Бразильское рекламное агентство F/Nanza Saatchi&Saatchi создало и выложило в интернет видеоролик о фотографах, работающих в зонах конфликтов. Основная сюжетная линия посвящена фотокорреспонденту, который освещает протесты на пекинской площади Таньаньмэнь в 1989 году и делает на камеру Leica знаменитое фото «Неизвестный бунтарь». Пятиминутное видео завершается кадром с логотипом Leica.
Уже на следующий день после выхода ролика китайская платформа микроблогов Weibo запретила пользователям употреблять в постах название производителя — за «нарушение законов, правил или рекомендаций сообщества», сообщает Bloomberg. В комментариях многие пользователи критиковали видео и распространяли хэштег «Leica оскорбляет Китай», который позднее был удален, пишет Reuters. Однако были и те, кто хвалил создателей ролика за смелость и присылал эмодзи в виде свечи — это неофициальный символ памяти жертв событий, произошедших на Таньаньмэнь. На данный момент большинство сообщений пользователей удалено администрацией сайта.
Представитель Leica Эмили Андерсон заявила китайской газете South China Morning Post, что не была заказчиком ролика. По ее словам, компания должна «дистанцировать себя от содержания видео и сожалений, недопонимания или неверных выводов, которые можно было сделать».
Агентство F/Nanza Saatchi&Saatchi ранее уже создавало видео для Leica, отмечает Reuters. В своем Twitter агентство опубликовало видео с подписью: «Вдохновлено историями фотографов, которые не жалеют сил, чтобы каждый увидел реальность. Leica отдает дань уважения этим смелым профессионалам». На запрос о комментариях рекламное агентство не ответило.
Некоторые пользователи посчитали, что скандал может повредить партнерству Leica с Huawei, пишет Reuters. На сайте компании указано, что с китайским гигантом у нее стратегическое партнерство — камеры Leica устанавливают на смартфоны Huawei. Huawei от комментариев отказалась.
«Неизвестный бунтарь» — реальная фотография, на которой неизвестный преграждает путь колонне танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Снимок был сделан сотрудником агентства Associated Press Джеффом Уиднером с шестого этажа гостиницы «Пекин». Личность и дальнейшая судьба «бунтаря» остались неизвестны. Протесты 1989 года спустя почти 30 лет остаются очень деликатной темой в Китае, пишет Reuters. Власти никогда не называли число погибших, а обсуждение произошедшего в социальных сетях подвергается цензуре, пишет агентство.
Leiсa — не первая западная компания, у которой из-за рекламы возникли проблемы на китайском рынке. В январе 2018 года американской авиакомпании Delta Airlines пришлось извиниться перед Пекином за внесение Тайваня и Тибета в список независимых стран на своем сайте. Китай считает эти территории своими провинциями. В ноябре 2018 года китайские онлайн-ретейлеры начали массово снимать с продажи продукцию модного дома Dolce&Gabbana. Причиной стал видеоролик, в котором китайская модель пытается есть блюда итальянской кухни (пиццу, спагетти, пирожное «канолли») при помощи палочек, но это плохо у нее получается. Интернет-пользователи из Китая сочли рекламу обидной насмешкой над традиционной культурой страны.