К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Facebook вступил в борьбу с антипрививочным движением

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На фоне эпидемии кори, разворачивающейся в Европе и уже затронувшей США, социальная сеть пытается принять меры, чтобы остановить распространение конспирологических домыслов о прививках

Число случаев заболеваний корью в 2018 году в Европе утроилось по сравнению с предыдущим годом, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, достигнув 83 000 случаев. Источник эпидемии — Украина, где зарегистрировано 54 000 случаев. В США, где о полной победе над корью было объявлено в 2000 году, заболевание зарегистрировано в 10 штатах. Причиной эпидемической вспышки на Украине считают нехватку вакцины, однако в Европе и США вину за эпидемию возлагают на сторонников «антипрививочного» движения. В одном из округов США, где зарегистрировано 25 случаев кори, четверть школьников, как оказалось, не были вакцинированы. Многие эксперты возложили часть вины за сложившуюся ситуацию на социальные сети, и, в частности, Facebook, где распространяется значительная доля антинаучных фальшивок о вреде вакцинации. Представители Facebook сообщают о принимаемых мерах, однако указывают на ограниченность своих возможностей. Этой проблеме посвящена недавняя статья в Washington Post.

Политика Facebook официально запрещает рекламировать статьи с недостоверной информацией. Информация по вопросам здоровья в Facebook должна подвергаться так называемой «сторонней проверке фактов», и в том, что касается прививок, эта политика начала проводиться достаточно жестко. В результате, по данным Национального бюро экономических исследований США, доля «расшаров» статей с недостоверной информацией о прививках снизилась. Однако для «антипрививочников» основной канал распространения информации — не статьи, а личное общение в группах, и в данном случае инструменты администрации соцсети крайне ограничены. По мнению соавтора исследования НБЭИ профессора Кэтрин Такер, это гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае попытки остановить обмен информацией «приходит в конфликт с принципами свободы слова».

Администрация Facebook много раз публично заявляла о своей приверженности принципам борьбы с ложной информацией. В особенности это касается вопроса о прививках. Еще в 2015 году Марк Цукерберг написал в своем посте: «Данные науки предельно ясны: прививки эффективны и важны для здоровья каждого в нашем обществе». Тем не менее, на практике возможностей ограничить распространение информации у соцсети не так уж много. В ответе редакции Washington Post представитель соцсети заявил: «Хотя мы упорно работаем над тем, чтобы удалять контент, противоречащий нашим принципам, но в то же время даем нашему сообществу возможность контролировать то, что оно хочет видеть, а также выражать свое мнение и делиться своими взглядами с окружающими. Но если контент выходит за границы допустимого и нарушает наши принципы, то мы удаляем его, как только узнаем о нем». По его словам, социальная сеть работает над тем, чтобы сделать более доступной точную научную информацию об этой проблеме, однако эта работа только началась. В настоящее время администрация надеется, что свободная критика со стороны пользователей соцсети может в достаточной мере противостоять распространению антинаучной дезинформации.

 

Недавнее исследование газеты Guardian показало, что в выдаче поиска по Facebook по запросу «вакцина» преобладает антипрививочная пропаганда. Автор расследования создал для этого новый экаунт без «друзей», так что у алгоритма не было никаких оснований предпочесть именно этот тип ссылок. На русскоязычный запрос «прививки» в выдаче появляется ссылка на антипрививочный форум «Прививки: добро или зло нашим детям».

Значительная часть антипрививочной конспирологии восходит к исследованию 1998 года, связывающему вакцинацию детей с аутизмом, выводы которого вскоре были полностью опровергнуты. Спустя двадцать лет после злосчастной публикации Всемирная организация здравоохранения признала «страх перед прививками» одной из десяти «главных угроз здоровью» в 2019 году.

 

В России ситуация с корью ухудшилась в течение последнего года. Отдельные очаги заболевания появились в летние месяцы. В декабре-январе число заболевших превысило аналогичный период 2017-2018 годах в три раза, однако абсолютные цифры пока невелики (2538 случаев), согласно данным Роспотребнадзора, опубликованным Interfax. Это почти в десять раз ниже, чем в Европе (исключая Украину). Охват вакцинацией у годовалых детей в России достигает 98%. Однако надежные данные о вакцинации взрослого населения отсутствуют. Прививку от кори для взрослых следует повторять каждые 20-25 лет. Корь высокоинфекционна: при контакте с заболевшим невакцинированный человек заболевает практически со стопроцентной вероятностью.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+