Не стоит думать, будто Uber выбыл из состязания разработчиков самоуправляемого такси. Несмотря на тяжелый год, ознаменовавшийся судебным разбирательством с компанией Waymo (разработчиком технологий автономного вождения) и уходом руководителя подразделения беспилотных автомобилей Энтони Левандовски, Uber все еще намерен стать первой компанией, реализовавшей подобный проект — и уже совсем скоро.
В понедельник, 20 ноября, стало известно, что компания заключила соглашение со шведским концерном Volvo о покупке 24 000 кроссоверов XC90, модифицированных для работы с автопилотом. Машины должны быть поставлены в 2019-2021 годах. Financial Times оценила сделку в $1,9 млрд.
По словам Джеффа Миллера, руководителя автомобильных альянсов Uber, особенность заключенного контракта — в его исключительной гибкости: «Ведь многое зависит от того, как будет развиваться технология и нормативно-правовая база под нее», — отметил Миллер.
24 000 — это лишь примерное число машин. Оно может увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от ряда причин. Если дела пойдут в гору, компании потребуется больше внедорожников, если проект застопорится — Uber не станет обременять склады бесполезными автомобилями.
Зачем покупать беспилотные машины Volvo?
Uber закупает гибридную версию XC90, которая уже использовалась компанией в 2015 году для экспериментального запуска сети беспилотного такси в Сан-Франциско. Машины переоснащены датчиками и радарами, однако Uber придется потратиться на установку камеры на крыше, системы LIDAR (определяющей расстояние до объекта при помощи световых волн), а также компьютера для обработки полученных данных. Кроме того, компании предстоит разработать собственное программное обеспечение для управления автомобилем.
По словам Миллера, правовая ответственность за все технические решения, связанные с автономным вождением, будет лежать на Uber, хотя Volvo несет свою долю ответственности за базовые компоненты автомобиля.
Расширение парка кажется весьма значительным на фоне конкурентов — так, компания Waymo, являющаяся юридическим лицом беспилотной программы Google, пока только ведет переговоры с концерном Fiat-Chrysler о покупке нескольких сотен микроавтобусов. Как отметил Миллер, Uber стремится действовать куда агрессивнее. «Для нас важен масштаб», — подчеркнул он.
Беспилотная политика
Покупка десятков тысяч автомобилей идет вразрез с традиционной политикой Uber, которая заключается в том, чтобы использовать транспорт, но не владеть им. За редким исключением, сети агрегатора по всему миру не имеют автомобилей в собственности. Как и дочернее предприятие по доставке еды — UberEats — не владеет ресторанами.
Ранее политика Uber в отношении беспилотного такси заключалась в том, что компания готова была предоставить свою сеть разработчику, с которым находилась в партнерстве — например, Daimler. Теперь компания решила самостоятельно нести все риски и ответственность, которая неизбежно приходит вместе с десятками тысяч машин Volvo. «Мы не желаем сидеть на обочине и смотреть, что происходит у других. Мы хотим быть активными участниками событий», — заявил Миллер.
Так как Waymo заявил, что планирует вскоре запустить сеть беспилотных такси, Uber готов трудиться в поте лица, чтобы ни в чем не отстать от конкурента. Приобретая собственный парк машин, компания не только меняет привычную ей схему бизнеса, но и избавляется от необходимости терять время в ожидании прогресса партнеров.
«Нам нужно самим стать хозяевами своей судьбы. И единственная возможность сделать это — стать не только оператором, но и владельцем автомобилей», — заключил Миллер.
Перевод Алексея Сивашенкова