К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Энциклопедия неудач: как уникальные технологии хоронят проекты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
CB Insights проанализировало причины неудач 287 стартапов

Стартап Adero — финансируемый Amazon производитель устройств для отслеживания объекта (до декабря 2018 TrackR) — увольняет половину сотрудников и полностью закрывает производство. За год капитализация компании упала более чем в три раза, с $150 млн до $40 млн. Adero — пример общих проблем развития стартапов, производящих высокотехнологичные устройства. Если продукт уникален, есть риск, что его производство окажется слишком капиталоемким даже для таких хорошо капитализированных стартапов. Еще больших затрат, как в случае с Adero, требует производство недостаточно уникального продукта.

Исследование CB Insights показывает, что многие технологические стартапы удачно доходят до прототипа и пилотных тестов. Но 70% из них погибает в течение первых двух лет после привлечения инвестиций, так и не запустив серийное производство. Что мешает разработчикам?

В плену идеи

От идеи до первого образца — один шаг. Разработчик делает прототип буквально на коленке из подручных материалов. Бывает, что он даже рабочий, но все же далек от красивого технологичного решения, которое можно запустить в серийное производство. Но основатель не всегда готов увидеть недостатки первого концепта. В результате продукт запускается в серию сырым и вызывает много нареканий. Недовольство клиентов — серьезное испытание для стартапа, способное даже убить его.

 

Так в 2018 году погиб американский стартап Pearl Automation, разработавший и запустивший в производство беспроводную камеру заднего вида. Проект в 2014 году основали три инженера из Apple, и он привлек $50 млн от Accel, Shasta Ventures, Venrock и Wellcome Trust. Запуск первых продаж продукта разочаровал всех большим числом сгоревших приборов. В результате основатели объявили о закрытии проекта.

Обычно от идеи до первой версии продукта (MVP) разработчик делает много итераций улучшения — доводка занимает 1-1,5 года, а идея значительно трансформируется. Даже при разработке спецификаций часто выясняется, что какие-то детали невозможно произвести серийно, и в уже «готовый» продукт вносятся технические изменения.

 

Реальна ли потребность?

Второй барьер — неготовность рынка. Многие изобретения Леонардо в XV веке так и остались на бумаге, но были реализованы в XIX-XX столетиях, потому что созрела потребность в них. Создавать новый рынок — задача сложная даже для корпораций, а для большинства стартапов неподъемная. Яркая иллюстрация — гибель американского стартапа Airware, первопроходца на рынке коммерческих дронов, поднявшего $118 млн, но так и не сумевшего создать новый рынок.

Хорошо, когда высокотехнологичный продукт разрабатывается в ответ на запрос потребителя. Так, первый устойчиво управляемый вертолет создан в 1922 году под заказ армии США.

Отличные перспективы и у инновационного решения, способного затмить востребованные продукты других производителей. Стартовавшая в 2001 году в новосибирском научном центре компания InnaLabs разработала вибрационные гироскопы нового поколения и потеснила на рынке таких гигантов, как Sagem, Honeywell, BAE, Northrop и др.

 

Просчеты в расчетах

Успех предприятия связан с себестоимостью производства. При точном расчете и постоянных улучшениях процессов и продукта ее можно снижать. Однако сделать такой расчет сложно, и запуск серийного производства часто выявляет недостаточно хорошо спланированные расходы. Из-за большого процента брака, дополнительных издержек на входной контроль, изменения цен на оборудование и техническое обслуживание станков увеличивается себестоимость производства (в 2-5 раз), а продавать продукт дороже невозможно. В результате экономический смысл производства исчезает.

Так, в 2018 году о закрытии проекта объявил первый в мире разработчик и производитель 3D-наушников OSSIC X (ранее SonicVR). Создатели не только разработали уникальный продукт, но и выпустили его пробные партии. Однако фаундеры были вынуждены закрыть проект, заявив, что продукт все еще требует значительных вливаний капитала, чтобы перейти на полное массовое производство, и у компании нет денег.

Человеческий фактор

Нередко плохо спланированы расходы на HR. Между тем поиск и обучение персонала — это один из самых важных процессов при производстве технологичного продукта: от сотрудников зависит его качество, а цена ошибки высока.

Например, двигатели Rolls-Royce собирают высококвалифицированные рабочие. Утром они получают корпус и монтируют на него все детали. В конце дня каждый сборщик ставит на двигатель свой штамп и несет всю ответственность. Обучают таких рабочих несколько лет, и Rolls-Royce очень много вкладывает в людей.

Деловая культура

Помешать запуску серийного производства могут и традиции ведения дел в стране его локализации. Например, может показаться, что в Китае дешевле организовать производство технологичного продукта — там развитая инфраструктура и много профильных поставщиков. Однако такая экономия может убить проект. В Китае высок риск потери интеллектуальной собственности, и организовать контроль качества там сложнее, чем в России или в Европе.

 

В 2008 году компания Hops-Outdoor решила перезапустить «замороженное» производство в Китае, наладив там выпуск новой версии проекторов. В результате вместо запланированных полутора месяцев главный инженер компании провел в командировке три. Планы скорректировала одна национальная особенность — оказалось, что китайские рабочие все делают правильно, пока за ними надзирает начальник. Стоит отвлечься, и качество потеряно. Поэтому, решая вопрос о локализации производства, надо оценивать как возможности, так и страновые риски.

Потеря гибкости

Для технологического продукта важна гибкость производства. Оно должно быть построено так, чтобы можно было быстро развивать продукт: дорабатывать, учитывать запросы рынка и изменение ПО. Инженерный состав должен быть рядом с производственным, иначе вносить быстрые изменения в продукт не получится. Этот риск надо учитывать, размещая завод в другой стране или городе: ведь если начальник производства в Китае, а технический директор в России, он будет разрываться между R&D-подразделением и производством.

Тысяча «мелочей» и качество

И наконец, самое важное и сложное при организации серийного производства технологичного продукта — обеспечить его стабильное качество на выходе. Решить эту задачу можно, реализовав систему мер. Продукт должен быть хорошо спроектирован, спецификации и технологические карты проработаны, а процессы просчитаны до мелочей: оцифрованы операции, расход материала, машинное время, сроки и объемы поставок. Цепочка производства должна быть ровной — каждая операция в ней должна выполняться за примерно одинаковое время.

Производство — монотонный процесс: каждый следующий прибор не должен отличаться от предыдущих в партии, никакого творчества, только четкое выполнение инструкций и процедур.

 

Запуск серийного производства технологичного продукта — это путь от яркой идеи к строгой, сложной, выверенной до мелочей промышленной системе. Управление производством предполагает одновременное решение тысячи важных вопросов. Не каждый разработчик готов и способен отказаться от творчества и погрузиться в бесконечные подсчеты и детали. Возможно, и в этом тоже кроется важная причина того, что далеко не все MVP запускаются в серийное производство.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+