Цифровые технологии связывают разные сферы нашей жизни воедино. В транспортной сфере это особенно заметно - автомобили становятся «интернет-лабораториями», а городская инфраструктура, со все более разветвленной системой сообщения и с быстрым доступом к информации для принятия решений, использует все больше сервисов для анализа событий и их предсказаний.
Компании, связанные с транспортной сферой, все активнее используют возможности «интернета вещей» — от авиационных перевозок до обычной доставки посылок. Поскольку количество подключенных устройств и встроенных сенсоров постоянно растет (к примеру, по прогнозам Gartner, количество подключенных к сети автомобилей вырастет к 2020 году до 61 млн), компании могут сделать каждый бизнес-процесс максимально прозрачным. Можно следить за тем, насколько соблюдает требования заказчика к оптимальному маршруту таксист, а можно отслеживать все этапы финансовых операций в логистической цепочке. Такой уровень прозрачности позволяет поставщикам транспортных услуг самым разумным образом использовать свою базу данных. Постепенно это приводит к созданию более эффективной транспортной инфраструктуры, к более действенному взаимодействию с клиентами и принятию более обоснованных решений.
Обычные автомобилисты уже сегодня выигрывают от решений в области «сonnected сars» (подключенные к интернету автомобили), предлагаемых компаниями вроде Vinli и продающих «компаньонов по вождению». Подобные игроки предлагают устройства и сервисы для того, чтобы владелец авто постоянно был в курсе того, что происходит с машиной, причем в режиме реального времени. В основе деятельности компании лежит OBDII-диагностика («On-Board Diagnostics»), на основе Всемирного протокола бортовой диагностики. Введение этого стандарта для авто с 1996 года открыло возможность каждому автолюбителю с помощью специального гаджета, подсоединяемого к диагностическому разъему, самостоятельно получать информацию о состоянии агрегатов и узлов авто. Vinli при этом не ограничивается диагностикой, ее гаджет — целый коммуникационный хаб с WiFi, начиненный всевозможными функциями по обслуживанию и обеспечению безопасности авто. Vinli дает доступ к 40 мобильным приложениям, так или иначе связанным с «умным» использованием автомобилей и сопутствующей инфраструктуры.
Но глобальные игроки в сфере «интернета вещей» для транспорта и мониторинга проблем делают ставку не на фиксацию неисправностей в экстренном режиме, а на их профилактику. Возможно, что появление автомобилей, которые не ломаются, – вопрос ближайшего будущего.
В авиации, к примеру, предиктивная аналитика используется сравнительно давно (массовое распространение в данной связи получил термин «preemptive maintenance», то есть «упреждающее обслуживание»). Компания «C3IoT», например, уже давно продает сенсоры для турбин, моторов и других важнейших компонентов авиасистем. По ее подсчетам, подобные технологии могут уменьшить издержки владельцев парков самолетов на 10%, задержки рейсов — на 25%, а срок службы каждого авиасудна на 3-5%.
Но предиктивные диагностика и обслуживание именно легковых автомобилей – это только формирующийся огромный рынок. Сегодня многие компании заявляют о том, что аккумулируют данные о поломках автомобилей для того, чтобы создавать на их основе новые продукты вокруг «умного» ремонта и обслуживания – такие, например, как абонементы на ремонт по фиксированной цене или страховые продукты в контексте отказа систем. О таких амбициозных планах заявляет, к примеру, российская компания «Zen Solutions».
Развитие этого рынка, во-первых, подстегивает развитие технологий искусственного интеллекта. В сентябре 2015 года Совет по глобальной повестке Всемирного экономического форума опубликовал отчет «Глубинный сдвиг – технологические поворотные пункты и общественное воздействие», в рамках подготовки которого были опрошены более 800 топ-менеджеров из разных стран. Они должны были ответить на вопрос, когда они ожидают ощутимого прорыва по самым важным революционным технологиям, призванным принципиально изменить нашу жизнь. 79% опрошенных уверены, что к 2025 году 10% автомобилей на американских дорогах будут автономными.
