Фирма | Тип корабля | Назначение | Высота | Время в невесомости | Стоимость |
---|---|---|---|---|---|
Virgin Galactic | SpaceShipTwo | Суборбита | 90 км | 3 мин. | |
Blue Origin | New Shepard | Суборбита | 105 км | 5 мин. | |
«Роскосмос» | «Союз» | Орбита | 260 км | 1 сутки | |
«Роскосмос» | «Союз» | На МКС | 410 км | до 10 суток | |
«Роскосмос» | «Союз» | Облет Луны | 380 000 км | до 7 суток | |
SpaceX | Crew Dragon | Облет Луны | 380 000 км | до 7 суток |
Космос со скидкой. Сможет ли Илон Маск сбить цены на полеты к орбите и Луне
Космическая конкуренция
На сегодня в космосе побывало лишь 7 туристов (в 2001-2009 годах), официально они назывались «участниками космического полета» и летали на российский сегмент Международной космической станции на корабле «Союз». Оператором запуска являлась американская компания Space Adventures.
Более земные способы прикоснуться если не к космосу, то хотя бы к космонавтике предлагаются различными российскими туроператорами: покрутиться в центрифуге Центра подготовки космонавтов, совершить «полет в невесомость» на самолете Ил-76 МДК, на котором тренируются космонавты, или взлететь на границу стратосферы на истребителе МиГ-29.
Реальный космос начинается на высоте 100 км и выше, здесь проходит так называемая «линия Кармана», которая условно отделяет воздушное пространство от космического, по мнению Международной авиационной федерации. Весь мир, кроме ВВС США, согласен с этой границей, но американские пилоты считаются побывавшими в космосе, если смогли подняться на высоту более 81 км. Такие полеты совершались в 60-е годы прошлого века на ракетоплане X-15, а сегодня — во время испытательных стартов компании Virgin Galactic.
Virgin Galactic, основанная британским предпринимателем Ричардом Брэнсоном в США, разрабатывает свою авиакосмическую туристическую систему уже более 15 лет. В 2019 году разработчики вплотную подобрались к границам космоса. 22 февраля 2019 года ракетоплан SpaceShipTwo поднялся до высоты почти 90 км. На борту впервые находился пассажир — кроме двух пилотов, в ракетоплане летел сотрудник Virgin Galactic, тренер и инструктор будущих туристов Бет Мозес.
Главный конкурент Virgin Galactic — американская компания Blue Origin, основанная самым богатым человеком на Земле, владельцем Amazon Джеффом Безосом. Blue Origin уже полтора десятка лет создает многоразовую суборбитальную ракетную систему, способную запустить по баллистической траектории капсулу с туристами на высоту около 105 км и безопасно вернуть обратно. Уже проведены многократные испытания, которые подтверждают готовность ракеты и корабля доставлять всех желающих до космоса. Официально цена еще не названа, но ориентировочно она будет примерно такой же, как и у компании Ричарда Брэнсона, — $200 000-300 000 за несколько минут в невесомости и шикарные виды из иллюминатора.
Космический корабль Crew Dragon, чей испытательный полет прошел со 2 по 8 марта, разработан по заказу NASA, чтобы вернуть США возможность доставлять свои экипажи на Международную космическую станцию. Согласно подсчетам NASA, доставка одного астронавта на МКС на Crew Dragon может стоить меньше $60 млн, то есть на 25% дешевле, чем на «Союзе». Однако полная стоимость отправки этого корабля на орбиту, согласно докладу аналитика NASA Эдгара Запаты, — $405 млн. То есть цена в $60 млн за кресло актуальна только для 7-местного варианта, но NASA планирует использовать Crew Dragon в 4-местном варианте, доставляя на станцию вместе с астронавтами еще и грузы.
Илон Маск планировал использовать Crew Dragon для туристических запусков к Луне. Цена такого полета называлась «сравнимой» со стоимостью российского прайса доставки на МКС для астронавтов NASA, что в те годы составляло $70 млн.
Еще один один способ увидеть Луну с близкого расстояния — купить билет на создаваемый той же SpaceX пилотируемый космический корабль Starship. Он гораздо крупнее Crew Dragon. Размеры герметичного объема Starship могут составить 1000 кубических метров против примерно 10 у Crew Dragon. Рассматривать Starship в качестве реального предложения пока рано, хотя первый тур до Луны на нем уже продан японскому миллиардеру Юсаку Маэдзава.
Впрочем, пока единственный способ за деньги слетать в космос — купить место на российских «Союзах». Стоимость полета к МКС певицы Сары Брайтман в 2015 году оценивалась в $52 млн (на этапе подготовки она отказалась от полета). Еще больше — $82 млн — за отправку каждого астронавта на МКС платит NASA. Однако с началом использования американских пилотируемых кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner в 2019 году потребность в российском корабле снизится и стоимость полета на нем может упасть. Например, в 2018 году стоимость полета на МКС арабского космонавта оценивалась в $40 млн (полет не состоялся из-за аварии ракеты-носителя).
Цена туристического полета на российском «Союзе» может снизиться и благодаря изменению маршрута. «Роскосмос» рассматривает возможности запуска туристов «по маршруту Гагарина», т. е. без стыковки с МКС. Предыдущий глава «Роскосмоса» Игорь Комаров в интервью CNBC в 2016 году оценивал стоимость туристического полета на низкой орбите в $30-40 млн. Российский разработчик кораблей «Союз» РКК «Энергия» предлагает и полеты на окололунную орбиту и обратно — за $120 млн, но для модернизации существующих кораблей и ракет требуется найти не меньше 10 заказчиков. Полет предполагалось осуществить на ракете «Протон-М» или «Ангара А5».
Также в России развивается частная компания «Космокурс», которая также планирует создать средство для полета до высоты 200 км по суборбитальной траектории. Правда, первые экскурсии в космос станут возможны не раньше 2025 года по цене, сравнимой с Virgin Galactic и Blue Origin.