Наземные испытания пилотируемого корабля SpaceX Crew Dragon завершились неудачно. Это признал глава NASA Джим Браденстайн в своем Twitter. По его словам, сначала испытания шли хорошо, но в финале произошла «аномалия». Пострадавших нет, согласно сообщению Reuters со ссылкой на Florida Today. Как это повлияет на американскую программу пилотируемых полетов?
По свидетельствам очевидцев, наблюдался оранжевый дым над местом испытаний, а блогер Astronut099 разместил фото взрыва Crew Dragon.
Тесты проводились на стенде, модуль никуда не летал, экипажа в нем не было. Ресурс SpaceNews поясняет, что неполадки произошли при испытании системы аварийного спасения. Дело в том, что текущая версия Crew Dragon садится на парашютах на воду, и тормозные двигатели ей (в отличие от российского корабля «Союз») не нужны. Однако при аварии на траектории запуска необходимы ракетные двигатели, которые позволяют увести модуль от ракеты и набрать нужную высоту для использования парашютов. 11 октября 2018 года аналогичная система на ракете «Союз» спасла российско-американский экипаж, отправлявшийся на МКС.
«SpaceX уведомило NASA о результатах статических огневых испытаний и аномальном поведении в финале тестирования. Мы совместно работаем, чтобы убедиться в безопасности [астронавтов] и продвижении в нашей программе коммерческих пилотируемых запусков Commercial Crew Program», — заявил Браденстайн в твиттере.
Таким образом, на программу этот инцидент серьезного влияния не окажет. Однако любые неполадки требуют поиска причин, исправления и новых тестов. В космической индустрии это достаточно дорогостоящий и не очень быстрый процесс, поэтому ожидать первого пилотируемого полета SpaceX на МКС в июле, по старому расписанию, не стоит. Ресурс Spacenews полагает, что теперь первый пилотируемый полет Crew Dragon состоится не ранее осени. Учитывая, что Boeing также отложил тестовый полет своего корабля Starliner (который необходим перед пилотируемым), полеты к МКС как минимум до осени 2019 года возможны только на российских кораблях «Союз». Других способов доставить людей на орбиту просто нет, так как Китай не участвует в проекте МКС.
Сдвиг сроков для пилотируемого полета незначительно повлияет на SpaceX, которая основные доходы сейчас получает от грузовых запусков. Какие-либо неполадки при реальном запуске уже могли бы серьезно сказаться на будущем бизнесе компании. Корабль Crew Dragon планировалось использовать для полетов к МКС (стоимость запусков оценивается в $405 млн) и, возможно, к лунной станции Stargate, если не будет вовремя готов корабль Orion концерна ULA и ракета SLS для него.
NASA предусматривало возможные задержки и заранее купило еще два места для американских астронавтов в 2019 году, так что сможет обеспечить непрерывность пребывания своих сотрудников на МКС.
Теоретически «Роскосмос» мог бы использовать задержку с пилотируемыми пусками, чтобы перехватить инициативу: например, снизить цену на доставку, как это в 2010-е годы сделал Илон Маск с грузовыми стартами. Однако NASA твердо намерено разработать альтернативу кораблям «Союз», в том числе из-за сильного роста цен на доставку астронавтов после 2011 года. Новый российский пилотируемый корабль «Федерация» отодвигается все дальше по срокам, а количество стартов на МКС невелико. Небольшая отсрочка и несколько новых заказов вряд ли решат проблемы госкорпорации.