А были ли русские? По данным Facebook, посты «фабрики троллей» появились после выборов
Вице-президент по рекламе в Facebook Роб Голдман утверждает, что «российские» публикации в социальной сети были сделаны уже после выборов 2016 года в США. Об этом он написал в своем Твиттере.
Причиной для такого заявления скандал, разгоревшийся в пятницу, когда на сайте Минюста США был опубликован документ, согласно которому 13 российским гражданам были выдвинуты обвинения в «заговоре с целью обмануть Соединенные Штаты». В числе обвиняемых — бизнесмен Евгений Пригожин, владелец компании «Конкорд» — поставщика питания для управления по делам президента, воинских частей и московских школ.
Виноват ли Facebook?
«Большинство этих рекламных акций прошло уже после выборов. Мы обратили внимание на этот факт, но очень немногие услышали нас, потому что он не согласуется с основной медиа-повесткой о Трампе и выборах», — написал он.
WashingtonPost также пишет, что условия размещения платной рекламы в Facebook предусматривают, что рекламодатели несут ответственность за «понимание и соблюдение всех применимых законов и правил». Поскольку новости о предполагаемом российском вмешательстве вызвали такой политический резонанс, Facebook будет вынужден внести исправлении в алгоритмы выдачи информации, которые повлияют на его высокорентабельную автоматизированную таргетированную рекламу. По сообщениям Bloomberg, Facebook давно пытался освободиться от давления Федеральной избирательной комиссии, которая требовала от него раскрытия источников политической рекламы — важного источника дохода компании. Однако теперь ему вряд ли удастся это сделать.
Российская «фабрика троллей» — не единственные подозреваемые во влиянии на ход предвыборной агитации. Агентство Bloomberg опубликовало данные о том, что ключевую роль в формировании необходимых стереотипов в американском обществе через Facebook и YouTube сыграло digital-агентство Harris Media по заказу общественной организации «Безопасная Америка». По данным Bloomberg, антимусульманская кампания «Безопасной Америки» выстраивалась при активной поддержке сотрудников Facebook и Google, которые оказывали помощь специалистам Harris Media в точной настройке таргетирующих сервисов месседжей.
Голдман, в свою очередь, напомнил, что Facebook уже пошел навстречу расследованию. После первых сообщений о причастности «фабрики троллей» к предвыборной кампании в соцсетях, которые появились летом 2017 года, соцсеть подготовила и 27 октября опубликовала документ с новыми правилами рекламной политики. В нем говорилось, что Facebook создает инструменты машинного обучения, которые помогут обнаружить политическую рекламу и потребовать аутентификацию личности ее заказчика.
Операционный директор Научно-исследовательского учреждения коммуникационных стратегий Артем Артемов полагает, что искусственному интеллекту Facebook необходимо анализировать возраст, пол, геолокацию, дату создания и частоту постов, а также эмоциональную составляющую, чтобы понять они генерировались ботом или человеком.
В январе стало известно о покупке Facebook стартапа, специализирующегося на аутентификации личности пользователя по паспорту. А 18 февраля, по сообщению Gizmodo, соцсеть начала проверку личности пользователей, размещающих платную рекламу с политическим подтекстом. Издание со ссылкой на директора рекламного отдела Facebook Кейти Харбат сообщило, что теперь при получении запроса на размещение и продвижение платной рекламы с упоминанием кандидатов Facebook будет отправлять открытку с кодом, который рекламодателю необходимо будет использовать, чтобы доказать, что он находится в Соединенных Штатах. Эту инициативу поддержали Twitter Inc и Alphabet (Google).
Согласно оценкам властей США, сотрудники «Агентства интернет-исследований» или «фабрики троллей» писали платные комментарии в социальных сетях в поддержку кандидата в президенты США Дональда Трампа. Так как «тролли» выбрали своей основной площадкой Facebook, компания также оказалась втянута в скандал, и в данном случае под ударом может оказаться не только ее имидж, но и основной источник дохода, которым является реклама.
Вклад фабрики троллей — «крошечная доля»
В документах Минюста приведены примеры постов, которые размещала «фабрика троллей»: «Дональд хочет победить терроризм… Хиллари хочет спонсировать его», «Трамп — наша единственная надежда на лучшее будущее!», «Хиллари — Сатана, ее преступления и ее ложь доказывают ее порочность». Однако доказать авторство публикаций, как и причастность 13 обвиняемых к результатам выборов, — фактически невыполнимая задача, по мнению управляющего партнера бизнес-акселератора «НейроНет», организатора конференции по ИИ OpenTalks.AI Игоря Пивоварова.
Если Facebook действительно получал деньги из России за продвижение постов, в которых упоминался Трамп, то налицо экономический состав преступления: законодательство США запрещает иностранным организациям делать какие-либо расходы или вклады в любую избирательную кампанию в США, а также требует, чтобы кандидаты, партийные комитеты и комитеты политических действий раскрывали, как они тратят свои бюджеты. Поэтому, растущее количество «темных денег», полученных от некоммерческих организаций, которые не обязаны раскрывать своих доноров, и потраченных на избирательную кампанию, все чаще становятся проблемой. Именно на этой почве разгорелся скандал вокруг предвыборной кампании Хилари Клинтон после публикаций WikiLeaks личной переписки Клинтон со своими помощниками, в которых раскрывалась информация об иностранных спонсорах.
Более того, если реклама в случае с продвижением Трампа была платной, то траекторию платежей можно отследить — утверждает Пивоваров. «В этой ситуации Facebook не будет брать на себя риски третьей стороны и предоставит данные о платежах. Тем более любая платная публикация всегда проходит модерацию, и если она содержит открытый политический контекст и размещается с фэйкового аккаунта, Facebook ее просто не пропустит», — добавляет он.
В обвинении утверждается, что «Агентство интернет исследований» потратило всего $100 000 на рекламные объявления в Facebook. Гораздо большей, согласно обвинению, была доля бесплатного контента, который могли видеть 126 млн американцев на Facebook и 20 млн пользователей Instagram — даже если предположить, что обвинение обосновано, то это «крошечная доля из 33 млрд сообщений, которые американцы опубликовали в своих публикациях в Facebook в периоде между 2015 и 2017 годами», отмечает издание Washington Post. То есть даже если такие платные или бесплатные посты действительно имели место, то невозможно доказать их непосредственную связь с фактическим результатом выборов.