«Яндекс» с 2014 года активно диверсифицирует свой бизнес. Основную выручку по-прежнему приносит контекстная реклама в поиске, но доля «Яндекс.Такси» уже заметна. Подтягиваются и другие сервисы: мультимедийный «Яндекс.Плюс», набор статей «Яндекс.Дзен». Но лишь в 2018 году «Яндекс» по-настоящему «вышел в офлайн» — компания выпустила сразу два гаджета.
«Яндекс.Станция», которая вышла в мае, пока не получила широкого распространения — в России еще не привыкли пользоваться «умными колонками», в отличие от США, где они продаются миллионными тиражами.
- Вопрос «Алисе»: зачем «Яндексу» нужна умная колонка
- На «Яндекс.Станции»: впечатления от первой российской умной колонки
«Яндекс.Телефон», продажи которого начались 6 декабря — более понятный российскому пользователю продукт.
Идеология
Как объяснил Forbes вице-президент по экосистемным продуктам «Яндекс» Федор Ежов, главной идеей было собрать всю экосистему продуктов «Яндекса» на одном смартфоне: приложения для вызова такси, доставки еды, карты, а главное — голосовой ассистент «Алиса». Для нее отведен виджет на главном экране и она по умолчанию заменяет Google. Представители «Яндекс» говорят, что аппаратная начинка адаптирована под использование «Алисы».
Пользователь, покупая «Яндекс.Телефон», получает полноценный Android-смартфон с сервисами «Яндекса» на первом экране. Это, безусловно, должно повысить количество пользователей российского поисковика (голосовые запросы также идут через него). Такое стало возможным только после соглашения Google с ФАС в 2017 году — прошло как раз достаточно времени для разработки устройства.
«Яндекс.Телефон» сознательно произведен в среднем ценовом сегменте, чтобы увеличить круг потенциальных покупателей. В сегменте флагманских моделей идет жестокая борьба между Apple, Samsung, Huawei и их ближайшими преследователями. Попытка Yota Devices, которая пыталась запустить продажи YotaPhone по цене дорогих моделей упомянутых производителей, провалилась. Второго экрана как вау-фактора не хватило, чтобы пользователи отказались от более привычных моделей. В среднем ценовом сегменте продается больше смартфонов, однако и конкурентов тут больше.
Что в нем российского?
Несколько неожиданно, что некоторые пользователи спрашивают, сделан ли смартфон «Яндекса» в России. Фактически его, как и колонку, собирают в Китае, с которым трудно конкурировать по себестоимости комплектующих. Впрочем, и устройства Apple собираются в Китае, что не делает их менее американскими.
Прерогативой российской компании был выбор электроники и внешнего вида смартфона. Понятно, что при этом приходилось учитывать допустимую себестоимость — вставить OLED-дисплей в устройство за 18000 рублей и не продавать его себе в убыток просто невозможно. А вот качественный ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) себе на смартфон интернет-компания заказала. Звук из наушников отличный (кстати, на телефоне есть аудиоразъем, что скоро, видимо, будет редкостью).
Конкурентоспособность
Еще до выхода смартфона в сеть утекли его характеристики и ожидаемая розничная цена. Пользователи сразу же нашли модели со схожими комплектующими, но дешевле. В реальности устройства с одинаковыми процессорами и памятью могут работать по-разному, а разрешение у камеры не всегда коррелирует с качеством ее картинки.
При первом запуске смартфона интерфейс ощутимо «тормозил» — стало даже тревожно за уровень российских программистов, которые «дотачивали» Android. Впрочем, после инициализации и перезапуска все заработало быстро. Использование «Алисы» вместо фирменного ассистента Google в целом удобно. А вот от камеры впечатления остались неоднозначные. На свету большинство даже недорогих смартфонов делают удовлетворительные снимки, но в темноте часто теряются. «Яндекс.Телефон» делает достаточно чистые снимки — на Белом доме, сфотографированном ночью, не видно шумов, удивительно. Однако по скорости съемки смартфон значительно уступает «однокласснику» — Huawei P20 lite.
Также «Яндекс.телефон» расстроил малым набором инструментов для редактирования фотографий. И это при том, что он имеет две основные камеры. Но, видимо, пока вторая не используется: ни переключиться на другой зум (не цифровой, а именно другой объектив), ни «отклеить» фотографию от фона (как это было в Lenovo Vibe S1) вторая камера не позволяет.
Пробный шар
«Яндекс», скорее всего, не рассказывает о всех своих планах. В компании появился вице-президент, отвечающий за экосистемные продукты, так что выпуск колонки и смартфона — вероятно, часть стратегического процесса, по ходу которого будет еще много и проб, и ошибок.
Интернет-компании очень хотят попасть на рынок смартфонов, чтобы Google не отрезал их от потребителей. Уже были и случаи громких неудач — со своим смартфоном провалился Facebook. Данных о продажах «Яндекс.Телефонов» пока нет. Компания только говорит, что продала столько смартфонов, сколько планировала.
Так или иначе, стоит помнить, что для «Яндекса» выпуск смартфона — эксперимент. Его представители утверждают, что все замечания к устройству учтены и пойдут в дело, телефон будет модернизироваться. Судя по рыночной истории предыдущего российского смартфона YotaPhone, можно даже ожидать, что появится новая модель, а текущая скорее останется экспериментальной. Кроме того, цена не является величиной постоянной, если финансовые условия позволят, компания может и снизить ее: со временем дешевеют и бюджетные модели, и топовые флагманы.
Пока же покупатели могут выбрать смартфон «Яндекса» в магазине за хороший звук. Российский гаджет может быть востребован как смартфон от знакомого производителя. Да и стремление к патриотизму явно заметно у части российских пользователей — на этом «Яндекс» может сыграть.