К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выращивание экосистем. Бизнес в интернете растет за счет слияний и поглощений

Фото Alexander Zemlianichenko Jr. / Bloomberg via Getty Images
Фото Alexander Zemlianichenko Jr. / Bloomberg via Getty Images
Интернет-компании превращаются в экосистемы, скупая не только онлайн-бизнесы, но и офлайн. Имеет место и обратный процесс — традиционный бизнес присматривается к крупным интернет-игрокам

В последние полтора года крупнейшие игроки российского интернета активно скупают молодых и, возможно, перспективных конкурентов, а также заключают партнерства с другими гигантами в попытке получить конкурентное преимущество. «Российские компании, которым не удалось построить большую историю за рубежом, сконцентрировались на расширении нишевых бизнесов в России, чтобы успеть захватить долю на новых рынках внутри страны», — говорит старший инвестиционный менеджер фонда Runa Capital Константин Виноградов. Партнер KPMG Еркожа Акылбек отмечает, что тенденцию к консолидации можно проследить на примере агрегаторов такси, сервисов по доставке еды и электронной коммерции.

Бесспорный лидер Рунета «Яндекс» продолжает чудесное превращение из поисковика в могущественную цифровую многопрофильную империю, или, как сейчас принято говорить, экосистему. Главной сделкой 2017 года стало планируемое объединение «Яндекс. Такси» и Uber, анонсированное в середине июля. Операторы онлайн-такси создадут совместную компанию, которая будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции в проект составят $325 млн: $100 млн предоставит «Яндекс», $225 млн — Uber. При этом «Яндекс» получит в капитале объединенной компании контрольный пакет — 59,3%. В первой половине 2019 года «Яндекс» собирается провести в США IPO этой компании.

Другая громкая коллаборация, на сей раз в сфере электронной коммерции, — совместное предприятие «Яндекса» со Сбербанком на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». О сделке стороны договорились летом 2017 года и могут закрыть ее в первой половине 2018 года: Сбербанк купит акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд рублей. «Яндексу» в совместном проекте будет принадлежать доля в таком же размере.

 

Не был обойден вниманием и набирающий популярность фудтех. В ноябре 2017 года подразделение «Яндекс.Такси» приобрело второй по величине после Delivery Club сервис доставки еды из ресторанов Foodfox. Сумма сделки, по оценкам, составила 500 млн рублей. В январе «Яндекс» объявил о создании на базе сервисов FoodFox и UberEats новой дочерней компании — «Яндекс.Еда», которая намерена стать ключевым игроком на рынке фудтеха в России. Ставка оправданна: по данным исследования РБК, посещаемость ресторанов снизилась в 2017 году на 7%, тогда как популярность сервисов по заказу еды выросла на 17%. Вечный конкурент «Яндекса» Mail.ru Group развивает собственный фудтех-гигант на базе приобретенного в ноябре 2016 года сервиса Delivery Club, за который она выложила рекордные $100 млн, и купленного в мае 2017 года приложения ZakaZaka ($18 млн). В 2018 году Mail.ru Group успела засветиться в новости о покупке киберспортивного холдинга ESForce за $100 млн. Все эти сделки положительно повлияли на настроение инвесторов: с начала 2017 года по 25 января 2018 года капитализация «Яндекса» и Mail.ru Group выросла на 64% (до $12,38 млрд) и 80% (до $6,86 млрд) соответственно.

Консолидация работает и в обратную сторону: игроки из офлайна поглощают интернет-компании. Ведь границы между бизнесом в сети и в офлайне становятся все более размытыми. В августе 2017 года сеть магазинов детских товаров «Дочки-сыночки» купила онлайн-ретейлера Esky. Интернет-магазин Esky, по данным Data Insight, был третьим по величине онлайн-продавцом детских товаров в 2016 году с оборотом 1,82 млрд рублей. А у компании «Дочки-сыночки» большая часть продаж приходится на офлайн-точки — выручка компании в интернете в 2016 году составила лишь 1,8 млрд рублей при общем обороте 18,6 млрд. Благодаря покупке Esky сеть «Дочки-сыночки» может стать крупнейшим детским онлайн-магазином.

 

Наращивает свое присутствие в сети и Сбербанк, который, помимо сотрудничества с «Яндексом», в ноябре 2016-го инвестировал $100 млн в израильский такси-сервис Gett, а в мае 2017-го — до 1 млрд рублей в медицинскую онлайн-платформу Docdoc.

Мобильный оператор «Мегафон» в конце 2017 года приобрел контрольный пакет акций Mail.ru Group за $740 млн. Еркожа Акылбек из KPMG считает эту сделку знаковой: «Она явилась дополнительным подтверждением того, что цифровизация меняет стратегии компаний. «Мегафон», классический телеком-оператор, двинулся в нишу интернета, потому что туда идут его клиенты».

В будущем тенденция к консолидации будет только усиливаться. «Многие компании, которые сейчас активно наращивают выручку в онлайне, через несколько лет вполне можно будет отнести к крупным игрокам Рунета. Например, тот же Тинькофф Банк», — говорит Константин Виноградов. Директор по развитию экосистемы «Сколково — Венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко ожидает высокую активность в сфере электронной коммерции, ведь уже сейчас в рейтинге крупнейших компаний Рунета превалируют игроки рынка e-commerce. «Следующими кандидатами на слияния/поглощения или IPO могут стать компании из электронной коммерции. Но, к сожалению, низкая ликвидность российского рынка, его закрытость для иностранного капитала не позволяют игрокам рассчитывать на хорошие мультипликаторы», — подчеркивает эксперт.

 

На фоне укрупнения отрасли кто-то из игроков-старожилов может сойти с дистанции, а дерзкие новички — наоборот, показать стремительный рост капитализации. В этом году из рейтинга Forbes выбыли онлайн-ретейлеры «Юлмарт» и Exist. Первый приостановил работу в некоторых регионах и сейчас переоформляет бизнес на другие юрлица, второй находится в стадии ликвидации. В обоих случаях этим событиям предшествовали корпоративные конфликты. Вместе с тем в рейтинг ворвались сервис интернет-магазин «ОнлайнТрейд.Ру» и две образовательные платформы — SkyEng и «Нетология-групп». Собеседник Forbes в крупном венчурном фонде считает, что через год рейтинг пополнится еще одним образовательным сервисом — «Дневник.Ру», который сумеет преодолеть отметку $100 млн.

Станислав Колесниченко отмечает, что ряд игроков IT-отрасли имеют все шансы выйти и на публичный рынок в ближайший год. В качестве примера он назвал российских поставщиков IT-решений Softline, ГК «АйТи» и Maykor: «Тренд на укрупнение бизнеса и роста вертикалей в IT-отрасли будет только усиливаться».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+