$1,5 млрд с картинки: зачем идет на биржу «любимая соцсеть американских мамочек» Pinterest
Социальный сервис для подбора картинок Pinterest придумали в 2010 году бывшие сотрудники Google и Facebook Бен Зильберман и Эван Шарп, а также венчурный капиталист Пол Саерра (в 2012-м вернулся в инвестиционную индустрию, перейдя в фонд Andreessen Horowitz). В противовес конкурентам из Facebook и Twitter, которые ориентировались в первую очередь на текстовой контент, Pinterest с самого начала постулировал стратегию с упором на визуальные материалы. Пользователи сервиса создают «доски», на которые виртуальными «кнопками» (pins — отсюда и название компании) прикрепляют картинки — фотографии, иллюстрации, скриншоты, 3D-модели и любой другой визуальный контент.
Сервис быстро стал популярным в США и уже в 2012-м попал в элитный клуб стартапов-«единорогов» — непубличных технологических компаний оценкой от $1 млрд. В 2019 год Pinterest вошел с месячной аудиторией в 250 млн активных пользователей, а также базой из 4 млрд «досок» и 175 млрд изображений. В конце прошлой недели компания подала заявку на IPO. Pinterest планирует разместить на Нью-Йоркской фондовой бирже под тикером PINS акции на сумму $1,5 млрд и получить оценку всего бизнеса не ниже $12 млрд, следует из проспекта IPO. Что еще компания рассказала о себе в преддверии трансформации в публичную корпорацию?
Материнский инстинкт
У Pinterest, как следует из разъяснений самой компании, привлекательная для рекламодателей аудитория. Две трети пользователей – женщины, из них большинство — молодые матери из поколения миллениалов с доходом выше среднего. Именно ядерной аудитории сервиса в домохозяйствах принадлежит решающее право о покупке товаров и услуг для семьи, отмечает компания со ссылкой на итоги исследования Comscore. Портал Quartz в этой связи прямо называет Pinterest «любимой соцсетью американских мамочек».
Несмотря на то, что компания подчеркивает в проспекте IPO планы международной экспансии, у нее есть проблемы с расширением аудитории. Если в первые годы количество пользователей росло лавинообразными темпами (с 11,7 млн до 100 млн в период 2012-2015 годов), то в последние — стабилизировалось. Pinterest прямо признает, что ресурс роста в сегменте целевой аудитории — американских женщин — с высокой долей вероятности исчерпан.
Последний раунд инвестиций Pinterest закрыл в 2017 году, когда привлек $150 млн и получил оценку $12,3 млрд. Средства были необходимы для развития поисковых технологий с алгоритмами машинного обучения. Так, сервис запустил функцию «Объектив», которая позволяет распознавать объекты, например, кроссовки, через камеру телефона и находить похожие изображения в сервисе. Ради раскручивания функции компания даже развернула первую для себя крупную рекламную кампанию в США.
Все эти усилия были призваны сделать эффективной бизнес-модель сервиса. На протяжении восьми лет основным источником доходов Pinterest оставалась реклама. Поскольку пользователи на платформе всегда указывают свои интересы, чтобы изучать подходящие им «доски», рекламодателям удобно таргетировать свои кампании. Однако это качество сервиса до сих пор не сделало его прибыльным: в проспекте говорится, что при почти двукратно выросшей в 2018 году выручке (до $756 млн) Pinterest остался убыточным. Убыток, правда, сократился также в два раза — со $130 млн до $63 млн.
Почему компания не боится признаваться в нерентабельности и на что рассчитывает на бирже?
Конкурируют все
Необычная модель Pinterest делает компанию конкурентом почти всех технологических гигантов мира. С одной стороны, проект очевидно борется за аудиторию с главным визуальным сервисом планеты — Instagram, чья пользовательская база уже превышает 700 млн человек. С другой — в конкурентах и любимый видеомессенджер американских подростков Snapchat, и даже Google: поисковый гигант развивает собственную технологию покупок на основе изображений – аналог самого перспективного инструмента монетизации Pinterest. Наконец, в той же нише – сделки на основе алгоритмов с привлечением искусственного интеллекта – ищет себя крупнейший онлайн-ретейлер мира Amazon.
«В первую очередь, мы конкурируем с потребительскими интернет-компаниями, которые являются либо инструментами (поиск, электронная коммерция), либо СМИ (новостные ленты, видео, социальные сети)», — описала этот феномен сама компания в проспекте IPO. В конкуренты Pinterest зачислил даже сайты рецептов Allrecipes и Tastemade, а также портал-витрину дизайном-интерьеров Houzz.
Сервис выходит на биржу в момент, когда на рынке переплетаются разные сегменты и бизнес-модели. Тот же Instagram на прошлой неделе встроил опцию покупок товаров и услуг внутрь собственной программной архитектуры — пользователям теперь не придется уходить из приложения на другие сайты, чтобы совершить оплату. Это может больно ударить по маркетплейсам, использовавшим Instagram как платформу-посредника с клиентом. В то же время онлайн-гиганты во главе с Amazon активно распространяют свое влияние и в офлайн – поглощают розничные сети, открывают бесконтактные магазины, выпускают «железо», привязанное к собственным сервисам.
На этом фоне Pinterest все равно упирает на собственную уникальность. Проект «не является ни чисто медийным каналом, ни чисто сервисным продуктом. Это многофункциональное приложение, которое удовлетворяет как эмоциональные, так и функциональные потребности», – разъясняется в IPO. Именно такую модель – на стыке гедонистического сервиса для просмотра красивых картинок и онлайн-ретейла – должны оценить инвесторы, рассчитывает компания.
«Основное преимущество Pinterest — исторически набранная аудитория», – рассуждает заместитель гендиректора сервиса вызова такси «Ситимобил» Александр Горный. К перспективам монетизации американской компании эксперт относится со скепсисом: «Ничего лучше рекламы [для монетизации] они не придумали».