ivi перенесла IPO на неопределенный срок из-за законопроекта депутата Горелкина
О планах компании ivi выйти на IPO на Нью-йоркской бирже NASDAQ стало известно в конце ноября. Материнская компания ivi.ru Media Ltd, зарегистрированная на Кипре, подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Но в итоге ей пришлось отложить размещение на неопределенный срок, рассказали два источника Forbes, знакомые с ходом подготовки к IPO. Причина — законопроект депутата от «Единой России» Антона Горелкина, который в конце декабря 2020 года предложил ограничить долю иностранцев в аудиовизуальных сервисах, сказал Forbes источник.
Один из источников говорит, что ivi должна была разместиться на бирже до конца января 2021 года. Второй источник это подтверждает и добавляет, что в декабре 2020 года банки-организаторы должны были начать встречи с потенциальными инвесторами, на которых обычно рассказывают о компании, ее бизнесе и перспективах развития. А уже во второй половине января ivi планировала провести road-show, сформировать книгу заявок и выйти на биржу, говорит один из источников.
Но депутат Антон Горелкин 18 декабря 2020 года внес в Госдуму законопроект, который ограничивает долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах двадцатью процентами. Если доля превысит 20%, то компания обязана объяснить целесообразность своей структуры собственности на правительственной комиссии, говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Горелкин рассказывал Forbes, что одной из целей его инициативы является деофшоризация сегмента и пресечение вывода прибыли за рубеж — иностранные компании регистрируют российское юрлицо, которым фактически владеют зарубежные граждане или компании.
«Пресекаем вывод прибыли за рубеж»: зачем власти ограничивают долю иностранцев в онлайн-кинотеатрах
Представитель ivi отказался от комментариев. Источник, близкий к компании, сказал Forbes, что законопроект негативно влияет на возможность сделки на публичном рынке. Источник Forbes, знакомый с планами выхода ivi на IPO, говорит, что компания сейчас пытается решить вопрос, к примеру, добиться смягчения или отмены законопроекта. Например, ранее ivi в составе Ассоциации «Интернет-видео», объединяющей несколько крупных видеосервисов, предупредила, что предложение Горелкина ограничит привлечение капитала в российские компании, остановит их развитие и откатит рынок на несколько лет назад.
Антон Горелкин рассказал Forbes, что компания ivi к нему не обращалась и он знает о ее планах о выходе на биржу из СМИ.
Сколько стоит ivi
До появления законопроекта Горелкина отдельные инвесторы (в основном фонды), купили доли в ivi на pre-ipo, говорит один из источников, знакомый с ходом размещения. Теперь они тоже ждут развития ситуации, говорит собеседник Forbes. «Россия, все уже было», — вздыхает он.
Перед подачей заявки на встречах для инвесторов, желающих зайти в капитал компании перед IPO, называлась предварительная оценка стоимости ivi примерно в $800 млн, говорит источник Forbes, знакомый с ходом подготовки к IPO. Другой источник Forbes, знакомый с ходом размещения, говорит, что ivi могла выйти на биржу по оценке в $1 млрд, а если компания оценит себя хотя бы в $2 млрд, то по мультипликатору она будет дороже, чем Netflix. В России есть бесплатное телевидение, в отличие от США, в связи с этим на рынке в нашей стране у платных онлайн-кинотеатров высокая конкуренция.
Помимо IPO онлайн-кинотеатр рассматривал и другие способы привлечь капитал. В апреле 2019 года стало известно, что переговоры о покупке ivi ведет оператор МТС, который оценил платформу в 20 млрд рублей. Тогда же РБК сообщило, что покупкой ivi интересуется и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Все пошли на IPO: что это значит и как быть частному инвестору
Онлайн-кинотеатр ivi в 2010 году основал предприниматель Олег Туманов. Среди его инвесторов фонды ru-Net, Tiger Global Management, Frontier Ventures, Winter Capital (основным инвестором которого является Владимир Потанин), Baring Vostok, Buran Ventures, РФПИ.
В 2019 году выручка ivi выросла на 55% и составила 6,1 млрд рублей, по данным самой компании. За 9 месяцев 2020 года выручка компании составила 6,3 млрд рублей, по данным источника Forbes, знакомого с ходом подготовки к IPO. Количество платящих пользователей ivi составило 1,25 млн по итогам 2019 года, а за 9 месяцев 2020 года оно увеличилось до 1,8 млн. Сервис много зарабатывает на рекламе — это отличает ivi от иностранных конкурентов, потому что в США онлайн-кинотеатры зарабатывает только на подписке, говорит собеседник Forbes.
«В России люди не любят платить деньги», — говорит он. За 9 месяцев 2020 года доля рекламы в выручке составила 18%, а в 2018 году доля рекламы составляла 30%. «Снижение доли рекламной выручки — это хорошо», — отметил собеседник Forbes.