Прошлый год криптоиндустрия встречала скорее в напряженном состоянии, нежели в эйфории от темпов роста криптомира в 2017 году. Что произошло за последние 12 месяцев и какой цифровая валюта входит в 2019 год?
Запретительные тренды на азиатских площадках
Новости из Китая и Южной Кореи всегда оказывают существенное влияние на крипторынок, так как на эти страны приходится значительная доля в общем объеме торгов цифровыми валютами. Негатив из Азии весь год оказывал давление на курсы криптовалют.
2018 год не задался сразу: еще в самом начале января известный агрегатор Сoinmarketcap.com исключил из своей аналитики объемы торгов ряда бирж Южной Кореи, в частности Bithumb — на тот момент второй по величине криптобиржи в мире. В феврале 2018 года китайские власти запретили местным инвесторам совершать криптовалютные сделки на биржах в любой точке мира, что лишило участников крипторынка возможности легально покупать криптовалюты через биржи Шанхая или Сингапура. Китай продолжал борьбу с хождением криптовалют на своей территории в течение всего года. Несмотря на то что обмен фиатных денег на криптовалюты и вывод средств обратно был поставлен вне закона еще в 2017 году, зимой 2018 года Пекин вынужден был признать — активность на альтернативных площадках за пределами страны растет. Реагируя на это, власти КНР в течение всего года активно блокировали внутригосударственный доступ к местным и зарубежным платформам, обеспечивающим централизованную торговлю криптовалютами. Скорее всего, и в 2019 году Китай продолжит проводить запретительную политику в криптосфере, нацеливаясь на частных лиц и компании, которые предоставляют услуги по созданию рынка, расчетам и клирингу.
Консервативная позиция американского регулятора SEC
Представители SEC (Комиссия по ценным бумагам США) в марте выразили обеспокоенность тем, что многие онлайн-платформы для торговли цифровыми валютами ошибочно воспринимаются инвесторами как официально зарегистрированные и регулируемые. Такие площадки называют себя «биржами», что может создать впечатление, что они соответствуют национальным биржевым стандартам.
В итоге SEC сформулировала требования к торгующим токенами криптобиржам: они должны были пройти регистрацию в комиссии в качестве национальных фондовых бирж. Это автоматически защищало инвесторов в цифровые активы законами о ценных бумагах и надзором SEC.
Хотя некоторые из криптоплатформ утверждали, что используют строгие стандарты для отбора только высококачественных цифровых активов для торговли, SEC дала понять, что их нельзя приравнивать к ценным бумагам, а также выпустила коммюнике о том, что не проверяет торговые протоколы, используемые криптоплатформами. Таким образом, комиссия сняла с себя ответственность за корректность их работы.
Запрет на рекламу криптовалют в социальных сетях
В марте 2018 года Google запретил рекламу ICO, криптовалютных бирж и криптокошельков и рекомендательный контент по торговле криптовалютой. Интернет-гигант не объяснил причины запрета, однако происходило это одновременно с усилением борьбы американских регуляторов с ICO, добропорядочность организаторов которых часто вызывает у властей США сомнения.
Примеру Google сразу же последовал и Twitter, который тогда же запретил любую рекламу, связанную с криптоиндустрией (все виды рекламы о продаже токенов, первоначальных предложений монет, кошельков криптовалют и обменников). Это, а также негативный фон в медиа сразу привело к снижению капитализации крипторынка.
Крупнейшая соцсеть Facebook также запретила рекламу криптовалют и ICO, но в июне смягчила запрет. Промо сбора средств в токенах осталось невозможным, а вот реклама, связанная с криптовалютами, могла быть размещена после рассмотрения сотрудниками компании. В мае Facebook даже обзавелась подразделением по изучению блокчейна, что вызвало слухи о грядущем появлении у соцсети собственной криптовалюты, которые, впрочем, пока не подтвердились.
Конец ICO — проблемы для эфира
Катастрофическое разочарование участников рынка в ICO привело к снижению стоимости основных полноценных криптовалют — Bitcoin и Ethereum. Особенно негативно это сказалось на последней. Судьба проекта Виталия Бутерина под угрозой: если разработчики не устранят трудности с масштабируемостью, скоростью выполнения транзакций и безопасностью смарт-контрактов, то криптосообщество перейдет на другие токены. Например, владельцы смарт-контрактов смогут оплачивать комиссии в токенах ERC-20, а не в эфирах. Дальнейшее снижение спроса грозит тем, что Ethereum может утратить свою ценность как монета.
Сомнение в будущем Ethereum привело к массовым распродажам ETH проектами, проводившими ICO (эфир — основная цифровая валюта, за которую криптокомпании выдают свои токены). По данным доклада Trustnodes, опубликованного в сентябре 2018 года, только за первые 10 дней этого месяца ICO-проекты распродали 160 000 ETH. Всего же за сентябрь проекты ICO избавились почти от 300 000 монет (эквивалентно примерно $90 млн).
По результатам прошлого года сообщество Ethereum оказалось на распутье, какой способ выбрать для увеличения стоимости монеты: популяризировать использование протокола Ethereum другими криптовалютами либо поднимать спрос на эфир как средство для оплаты чего-либо.
Итоги года
1. По отношению к зафиксированному более года назад (17 декабря 2017 года) абсолютному максимуму ($19 961, по данным Coinmarketcap) курс основной криптовалюты просел к 1 января 2019 года на 81% — до $3738. При этом криптовалюты Bitcoin Cash и Ethereum просели по отношению к своим историческим максимумам намного сильнее — на 98% и 94% соответственно.
2. Даже те, кто был очень сильно вовлечен в ICO в 2017-2018 годах, поняли, что надо продавать оставшиеся у них на руках монеты и уходить с данного рынка. Сильно поспособствовало этой тенденции инициирование большого количества расследований со стороны SEC и спецслужб различных стран по поводу мошенничества в ICO. Результаты этих исследований будут доступны рынку уже весной 2019 года.
3. Поиск прикладного применения блокчейна. Многие осенние форумы и конференции довольно четко показали рост влияния самих технологий на прикладные сферы — от использования в грузоперевозках и переработки покрышек до заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями контента. Даже российский Суд по интеллектуальным правам (СИП) разместил на блокчейне сети IPChain (Национального координационного центра обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) сведения об изменении состава правообладателей нескольких торговых марок и стал первым в судебной системе страны, кто осуществил подобную «знаковую для цифрового рынка интеллектуальной собственности и цифровой экономики» практику.
Возможно, 2019 год станет годом появления альтернативы исчерпавшей себя модели привлечения средств в виде ICO, но успех, скорее всего, будет ждать те проекты, которые продемонстрируют реальное применение своих продуктов. В связи с этим эпоха публичных продаж токенов, скорее всего, уйдет в прошлое.