К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

За Атлантику: как найти инвестиции в Кремниевой долине

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Российским стартапам нужно научиться не медлить, обрастать связями и считать деньги

Полгода назад я в первый раз ступил на американскую землю с двумя такими же отчаянными ребятами. У нас не было ни знакомств, ни денег, ни бизнес-опыта, плюс я плохо знал английский. Через пять месяцев без посторонней помощи мы получили почти $2 млн от именитых американских инвесторов. Сейчас мне самому кажется немного нереальным то, что в нашу компанию так быстро проинвестировали фонд Эрика Шмидта (ex-CEO Google) Innovation Endeavors, Betaworks (Giphy, IFTTT, Kickstarter, Medium, Estimote), 500startups (Twilio, MakerBot, Behance, Wildfire, Sunrise), Slack Fund (фонд при самом быстро растущем b2b стартапе Slack) и Eniac Ventures (Airbnb, HyperLoop One, Localytics, Soundcloud).

Прошедший 2016 год был одним из самых неперспективных с точки зрения подъема посевных инвестиций во всем мире — фонды предпочитали делать только редкие большие «посевные» раунды и проверенные раунды серии А. Это было не лучшее время для ребят из России, которые основали свою первую компанию два месяца назад и решили с ней попытать счастья в США. Попробую передать свой опыт и дать несколько советов, которые помогли нам поднять компанию так быстро.

Dream Team

 

Самое важное, что может быть на начальной стадии у стартапа, — не идея, как многие ошибочно полагают, а люди и отношения внутри проекта.

Во-первых, каждый участник команды должен уметь делать что-то руками, а не только чесать языком. То есть, основатели проекта должны быть способны самостоятельно собрать первую версию продукта и вывести ее на рынок. У нас я отвечал за дизайн и маркетинг, мой партнер Артем Кейдунов — за инженерную составляющую, а Павел Тиунов — за науку.

 

Во-вторых, это особый образ мышления. Мы приняли решение, что не хотим больше строить карьеру в России, а будем играть в «большую историю» на международном уровне.

В-третьих, мы все были хорошими друзьями. С Артемом я работал и жил долгое время, а Павла знаю со студенческой скамьи. Нужно уметь держаться друг за друга, чтобы пробивать любые стены. Запас прочности в команде должен быть огромен. В условиях нехватки денег и постоянного стресса приходится очень быстро принимать решения и поддерживать друг друга даже тогда, когда хочется на кого-нибудь наорать.

«Better than perfect»

 

«Лучше уже сделать хоть что-нибудь, чем постоянно стремиться к совершенству», — постер именно с такой надписью мы увидели в стартап-акселераторе 500startups. Именно эти слова легли в основу философии при построении компании. Это то, чему пришлось научиться еще в России. Если у вас нет задиристости и азарта, делать в Штатах нечего. Это правило номер «ноль». Вы будете соревноваться с лучшими IT-умами мира, и нужно уметь все делать если не лучше, то точно быстрее, чем они.

Мы быстро сообразили, что, поскольку у нас нет опыта, нам нужен какой-то козырь. Быстро разработали классный продукт и набрали пользователей. Когда мы приземлялись в США, около 4000 компаний уже пользовались нашим приложением, пускай и бесплатно. Если вы никто и звать вас никак, разговаривать с инвесторами или партнерами с «голой» идеей — пустая трата времени. Мало приятного выслушывать от потенциальных инвесторов, что ты витаешь в облаках и вообще во всем не прав.

Scrappy Russians

В нас инвестировал один единственный бизнес-ангел Франциско Ларрейн (продал последнюю свою компанию New Relic). С первых дней знакомства он нарек нас «Scrappy Russians» («scrappy» — мал, да удал). Он был поражен тем, как мы, имея так мало на старте, смогли сделать такой рывок. В первый же месяц нам пришлось переосмыслить суть и важность денег.

Жили мы в «хакер-хаузе» — что-то типа общежития для IT-скитальцев вроде нас. И даже это жилье стоило около $1 000 за койко-место в месяц с человека. Каждую неделю мы подсчитывали: сколько будет уходить на еду, на оформление компании, на оформление виз и так далее. Пришлось вытаскивать деньги отовсюду: кому-то из ипотеки, а кому-то — с последних банковских счетов. Мы начали понимать цену времени и денег, каждый наш час в Кремниевой Долине стоил денег.

