуров. В любом случае, считает он, ivi тем или иным способом сможет избежать негативных последствий новой регуляторной инициативы.
Будет ли IPO?
Ivi должна была разместиться на Nasdaq до конца января 2021 года, в декабре 2020 года банки-организаторы должны были начать встречи с потенциальными инвесторами, на которых обычно рассказывают о компании, ее бизнесе и перспективах развития, а уже во второй половине января провести road-show, сформировать книгу заявок и выйти на биржу, рассказывал один из собеседников Forbes.
«Мы довольно быстро привлекли от инвесторов такую же сумму инвестиций, как если бы делали IPO», — рассказал Forbes Леонид Богуславский. По его словам, основные акционеры не продали свои акции, хотя имели такую возможность. «Сделка показала, что для быстрорастущей, успешной компании IPO не критично», — отметил Богуславский. Он добавил, что в будущем он не исключает выход ivi на публичный рынок.
ivi может поменять корпоративную структуру ради выхода на IPO
Это был последний раунд инвестиций в ivi перед IPO, рассказал Forbes источник, знакомый с условиями сделки. От планов провести IPO компания не отказывается, добавил он.
Олег Туманов заявил Forbes, что не исключает планы компании выйти на IPO. «Компания уже заявила, что IPO остается их стратегической целью, а настоящий раунд дает им финансовую гибкость на текущий момент», — отметил Коноплястый из Flashpoint.
IPO все еще актуально для ivi, но привлеченные средства в размере $250 млн позволяют отсрочить это событие, считает Асатуров из УК «Система Капитал». Текущие акционеры рассчитывают, что собственный контент позволит сохранить за онлайн-кинотеатром его рыночную долю (по данным TelecomDaily, доля ivi упала в 2020 с 25% до 22,5%) и создаст более позитивный и выигрышный фон к моменту публичного размещения, полагает аналитик.
Конкурентный рынок
Онлайн-кинотеатр ivi привлекает средства с 2019 года. В 2019 году в компанию вложился консорциум инвесторов, в который входили РФПИ, Российско-Китайский инвестиционный фонд, суверенный фонд ОАЭ Mubadala Investment Company, Baring Vostok, Flashpoint, RTP Global и Winter Capital, ключевым инвестором которого является Владимир Потанин. В 2020 году онлайн-кинотеатр привлек кредит от Альфа-банка на 3,7 млрд рублей.
По итогам 2020 года объем рынка легальных онлайн-видеосервисов в России составил 38,9 млрд рублей, что на 52% больше, чем годом ранее, по данным TelecomDaily. Лидером рынка был ivi — его доля составила 22,5%. Его главный конкурент — Okko (принадлежит «Сберу») занимает 13,6% рынка. На третьем месте YouTube с долей 9%, далее идет Netflix, у которого 8,4% рынка.
Если раньше конкуренция на рынке была довольно низкой и доступ к зарубежным стриминговым сервисам для россиян был сильно ограничен, то с выходом на российский рынок таких игроков, как Netflix, Amazon Prime (а возможно, скоро выйдет и Disney+, напрямую или через партнерство со Сбербанком) уникальность и сравнительные преимущества ivi выглядят уже не так убедительно, говорит Асатуров из УК «Система Капитал».
Если отрасль и дальше будет развиваться по американскому сценарию, то каждая крупная студия будет создавать свой собственный стриминговый сервис, а доля онлайн-кинотеатров, которые агрегированно перепродают тот или иной контент, будет сокращаться, считает он. Сегодня проникновение онлайн-кинотеатров в России находится на довольно низком уровне для того, чтобы угроза отсутствия собственного контента считалась бы критическим недостатком, отмечает Асатуров: «Роста рынка хватит на всех, но многие игроки уже задумываются о собственном медиаконтенте». Он считает, что наличие собственного контента будет определяющим для успеха того или иного онлайн-кинотеатра в будущем.
Например, МТС недавно провела ребрендинг своего онлайн-кинотеатра, который теперь называется KION, и объявила об инвестициях в собственный контент. Кроме того, собственным производством кино и сериалов, помимо ivi, в России уже занимаются «Кинопоиск» (принадлежит «Яндексу»), More.TV (принадлежит НМГ), Start (на треть принадлежит «Мегафону»), Okko, MEGOGO и др.