К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая азбука: как потребности поколения Z меняют онлайн-образование

Фото REUTERS / Gary Cameron
Фото REUTERS / Gary Cameron
5 главных тенденций онлайн-образования будущего

В 2016 году  Techcrunch опубликовал статью с заголовком «Edtech is the new Fintech», которая привлекла внимание мирового инвестсообщества к сфере образовательных технологий. Заголовок статьи вызвал шквал обсуждений на тему будущих перспектив глобального рынка образования. По последним прогнозам, к 2020 году объем глобальных инвестиций в образовательные технологии достигнет 252 млрд долларов, при этом большая часть придется на внедрение новых технологий в сфере школьного образования. Только рынок онлайн-образования сегодня оценивается в $50 млрд, хотя по последним данным всего 2% всех образовательных услуг реализованы в онлайн-формате.

При этом в ближайшие пять лет у 80% населения планеты будет доступ к интернету, 50% американского рынка труда заберут фрилансеры, а 90% жителей планеты до 30 лет будут проживать в развивающихся странах. С этим меняются требования к образованию — в современном мире оно должно стать более гибким, доступным и прикладным, чтобы помогать странам, компаниям и людям максимально задействовать человеческий капитал. За последние 5 лет глобальные инвестиции в Edtech выросли на 503%. Международный рынок развивается в онлайне и обусловлен активным развитием новых рынков — Индия, Китай, Азия, восточная Европа.  В развивающихся странах — Индия и Китай — более 50% из всех пользователей интернета выходят в онлайн через мобильный телефон или планшет. Родители часто используют мобильные приложения для развития детей. Также в связи с популярностью микро-обучения в корпоративном сегменте мобильные приложения стали востребованными в сфере повышения квалификации. Рынок мобильных образовательных приложений и игр, электронных книг вырастет с  $4,4 млрд по итогам 2015 года до $14,5 млрд к 2020 году.

Глобальный рынок онлайн-образования оказался на стыке двух трендов — персонализации образования и новых технологий диагностики. Люди  будут видеть  все больше смысла в обучении, а значит, будут готовы вкладывать все больше  средств в собственное образование. Обучение станет важной инвестицией, и тренды, над которыми сегодня только экспериментируют, станут неотъемлемой частью удовлетворения потребностей поколения Z.  Но можно ли примерять позитивную мировую динамику на российский рынок?

Российский рынок образования

Государственный бюджет на образование в 2016 году составил 3 058,98 млрд рублей. Из них 40% консолидированного бюджета — расходы на общее образование, около 70% средств распределяются на уровне субъектов РФ. Из федерального бюджета финансируются вузы и часть федеральных целевых программ.

Иногда к государственным инициативам привлекают частные компании. Разработка и поставка программ, издательская деятельность, оснащение учебных заведений, строительство — самые крупные статьи бюджетных расходов. Причем эти направления довольно закрыты, и к поставщикам применяются жесткие регламенты и стандарты. Так, например, ежегодно Министерство образования и науки утверждает перечень компаний, которые могут издавать школьные учебники и участвовать в тендерных процедурах. Крупнейшими игроки — «Эксмо» и Издательство «Просвещение».

Что касается частных инициатив, то основное развитие здесь  происходит в сфере неформального образования для разных групп. В условиях постиндустриальной экономики, постоянного устаревания знаний формируется спрос на гибкие решения в сфере образования и подготовки кадров. Рынок онлайн-образования оценивается в 400 млн рублей и состоит преимущественно из корпоративных решений.

На рынке формального образования сфера дошкольного образования является самой популярной среди частного сектора. Это обусловлено сравнительно низким входным порогом, возможностью создания детских садов квартирного типа, высоким спросом на данный вид услуги и программами государственного софинансирования по схеме целевых потребительских субсидий, реализованных на территории ряда субъектов. Среди всех общеобразовательных учреждений, работающих на территории РФ, всего — 213 частных школ, большая часть которых находится в Москве и Московской области. За последние несколько лет количество частных школ по стране сократилось.

