Сбербанк и разработчик программного обеспечения для самоуправляемого транспорта Cognitive Technologies (CT) объявили о создании совместной компании Cognitive Pilot, которая займется развитием беспилотных технологий. Сбербанк получит 30% компании, остальное будет принадлежать основателям и менеджменту Cognitive Technologies. Возглавит совместное предприятие президент CT Ольга Ускова.
Cognitive Technologies вела переговоры о сотрудничестве с АФК «Система», но сделка не состоялась. «АФК «Система» через свои венчурные структуры активно мониторит рынок решений в области беспилотного вождения. В том числе мы общались и с Cognitive Technologies, но сейчас мы не рассматриваем сотрудничество с этой компанией», — сказал Forbes источник в «Системе». Пресс-служба АФК от комментариев отказалась, так же поступила Ольга Ускова.
Чем занимается компания Cognitive Technologies
На рынке высокотехнологичных компаний Cognitive Technologies известна с 1993 года, однако роботами она занялась только в начале 2010-х, а до этого специализировалась на разработке программного обеспечения для распознавания текстов. В 2015 году РБК писал, что идея компании родилась еще в конце 1980-х на кухне у одного из сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (ВНИИСИ). Ее авторами были физик-теоретик Ефим Щукин и руководитель лаборатории искусственного интеллекта ВНИИСИ Владимир Арлазаров (один из создателей программы КАИССА, которая в августе 1974 года стала первым чемпионом мира по шахматам среди компьютерных программ).
Арлазаров начал заниматься разработкой программы Tiger для распознавания текста на базе своей лаборатории, в которой тогда трудилась Ольга Ускова. Щукин говорил журналу РБК, что идея принадлежала ему, как и первоначальные инвестиции. По его словам, в 1993 году он вложил небольшие деньги в создание в Москве компании Cognitive Technologies Ltd, а через некоторое время просто отдал компанию Арлазарову, так как они были друзьями. Продажами в компании занялась Ольга Ускова.
С середины 1990-х компания стала активно сотрудничать с государственными структурами и корпоративными заказчиками. Партнерами Cognitive Technologies стали Пенсионный фонд, «Норильский никель», Магнитогорский металлургический комбинат, Газпромбанк. В 2000-х у компании появились контракты с Минкомсвязи (по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия»), а также с «Автодором», «Россетями», «Роснефтью» и «Роскосмосом». Cognitive Technologies поставляли партнерам системы электронного документооборота, системы управления закупочной деятельностью и системы электронной торговли. В 2009 году компания получила заказ на развитие системы мониторинга СМИ для администрации президента РФ, однако заказчик —« Росинформтехнологии» — остался недоволен работой и подал на компанию в суд. Суд иск отклонил. По данным РБК, стоимость каждого из этих контрактов могла составлять 20-30 млн рублей, при этом компания отчитывалась о многомиллиардной годовой выручке.
Мода на роботов
В начале 2010-х компания решила переориентироваться с разработки программного обеспечения на разработку роботов. В 2015 году в интервью «Бизнес Онлайн» Ольга Ускова рассказывала, что еще в 2011-м разработками CT в сфере беспилотного транспорта заинтересовался «немецкий автопром». Однако в итоге партнерство было заключено не с зарубежной компанией, а с «Камазом». «Мы создаем новое предприятие — «КАМА-авторобот», которое будет заниматься выпуском интеллектуальных узлов в первую очередь для «Камаза», а также и других покупателей, — рассказывала Ускова в интервью. — Для нас это уже долгая история, рассчитанная до 2035 года».
Однако фактически проект быстро свернули. На форуме «Открытые инновации» в октябре 2019 года Ольга Ускова говорила, что на основе технологий CT создано всего три автомобиля. «По контракту мы должны были произвести системы автоматизации второго уровня (автоматическое управление, при котором требуется участие человека. — Forbes) для трех автомобилей «Камаз». Они были произведены, сданы на самом высоком уровне. На нем проехало всё правительство страны. Существуют акты внедрения. После чего «Камаз» запросил деньги на серийное производство. «Камазу» этих денег не дали, и, насколько я знаю, серийное производство беспилотных автомобилей на текущий момент«Камаз» не делает», — объясняла она. «Камаз» в итоге создал беспилотный тягач совместно с «Вист Групп».
В начале 2019 года Ольга Ускова заявила в интервью Forbes: «У нас есть девять машин: и легковые, и грузовые, и сельскохозяйственные. Нам не очень важна марка, важны параметры машины, то есть угол зрения — с какой высоты оценивается дорожная ситуация».
По словам Ольги Усковой, технологии Cognitive Technologies сегодня используются на 250 автомобилях. Марки автомобилей она назвать отказалась. Пресс-секретарь CT Николай Никольский уточнил, что компания делает не машины, а системы компьютерного зрения и искусственного интеллекта для управления беспилотным транспортом. «Тестирование проводится на транспортных средствах заказчика, если это авто, то на авто. Если комбайны, на комбайнах, если поезда, на поездах. На скольких машинах проводится тестирование — компания не раскрывает», — сказал он.
«Наша компания фокусируется на разработке беспилотных систем для сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта и автомобильных компонентов. Время показных машинок прошло, сейчас речь о масштабируемых технологиях и реальной экономике. Наши разработки встроены в промышленные партии техники во всех перечисленных отраслях», — сказал Forbes генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.
- «Мы перешли в мир робочеловеческий»: правила бизнеса основателя Cognitive Technologies Ольги Усковой
- Джек-пот Ольги Усковой: как беспилотные автомобили научились ездить по снегу и бездорожью
В Cognitive Technologies и Сбербанке сумму сделки называть отказались, однако, по словам Усковой, «после сделки с Mail.ru, эта — на российском рынке высокотехнологических компаний — самая крупная». В июле Сбербанк и Mail.ru объявили о создании совместного предприятия, в которое планируют инвестировать 64 млрд рублей.
Сегодня беспилотный транспорт в России наиболее активно развивает «Яндекс»: его лаборатория пока что остается единственной в России, кто получил разрешение на тестирование 64 беспилотных автомобилей в особых зонах в условиях городской среды в двух регионах (в Москве и Татарстане). В «Яндексе» считают, что сам факт сделки может позитивно сказаться на рынке. «Мы надеемся, что с развитием рынка темпы перехода к более прогрессивному регулированию в сфере беспилотного транспорта ускорятся. От этого выиграет вся индустрия», — заявили в пресс-службе беспилотного подразделения компании.