На днях компания Boeing провела успешные летные испытания своего летающего беспилотного такси. Мир еще не успел пересесть на беспилотные автомобили, а уже стоит на пороге новой транспортной революции. Россия пока отстает от общемировой тенденции, причем не технологически, а в создании законов. Но «лед тронулся».
В 2018 году случилось эпохальное для отрасли событие. 26 ноября премьер-министр подписал постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». Так в России впервые появился хотя бы какой-то акт регулирования инновационного колесного транспорта, проще говоря — «беспилотников». До этого момента формально их можно было тестировать только на полигонах.
Подстройка законов
Российское законодательство не предусматривает «беспилотные» машины. Что неудивительно — это проблема знакома всем странам мира. Поскольку без корректировок правовой базы даже тестировать их практически невозможно, в мире повсеместно стали приниматься новые законы.
Например, в США специальное регулирование введено как минимум в половине штатов, что неудивительно — этот процесс начался еще в 2011 году. Другой пример — Германия, где еще в середине 2017 года изменили ПДД, чтобы открыть дороги общего пользования для высокоавтоматизированных машин. Они должны быть оснащены специальным черным ящиком, а ответственность за причинение вреда для таких авто удвоена. Зато водителю официально разрешено отвлекаться от управления машиной — он должен лишь сохранять «достаточную внимательность», чтобы взять управление на себя, если этого потребует система или дорожная обстановка.
К 2017 году законодательство, разрешающее тестирование беспилотного транспорта, было принято во всех скандинавских странах. Последней из них стала Норвегия, в которой закон «Об испытаниях высокоавтоматизированных автотранспортных средств» вступил в силу с 01 января 2018 года. Он позволит проводить испытание машин с любой степень автоматизации на дорогах общего пользования. Это распространяется даже на те случаи, когда водителя в машине вообще нет.
Не отстают и азиатские страны. Дальше всех продвинулся Сингапур. В этой стране также разрешено тестирование всех видов беспилотных транспортных средств, и голландская компания 2getthere активно тестирует там беспилотник на магнитной подушке (!). Там же тестируются беспилотные грузовики, автобусы и шаттлы. По замечаниям экспертов, это объясняется не только приличной инфраструктурой, но и внятным законодательством.
Самая беспилотная страна
В результате реализации первых попыток регулирования беспилотников в 2018 году аудиторская компания KPMG составила своеобразный рейтинг стран. В нем 20 государств были ранжированы по степени готовности внедрения нового колесного транспорта. За основу были взяты такие критерии, как наличие специального регулирования, степень развития технологий, наличие инфраструктуры и восприятие высокоавтоматизированного транспорта потребителями.
Победили Нидерланды, на втором месте Сингапур, на третьем — США. Лидер рейтинга разрешил тестирование в 2015 году, а в 2017 эксперимент был расширен даже на те машины, где водителя нет внутри.
Россия в этом рейтинге занимает 18-е место, опередив лишь Мексику и Индию. По критерию развитости технологий наша страна заняла последнее место. Хотя с этим можно поспорить — беспилотная машина «Яндекса» вызвала фурор на выставке CES в Лас-Вегасе (США). Смогли ли законодатели обеспечить «зеленый свет» для развития российских роботизированных автомобилей?
Основные положения принятого постановления таковы:
- С 1 декабря 2018 по 1 марта 2022 года будет проходить правовой эксперимент, когда высокоавтоматизированные автомобили смогут двигаться по дорогам общего пользования наравне с другими участниками движения.
- Эксперимент будет проходить на территории города Москвы и Республики Татарстан.
- На дороги общего пользования будут допущены беспилотные автомобили, в которые внесены конструктивные изменения, связанные с их оснащением автоматизированной системой вождения. Также требуется вести видеозапись действий водителя и дорожной остановки, установить кнопку активации/деактивации системы автоматического вождения и встроить «черный ящик». Снаружи должен быть нанесен знак «автономное управление».
- Для получения разрешения на тестирование автомобиля заявитель должен обратиться в специальный научный центр «НАМИ». Там машину протестируют и выдадут свое заключение, в порядке ли все документы и может ли быть машина допущена на дороги.