К 2020 году по улицам будут ездить автомобили-беспилотники, что приведет к реконфигурации городского ландшафта, пробки и проблемы с парковкой станут анахронизмом, сходятся во мнении инвесторы и футурологи. Еще несколько лет назад распознавание дорожных знаков, автономный круиз-контроль и автоматический паркинг представлялись чем-то инновационным, а сегодня эти элементы стали не более чем улучшенным методом обработки данных. Теперь в центре внимания - перспективы создания умной системы, которая реализует коммуникацию автомобиля как с водителем, так и с другими средствами передвижения (vehicle-to-vehicle communication) и окружающим миром. Для этого нужен, помимо прочего, голосовой ассистент. Он должен быть инициативным (работать не только по запросу), его поведение должно быть адаптировано под каждого водителя, он должен хорошо понимать внутреннее устройство автомобиля, «общаться» с внешними сервисами и, как бы странно сейчас это ни звучало, «эмоциональная связь» с водителем. Пока есть универсальные «помощники» (например, робот «Viv»), разработчики которых думают о внедрении таких систем в авто. Дальше — больше. Если верить отчету Стэнфордского университета «Сто лет исследований в области искусственного интеллекта» технологии искусственного интеллекта к 2030 году придут не только в легковые автомобили, но и грузовые автомобили и летательные аппараты. Типичный североамериканский город 2030 года будет просто «напичкан» летательными аппаратами и персональными роботами, уверены исследователи Стэнфорда. «Тесла» запустила в продажу в США полуавтономные автомобили, Google рассчитывает выпустить линейку автономных авто к 2020 году. Автономные автомобили располагают целым рядом сильных преимуществ: они более безопасны, экологичны, высвобождают уйму свободного времени своим владельцам. Но пока автономные автомобили получают все большее распространение, к ним возникает все больше вопросов у юристов и, особенно когда речь заходит о программировании авто под поведение в критических ситуациях, где смерть человека может быть неизбежна.
Во-вторых, индустрию «умных» авто формирует тренд «on-demand-economy» (предоставления сервисов по запросу). Платформы, подобные Uber, создают совершенно новую модель взаимодействия между обычными людьми, публичными компаниями и капиталом. Основной вопрос, которые задают себе компании типа «Uber», звучит так: чем именно стоит владеть – платформой или предметами имущества, которые за ней стоят? Том Гудвин, колумнист TechCrunch, отвечает «платформой» и считает, что Uber уже давно не единственное тому доказательство. Он перечисляет примеры: «Uber», крупнейший сервис такси, не владеет ни одной машиной, «Facebook», самый популярный медиа-ресурс, не создает контента, «Alibaba», самый крупный ритейлер, не имеет складов. «Airbnb», крупнейший оператор жилья в аренду, вообще не владеет недвижимостью».
Новые решения в сфере индивидуальной мобильности в виде «subscription-based services» (сервисы на основе подписки) могут с большой вероятностью частично прийти на замену владению личным транспортом. Новое поколение потребителей хочет получить самый гибкий способ добраться от одного места в другое. Для них важна простота передвижения, а не с авто или другой личный транспорт в собственности. Возможно, этот тренд поддержат государства, которые давно ищут способы снизить огромные финансовые потери от пробок (согласно отчету «GovLoop» ежегодные государственные потери, вызванные пробками, составляют $121 млрд.)
Крупнейшая американская транспортная организация «Nashville’s Metropolitan Transit Authority» уже заручилась поддержкой государства с такими проектами. Она разработала мобильное приложение «T-HUB» (пока в бета-тестировании), призванное продвигать использование транзитного общественного транспорта. Приложение позволяет отслеживать местонахождение автобусов в реальном времени, оценивать время прибытия автобусов и рассчитывать время всей поездки. Приложение разработано в партнерстве Институтом интегрированных программных систем Университета Вандербильта и Департаментом корпоративных технологий Siemens. Казалось бы, подобных приложений для мониторинга общественного транспорта, уже множество. Но важно позиционирование сервиса как удобного, массового и необычного. T-HUB еще и считает калории, которые сжигаются при использовании общественного транспорта вместо собственного, а еще подсчитывает сэкономленные к выбросы углерода.
Автопроизводители оказываются перед серьезным вызовом: будут ли и дальше люди покупать авто для своих гаражей или предпочтут брать их в аренду, передвигаться на Uber или на сервисах каршеринга вроде BlaBlacar? Автокомпании уже задумываются о продаже новых энергетических транспортных средств (электромобилей и автомобилей на основе альтернативных источников энергии), предоставления телематических решений, расширенных сервисов типа удаленной диагностики, систем раннего реагирования и пр. Все это - способы адаптироваться к меняющемуся рынку, где авто «умнеют». «Каждый сегодня должен изменять свой продуктовый набор. Автопроизводители, игнорирующие эту необходимость, не смогут оставаться на рынке в долгосрочной перспективе», — пишут об этом исследователи IBM.