К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пейзаж после Windows: как Microsoft заработает на облачных сервисах и умных вещах

Фото Microsoft
Фото Microsoft
Операционная система — больше не главный продукт Microsoft. Компания стремится занять в ключевой для рынка области лидирующее положение. За какими трендами гонится IT-гигант?

В 2015 году новый гендиректор Microsoft Сатья Наделла сформулировал ключевую цель компании — заставить потребителей полюбить Windows. Март 2018-го: Наделла рассылает сотрудникам письмо с описанием предстоящей реорганизации. В новой компании у операционной системы Windows уже не будет отдельного подразделения, она войдет в группу Experiences & Devices, которую возглавит Раджеш Джа, раньше отвечавший за Office 365. Ответы на все вопросы CEO предлагает искать в статье «Википедии» «Закон Конвея», который постулирует связь продуктов компании с ее внутренней структурой. В мае 2018 года на конференции Build стало понятно, на что она променяла ОС.

По отчетам за второй и третий кварталы 2018 финансового года стало очевидно, что доходы от облачной платформы Azure растут бешеными темпами: 93% от года к году без учета инфляции. Уверенно прибавляют облачные Office и Dynamics. Динамика продаж предустановленной операционной системы вялая и вряд ли может заметно улучшиться. За три года поменялись не только приоритеты CEO. Изменился мир, в котором мы живем. Компьютер окончательно перестал быть центром информационной вселенной, раздав свои функции облачным сервисам, мобильным устройствам и умным вещам. Если взглянуть на название новых подразделений компании, примерно это там и написано.

Если не Windows, то что?

Самые многообещающие идеи и интересные продукты лежат на стыке технологий. Берем интернет вещей, добавляем искусственный интеллект и стараемся безопасно связать все это с облаком. У Microsoft за это отвечает Azure for IoT — набор сервисов и технологий, которым компания посвятила первый день конференции. Усилить и защитить умные устройства, счет которым скоро пойдет на миллиарды, важная задача и потенциально огромный бизнес. Специфика подхода Microsoft — законченность решения. Замкнутая система, объединяющая электронные компоненты, связь с облаком и набор библиотек для разработчиков. В их числе технологии, которые позволят умным вещам «думать» без подключения к облаку. Первые примеры: промышленный дрон, разработанный совместно с DJI, и умная камера — совместно с Qualcomm. Дрон умеет инспектировать линии электропередач, самостоятельно выявляя аномалии в видеопотоке. Важно, что ему не нужно отправлять картинку в облако, анализ происходит на устройстве локально.

 

Еще один образец «нового курса»  — возрожденный Kinect. Игровой контроллер, производство которого было прекращено в прошлом году, вернулся в виде программно-аппаратного инструментария. Все сенсоры оригинального Kinect на общей плате плюс коллекция библиотек и облачных сервисов для систем распознавания. Стартапы, которые любили использовать «игровой» Kinect в своих продуктах, получили поддержанный облаком набор технологических кубиков, из которых можно быстро и бюджетно сконфигурировать систему под любую идею и задачу.

365 градусов

Самые успешные коммерческие продукты компании — сервисы, распространяемые по подписке. Пакеты Office и Dynamics с приставкой 365. Популярность 365-решений зависит от качества работы на любых платформах и непрерывности пользовательского опыта. Отказ Microsoft от Windows Phone пошел проекту на пользу. Когда отвечающий за развитие Windows вице-президент компании Джо Бельфор показывает, как работает функция Timeline на iOS, он говорит: «...я беру свой iPhone...» В этот момент я верю, что он действительно ходит с iPhone X, как на слайде с презентации, на котором и тестировал новые функции. Идеологически 365 — оболочка, стоящая над операционными системами, обеспечивающая «бесшовный» переход между устройствами. Понятный интерфейс, привычный набор функций, сквозные сервисы. Такие как Timeline, позволяющий «отмотать назад» и вернуть систему в предыдущее состояние, например, не только открыв браузер на нужной странице, но и все закладки, которые были в этот момент активны. С этих позиций Apple и Google не конкуренты, а поставщики мобильных клиентов.

 

Наличие у «неконкурентов» своих облачных продуктов, делает ситуацию более запутанной. Но способность создавать партнерства — еще одна знаковая черта «новой» Microsoft. На конференции на сцену пригласили «наших коллег с другого берега озера». Эвфемизм, обозначающий в Сиэттле сотрудников Amazon. Вместе с «коллегами с другого берега» нам показали совместную работу голосовых ассистентов Alexa и Cortana. «Умная помощница» Amazon умеет по команде запускать «умную помощницу» Microsoft для решения более «компьютерных» задач и наоборот. Конструкция выглядит слишком сложной и недолговечной. С точки зрения потребителя непонятно, зачем нужны два искусственных интеллекта там, где легко обойтись одним. Но как пример «духа сотрудничества» впечатляет.

Облако — это новый компьютер

Название главы — одна из ключевых идей, с которой Сатья Наделла начал свое выступление, ранее она часто повторялась в разных ситуациях и уже успела приесться. Понадобилось два дня презентаций, чтобы понять, что он действительно имеет это в виду. Облако (конкретно, Azure в случае с Microsoft) — это новый компьютер, а 2018 год — это новый 1980-й, когда решались судьбы рынка персональных компьютеров на десятилетия вперед. Облако — это та платформа, на которой стоят и искусственный интеллект, и интернет вещей, и подписные сервисы, и непрерывность доступа к сервисам линейки 365.

От того, в какую конфигурацию сложится здесь баланс сил, зависит расклад в IT-бизнесе в следующие десятилетия. В том, что Microsoft стремится занять в ключевой для рынка области лидирующее положение, нет ничего принципиально нового. Они всегда так поступали. С операционными системами, с браузерами, с офисными пакетами. После всех реструктуризаций перед нами все та же компания с ее набором ценностей и стратегий, удачно адаптировавшая их к новым реалиям.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+