Что предлагает  Министерство образования РФ

В сравнении рынков несложно заметить, что российский рынок образования не соответствует международным преобразованиям и необходимому темпу развития. Но мы все-таки движемся, и 25 октября этого года правительство РФ утвердило паспорта приоритетных проектов в сфере образования, одним из которых стал «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Например, по плану, к 2025 году 11 млн студентов пройдут курсы в формате онлайн на платформе «Открытое образование» (государственный вариант Coursera). («Открытое образование» — одна из данных платформ, документ предусматривает доступ к аудитории к различным ресурсам  онлайн-обучения — Forbes) 

С одной стороны, к любым проявлениям активности со стороны государства в цифровой сфере лучше относиться скептически, но для рынка образования наличие «верификации» со стороны государства определенно станет позитивным фактором, так как это снимет недоверие людей к онлайн-среде.

В то же время частные инициативы активизировались гораздо сильнее. Например, за последний год сфера частного образования в России существенно сдвинулась и пополнилась новыми инвесторами. Аркадий и Борис Ротенберги (издательство «Просвещение») заинтересовались сферой образовательных стартапов и инвестируют до 3 млрд рублей в совместный акселератор с ФРИИ. А Вадим Мошкович потратит $ 200 млн на строительство школы Летово и стипендиальный фонд для талантливых детей. Также появилось несколько крупных частных экспериментальных инициатив, направленных на создание новых подходов в сфере школьного образования – «Хорошкола» (основанная Яной Греф), школа благотворительного фонда «Дар «и другие.

Неудивительно, что в этой ситуации появилась ниша для создания новых технологий, методик и продуктов в сфере неформального образования, дополняющая и компенсирующая пробелы в сфере  формального образования. Существует много амбициозных игроков на рынке неформального образования, в особенности в сфере изучения языков и подготовки к поступлению. Общий рынок репетиторства для школьников оценивается в 30 млрд рублей, при этом половину составляет подготовка к ЕГЭ. Учитывая тренд на сокращение бюджетов на образование, очевидно решение усиления роли частного сектора в предоставлении услуг. Детское дополнительное образование, онлайн-образование, повышение квалификации, услуги репетиторов — направления с позитивной динамикой роста, несмотря на общее снижение платежеспособности населения.   

Тренд 1.  Персонализация образования

Адаптация образовательного контента, умное распределение — одна из ниш на рынке онлайн-образования. Тренд носит сквозной характер, и большая часть инициатив в данной сфере реализована в формате Saas-решений, которые позволяют создавать виртуальные персонализированные образовательные пространства (Virtual personalized learning environment). Такой формат персонализации отвечает на вопрос «как» — как повысить эффективность от образовательного процесса с учетом особенностей обучаемости студента?.

Есть и другая часть персонального подхода к образованию, связанная с подбором образовательных программ, которая отвечает на вопрос «что?» — что именно стоит изучать, какие навыки осваивать, чтобы добиться успехов в карьере, максимально раскрыть и развить  уникальный потенциал каждого человека?  Таких проектов пока меньше, но их количество будет расти вместе с приходом нового поколения на рынок труда.

Каналы монетизации на рынке технологий персонализации образования  - это, в основном,  продажи SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга) образовательным учреждениям или интегрирование  технологий  в платформы массовых онлайн образовательных курсов. Рынок образовательного софта для школ, вузов и корпоративных образовательных форматов в 2015 году оценили в $5,8 млрд, через пять лет он достигнет $15 млрд.

Тренд 2. Продюсирование образовательного контента

Благодаря массовым открытым онлайн-курсам знания стали доступными, но при этом сама ценность контента  сильно упала. Ежегодно снижается объем рынка самообучения, падает мотивация пользователей. Если раньше монополия на знания была у образовательных учреждений, то сейчас  курс взят на децентрализацию. Каждый человек  может являться источником образовательного контента. Это доказано успехом таких ресурсов, как Skillshare и Udemy, позволившим пользователям  записывать  свои уроки и  зарабатывать на них. 

