Компания Microsoft начала процедуру покупки за $7,5 млрд платформы для разработчиков GitHub. Возможно, для стороннего наблюдателя это странное приобретение. Но с точки зрения бизнеса кажется, что по-другому и быть не могло.
Ситуация на IT-рынке
Аналитики Gartner оценили глобальный IT-рынок в 2018 году в $3,8 трлн. Лидеры сегмента среди публичных корпораций входят в топ-20 самых крупных компаний планеты с оценкой в сотни миллиардов долларов. Но структура доходов интернет-гигантов выглядит абсолютно по-разному:
Что мы видим? Большинство IT-компаний строят свою финансовую экосистему вокруг своих топ-продуктов:
— Facebook и Alphabet (Google) получают 97% и 88% своей прибыли от рекламы;
— Apple зарабатывает 63% всего оборота от продажи айфонов;
— Amazon выручает 72% от онлайн-торговли товарами.
Только Microsoft видит свою стратегию в сбалансированной диверсификации бизнесов:
— Microsoft Office — 28% доходов;
— Azure и Windows Server — 22%;
— Xbox — 11%;
— другие проекты — 18%.
Концепция проста: в долгосрочной перспективе ставка на один продукт может быть опасна для всей стратегии развития корпорации. Это их видение бизнеса.
Рыночное положение GitHub
У бесплатных онлайн-проектов с многомиллионной аудиторией, как правило, одна главная проблема — монетизация. Да, GitHub — это самое большое хранилище программного кода и самое большое комьюнити программистов на планете. Но этому суперстартапу пришлось привлечь инвестиции в $100 млн в 2012 году и еще $250 млн в 2015 году.
Чаще всего сверхпопулярный проект с армией пользователей просто продается IT-гиганту за огромную сумму. Так было уже неоднократно:
WhatsApp — Facebook, 2014 год / $19,3 млрд.
Instagram — Facebook, 2012 год / $1 млрд.
Skype — Microsoft, 2011 год / $8,5 млрд.
YouTube — Google, 2006 год / $1,65 млрд.
Так произошло и с GitHub. Да, это нишевый проект. Но в этой нише аудитория в 20 млн человек. И эта аудитория была нужна Microsoft в их стратегии «равной прибыли» между проектами в своем портфеле.
Сделка
Основная аудитория GitHub — это разработчики решений в открытых исходных кодах (Open Source). Их первая реакция на новость о продаже проекта — скепсис. Более того, за сутки с момента сделки пользователи уже перенесли около 40 000 проектов к прямому конкуренту — на платформу Gitlab.
Отчасти причина такого негатива в «айтишной» традиции отвергать большинство новинок индустрии: гаджеты, интерфейсы, тарифные планы. Отчасти — в глобальном имидже Microsoft как «корпорации зла» и «убийцы креативных разработок».
Как бы там ни было, GitHub получил $7,5 млрд и ресурсы одной из самых мощных компаний в мире. Плюсы продавца и его основателей понятны: трое основателей стали миллиардерами по подсчетам американского Forbes.
Зачем эта сделка Microsoft?
В первую очередь это «покупка» огромной аудитории разработчиков. Инвестиция в их внимание. Именно аудитория, а не код, идея, инфраструктура или команда разработчиков является ценнейшим активом в современной IT-индустрии.
Facebook купил WhatsApp и приобрел не просто еще один мессенджер. У Марка Цукерберга был свой. Facebook купил больше 1 млрд новых пользователей.
У Microsoft была собственная платформа для разработчиков — CodePlex. Но она так и не «взлетела», несмотря на огромные ресурсы корпорации, рычаги для привлечения разработчиков, поддержку различных систем контроля версий — Subversion, Mercurial, Git. В итоге CodePlex был закрыт. И теперь Microsoft покупает самого сильного конкурента собственного проекта — GitHub.
Какие еще цели есть у новых владельцев GitHub помимо «покупки» новой аудитории?
Сильнейший tech-PR. В долгой перспективе сотрудничество с GitHub и поддержка сообщества разработчиков может очень сильно помочь Microsoft в переходе с имиджа «корпорации зла» на образ «хороших парней» в профессиональной среде. Эту цель поддержал глава Microsoft, когда заявил, что корпорация продолжит поддерживать проекты с открытым исходным кодом. А ведь именно продукты Open Source, для которых GitHub является бесплатным, помогли этой платформе стать самой популярной в среде разработчиков.
Прибыль от платных сервисов. Microsoft будет продолжать стратегию основателей GitHub — зарабатывать на подписке и других опциях сервиса. Это отлично пересекается со стратегией Сатьи Наделлы по диверсификации сервисов корпорации. IT-гигант уже давно зарабатывает не только и не столько на Windows.
Очень любопытной и перспективной выглядит интеграция GitHub с инструментами разработки от Microsoft — Visual Studio, а также с облачной платформой Microsoft Azure. Разработчики смогут получить доступ к репозиториям кода прямо из среды разработки, быстрое разворачивание проектов, масштабирование под высокую нагрузку, построение отказоустойчивой архитектуры в облаке Azure.
Дополнительные бонусы. Microsoft, с одной стороны, усилит свои позиции в конкуренции с облаками Amazon и Google, а с другой — сильнее «привяжет» разработчиков к подписке на свои продукты. Например, сервис OneDrive из набора Office 365 позволяет хранить данные пользователей в облаке и стимулирует пользователей к постоянному продлению подписки на весь офисный пакет. Так и репозиторий кода GitHub в дуэте с облачным сервисом Azure может стать сильнейшим драйвером подписной модели для профессиональных разработчиков.
Выводы
Microsoft обладает гигантским опытом по покупке IT-проектов — и с аналогичной бизнес-моделью, и с абсолютно противоположной. По какому сценарию может развиваться покупка GitHub?
Худший вариант. Microsoft подтвердит опасения критиков, «испортит» самое популярное хранилище программного кода на планете и в целом не добавит платформе никаких экстрасильных сторон. На взгляд автора, так уже произошло с приобретением Skype.
Неплохой вариант. Microsoft попробует объединить GitHub со своими продуктами и сервисами в новую гибридную модель, глубокой интеграции не получится, и платформа продолжит «жить» как независимый проект. Как тот же LinkedIn или, не столь удачный пример, Yammer.
Оптимальный вариант. Microsoft сделает хорошую тесную интеграцию GitHub как со своей облачной платформой, так и с инструментами разработки Visual Studio. Если интеграция получится удачной, от этого выиграют все, потому что IT-гигант сможет сделать разработчикам выгодное предложение «3 в 1»: среда разработки + репозиторий кода + облачная платформа.