- Если заключение НАМИ положительное, МВД зарегистрирует внесенные в машину конструктивные изменения и сделает об этом специальную отметку в свидетельстве о регистрации ТС. В дальнейшем такую машину нельзя будет продавать, а эксплуатироваться она сможет только на территории проведения эксперимента.
- Разрешение сможет получить только юридическое лицо, а ответственность за причинение вреда каждым автомобилем должна быть застрахована на 10 млн рублей (для сравнения, ответственность водителей «обычных» машин по общему правилу застрахована на 400 000 рублей).
- Водители таких автомобилей должны иметь стаж три года, а в их биографии не должно быть факта лишений прав. Они обязаны находиться на водительском месте, хотя могут не держаться за руль.
- Для получения разрешения нужно предоставить видеозаписи испытаний автомобиля с полигона, а также программу эксперимента, руководство для водителя и специальную декларацию о безопасности ТС.
- Полная ответственность за все происшествия (кроме тех, что произошли по вине других участников), возложена на собственника автомобиля. Заметьте, именно владельца машины, а не его водителя.
Российские особенности
На бумаге процедура получения разрешения не кажется запредельно сложной или дорогой. Да, установлено требование предоставить страховку в 10 млн рублей, но в других странах она бывает и выше. Например, в Калифорнии заявитель должен предоставить страховку на сумму $5 млн.
Первоначально в проекте постановления предполагалось, что подать заявление на участие в испытаниях смогут компании, уставный капитал которых составляет не менее 100 млн рублей. Некоторые представители отрасли отнеслись к этому скептически. Еще большие вопросы вызывало и странное ограничение о наличии не более чем 200 тестовых машин в регионе. В итоге эти нормы не вошли в финальную версию.
Однако вышеуказанное постановление не откроет дорогу беспилотникам. Существует два критических недостатка, которые вряд ли позволят нам даже сократить отставание от других стран.
Первый — необоснованное сужение тестируемых типов высокоавтоматизрованных автомобилей. Согласно постановлению, тестируемые ТС должны управляться водителем, который находится во время проведения эксперимента на месте водителя (вот так). А сам смысл получения разрешения заключается в согласовании с НАМИ и МВД внесения изменений в конструкцию по сути обычного серийного автомобиля, например, от японского или шведского производителя.
А что делать с машинами, изначально создаваемыми как беспилотные? Например, с теми, что уже сейчас перевозят людей в аэропортах. Или с автомобилем компании Waymo, который демонстративно довез до дома слепого человека. Ну или хотя бы с будущим грузовиком Tesla: руль в нем есть, но беспилотный режим не потребует никаких изменений, машина обладает встроенной системой автоматического вождения.
Еще обиднее за собственные российские разработки, например, КАМАЗа с НАМИ или «Аврора Роботикс». Где их тестировать? По сути постановление исключает возможность тестирования подавляющего большинство видов ТС, которые объективно наибольшим образом нуждаются в особенном экспериментальном регулировании. В частности, беспилотные шаттлы и другие автомобили, изначально создаваемые как беспилотные.
Второй недостаток — выбранная территория и срок эксперимента. Для тестирования выбраны регионы с, пожалуй, самым лучшим качеством дорожного покрытия в стране. Более того, Москва и Татарстан не имеют серьезных отличий с точки зрения климата или рельефа. Можно ли уверенно полагаться на результаты такого тестирования, выпуская потом машины на дороги Южно-Сахалинска или Екатеринбурга, разрешать им двигаться по сочинским серпантинам?
В 2022 году, когда наш первый, достаточно робкий, эксперимент закончится, наступит юбилей: пять лет, как в ведущих странах будет действовать законодательство о широком тестировании любых видов беспилотных колесных ТС. Более того, почти наверняка в мире будет не менее десятка стран с полноценными законодательством о беспилотниках.
Хотя задачу-минимум принятое постановление выполняет, проблема технологического отставания совсем не решена. При этом, учитывая возможности нашей страны, мы можем и должны выйти в лидеры беспилотной гонки. Регулятору стоит ускориться.