Тренд на фриланс и желание иметь финансовую мобильность приведет к созданию большой индустрии сопровождения, обеспечивающей доступ и успешность на этом рынке. К этому также ведет низкий уровень концентрации, доступность знаний и борьба за внимание учеников. Уже сегодня каждый может зарабатывать на своих знаниях, превращая их в продукт, но далеко не все обладают необходимыми навыками. Зарабатывать будут те, кто сможет научиться «упаковывать» экспертов и выводить их знания на рынок, делать  контент привлекательным. 

Появляется целых рынок «упакованного контента». Его рост обеспечат платформы, которые научатся  из огромного объема доступных курсов создать ценностное предложение под конкретную задачу конкретного ученика.  Для создателей подобных платформ пути для монетизации тоже уже понятны:  корпоративное обучение в условиях оптимизации бюджетов, выход на рынок повышения квалификации. В марте 2016 года индийский стартап Byju получил $75 млн  от  одного из самых известных мировых венчурных фондов, Sequoia capital. Харизматичные педагоги с актерскими навыками, спецэффекты и инфографика в совокупности со спецификой индийского рынка позволили компании выйти на 5,5 млн скачиваний приложения за  три года.  Этот сегмент  на мировом рынке достиг  $13,9 млрд в 2015 году, к 2020 году он вырастет как минимум на $3 млрд.  

Тренд 3. VR и AR

С 2012 года компании в сфере виртуальной реальности (VR) привлекли финансирование в размере $1,25 млрд. За последние несколько лет фокус компаний из сферы VR начал смещаться в сторону образования, преимущественно школьного, предоставления комплексных 3D-решений для школ, от создания контента до оснащения школ необходимым оборудованием.  Рынок VR решений  для образования уже прошел отметку в $15,9 млрд. Эти технологии полностью меняет сам процесс обучения. Если до этого мы  получали знания из книг и рассказов, то технологии VR позволяют формировать знания через опыт. Учащийся теперь полностью погружается в историческое событие или  художественное произведение.

Дополненная реальность (AR) также станет неотъемлемой частью обучения и инструментом персонализации образовательного процесса. У каждого ученика появится своя персональная доска. Стартапы, которые научатся внедрять AR  и VR в учебные продукты, смогут напрямую продавать их учебным учреждениям, корпорациям, а также договориться об интеграции  новых технологий с  образовательными онлайн-сервисами для повышения мотивации учеников. 

Тренд 4. Новые технологии диагностики и выявления потенциала

Глобальный переход к экономике знаний и борьба за таланты  меняет подход и к развитию человеческого капитала. Жесткий отбор талантов сменяется  необходимостью выявлять таланты, развивать их, инвестируя время и деньги. Пересмотру подлежат единые образовательные экзамены, «диагностика» в компаниях. Пока число доступных образовательных форматов  растет,  потребность в оценке качества приобретаемых знаний и независимой верификации навыков очевидна. Системы digital-«значков», подтверждающих навыки, активно внедряются в школы и вузы.  И это тоже новая сфера возможностей для стартапов.  Тренд является частью рынка оценки и тестирования, одного из самых крупных сегментов на рынке онлайн-образования. За такие услуги будут платить корпорации, малый и средний бизнес, но  найдутся платные пользователи среди желающих сменить карьерную траекторию, среди родителей. Такие услуги, с опорой на технологии стартапов, будут продавать и образовательные учреждения. Рынок  стартапов с продуктами для оценки и тестирования способностей только в США превысил  $9 млрд. 

Тренд 5. Микро-обучение

Рассеянное внимание, отсутствие свободного времени и привычка потреблять контент маленькими «порциями», которую нам прививают социальные сети, подготовили почву для нового явления в образовательных технологиях. Микро-обучение, или bite sized learning, дает возможность осваивать новые области знаний в формате пятиминутных ежедневных уроков. У таких проектов есть интересные схемы монетизации, такие, как, например, допродажа полноценных сертифицируемых программ. Пользователь в формате микро-обучения знакомится с курсом, осваивает один модуль и дальше может докупить программу. Также появляются проекты, которые позволяют любой образовательный контент адаптировать в формат микро. Эти же технологии применяют несколько успешных  компаний в сфере электронных книг. Такие  технологии все активнее приходят  в корпоративное обучение и к 2020 году сформируют рынок объемом  $31 млрд.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+