 

Мы не могли позволить себе заниматься вещами, которые не приносят быстрый результат. Оказалось, что деньги — это прежде всего ресурс для построения бизнеса, а не средство покупки очередной безделушки и удовлетворения собственного эгоизма. Уже тогда, оглядываясь на всю свою прошлую жизнь, мы стали понимать, на сколько всего ненужного тратили огромное количество денег. Перед вылетом в Долину я отвез все свои вещи к другу в отдельную комнату в Москве. Они так и лежат там нетронутыми уже больше полугода — абсолютно бесполезным для меня «пассивом»

Со стиснутыми зубами

Перед нашим отлетом в Кремниевую Долину многие российские фонды, как будто почувствовали, что могут потерять выгоду, и предлагали нам сделки на не самых привлекательных условиях и даже по откровенно мошенническим схемам. Подписывать документы по таким сделкам было так же страшно, как и полностью отказываться от них, оставаясь ни с чем. Если вы делаете международную компанию, старайтесь привлекать деньги прежде всего в США— там самый большой рынок сбыта и венчура. Стисните зубы и возвращайтесь к российским венчурным инвесторам только если полностью убедитесь, что на Западе получить инвестиции шансов нет. Такие усилия окупятся с лихвой. Сейчас уже ко мне обращаются многие российские фонды с просьбами оценить стартапы или представить их американским партнерам.

Тропой через акселераторы

 

Какой же огромной ошибкой было ходить по серьезным фондам в США, не имея инвестиций от акселераторов и бизнес-ангелов! Институциональные венчурные фонды весьма «хищные», и, не зная, как с ними работать, вы потратите огромное количество времени впустую. Начинайте всегда либо с акселераторов (500startups, Betaworks Camp, и т. д.), либо с бизнес-ангелов (люди с деньгами, разбирающиеся в тематике вашей компании). Затем, имея связи, вам будет гораздо легче выработать свою стратегию и разворачивать ситуацию в свою пользу.

Мы научились задавать правильные вопросы фондам — расспрашивать их о стартегии ивнсетирования, текущем портфеле, размере фонда, стадии. Нужно узнавать все — от того, чем именно они готовы вам помочь, до того, сколько времени займет принятие решения.

Когда вы хотите закрыть раунд, нужно обязательно иметь «strong momentum» (сильный импульс), который доказывает, что нужно вкладывать именно в вас и именно сейчас. Никто не будет вкладывать просто в «клевых ребят». Любой инвестор понимает только один язык — язык денег, и испытывает только одно чувство — fear of missing out (страх упустить сделку).

Скупой платит дважды

 

Юридическая индустрия в штатах развита очень сильно. Отдельный юрист на открытие компании, на бухучет, на налоги, на визы. Стоит это все очень дорого, но везде есть законы, которые работают, и ты чувствуешь себя защищенным хотя бы до какого-то уровня. Попытка экономии на юристах не очень хорошо сказывается и лучше всегда работать только с теми, кого рекомендуют проверенные люди, чтобы потом не тратить десятки тысяч долларов на разгребание путаницы. Закладывайте всегда на это отдельный бюджет. Интересная особенность: вы платите за услуги юристов того фонда, который в вас инвестирует, и платите из денег, которые они в вас инвестируют.

Гетто российских стартапов

Удивительно, но в Кремниевой Долине оказалось очень много успешных предпринимателей с российскими корнями. Те из них, кто, может быть, и не поможет вам с поиском инвестиций, точно дадут совет по бытовым вопросам. Это действительно новая волна российской IT-иммиграции. Это молодые люди от 20 до 30, получившие хорошее образование в России в «сытые» нулевые, успевшие сделать IT карьеру до 2014 года, когда падение рубля сильно ударило по зарплатам в долларовом эквиваленте. Поскольку сбывать свой интеллект оказалось негде в российских новых реалиях, пришлось попытать счастье на Западе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+