К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

С чего начинался Рунет: герои и проекты, создавшие интернет в России

С чего начинался Рунет: герои и проекты, создавшие интернет в России
Четверть века назад, 7 апреля 1994 года, был зарегистрирован первый сайт в домене .ru и началась история русскоязычного сегмента сети. Forbes вспомнил фигуры и проекты, определившие развитие Рунета

Формально интернет в России появился еще в 1990-м. Однако первые четыре года в сети не было сайтов в доменной зоне .ru. Зато за следующую четверть века русскоязычный сегмент интернета — Рунет — развивался бурными темпами и на сегодня представляет из себя полноценную экосистему из 5 млн сайтов. Forbes вспомнил фигуры и проекты, определившие развитие сети в стране.

1990: интернет из «курчатника»
Сюда Фото Валерия Бардина https://www.forbes.ru/tehnologii/355219-valeriy-bardin-istoriya-cheloveka-prisoedinivshego-sssr-k-seti или фото из компании Релком

1990: интернет из «курчатника»

Подключением к интернету Россия во многом обязана Валерию Бардину и его коллегам по Курчатовскому институту. Именно эта команда ученых подобрала необходимое оборудование и создала первое программное обеспечение для будущей сети компании «Релком». Сеть эта была запущена 1 августа 1990 года, еще до формального подключения СССР ко всемирной паутине. В основном к ней были подключены компьютеры в научных институтах Москвы, Ленинграда, Новосибирска и Киева. «Релком» заложил фундамент будущей инфраструктуры Рунета.

1994: Россия выходит в сеть
ФОТО Отсюда http://web.archive.org/web/19961114072244/http://www.ru/

1994: Россия выходит в сеть

Первым сайтом в доменной зоне .ru 7 апреля 1994 года стал каталог ссылок на русскоязычные и англоязычные страницы в интернете Russia on the Net. Ресурс был организован одним из первых в стране провайдеров — компанией «Демос». Первый российский поисковик Rambler будет запущен только через два года, так что каталог на первоначальном этапе развития Рунета был самым простым и надежным средством поиска нужной страницы — через фильтрацию по тематическим категориям.

1995: смех длиной в 23 года
Вконтакте

1995: смех длиной в 23 года

Интернет в России начался с ученых, однако уже к середине 1990-х сеть начали наполнять обычные пользователи. Их запросы в Рунете первым уловил астрофизик Дмитрий Вернер: 8 ноября 1995 года он запустил развлекательный ресурс anekdot.ru, который быстро стал популярен и к 1997 году превратился в самый посещаемый сайт русскоязычного сегмента. После серии перепродаж («Анекдот» успел побывать под контролем «Ситилайна», «Медиа-Моста» и РБК) Вернер вернул себе контроль над проектом (ему принадлежит 51%, еще 34% — Артемию Лебедеву, остальное — частным инвесторам) и продолжает развивать его и сегодня.

1995: восхождение РБК

1995: восхождение РБК

Из деловых интернет-ресурсов первым в Рунете запустился сайт «РосБизнесКонсалтинга» — в 1995 году. За пару лет из проекта о котировках выросло полноценное СМИ. В 1998 году, на волне финансового кризиса, РБК стал самым популярным сайтом русскоязычного сегмента сети — и поныне остается одним из главных новостных ресурсов в стране.

1996: путь «Рамблера» от поисковика к медиахолдингу

1996: путь «Рамблера» от поисковика к медиахолдингу

Первым русскоязычным поисковиком стал сайт Rambler, который 26 сентября 1996 года запустил Дмитрий Крюков. Позднее сервис вырос в полноценную компанию, правда, конкуренцию за главную свою технологию — поисковую — проиграл «Яндексу» и Google. В 2009 году Крюков умер, но Rambler продолжил развиваться. Позднее проект перешел под контроль Александра Мамута и превратился в полноценный медиахолдинг.

1996: чат «Кроватка» как прообраз соцсетей

1996: чат «Кроватка» как прообраз соцсетей

Если Дмитрий Крюков создал первый русскоязычный поисковик, то Артем Подстрешный с коллегами в декабре 1996 года первым в стране запустил проект-прообраз будущих соцсетей — чат «Кроватка» (www.krovatka.ru). Хотя проект так и не вырос в большой медиабизнес, его создатели были пионерами решения многих задач, над которыми следующие два десятилетия ломали голову большинство интернет-предпринимателей — как обеспечить производительность ресурса, как масштабировать сервис, как избежать «падения» сети при резких скачках трафика и т.п.

1996: канал Сороса и интернет по карточкам
Карту для доступа в Интернет МТУ-Информ или подобную. В крайнем случае - Модем скоростью 33,6 кбод

1996: канал Сороса и интернет по карточкам

В феврале 1993 года фонд Сороса финансировал создание первого российского спутникового канала, а в 1996-м эта же организация, ныне признанная в России «нежелательной», совместно с правительством подсоединила к интернету вузы. На тот момент лишь эти «избранные» университеты получили выделенные линии, а остальные пользователи для выхода в сеть покупали специальные карточки и использовали модем, подключенный по телефонной линии. После дозвона по определенному номеру устанавливалась связь на доступной скорости — до 56 килобит/c.

1997: самая красивая история успеха в Рунете
Mike Segar·REUTERS

1997: самая красивая история успеха в Рунете

Поисковый механизм «Яндекс» Аркадий Волож и Илья Сегалович (сооснователь «Яндекса» умер в 2013 году) разработали, еще будучи сотрудниками компании Comptek. Со временем они решили выделить сервис в отдельный бизнес. 23 сентября 1997 года был основан сайт  yandex.ru. Преимуществом ресурса перед Rambler и Google был поиск на естественном языке с учетом падежей и спряжений. Со временем «Яндекс» превратился в крупнейшую технологическую компанию страны, провел IPO на Nasdaq и оброс перспективными сервисами, от приложений для вызова такси и доставки еды до инструментов для бизнес-аналитики и голосового управления мобильными устройствами.

1998: главный библиотекарь Рунета
Wikipedia·Фото: Максим Мошков

1998: главный библиотекарь Рунета

Развлекательные сайты и сервисы Рунета очень быстро получили интеллектуальное подкрепление в виде первой крупной онлайн-библиотеки. Основателем этого проекта стал Максим Мошков. Персональную библиотеку на рабочем компьютере он составлял еще с 1994-го, а в 1998-м запустил сайт lib.ru — и поддерживает его развитие по сей день. Мошков — специалист по перераспределению вычислительной нагрузки. Однако в библиотеке ему регулярно приходилось сталкиваться с трудностями иного рода — претензиями в связи с нарушением авторских прав. Тем не менее, lib.ru удалось трансформироваться и выжить даже с наступлением эры легального контента.

1998: первый русский киберпреступник

1998: первый русский киберпреступник

Вместе с развитием технологий сети в стране появились не только создатели сервисов, но и люди, взламывающие защиту этих сервисов. 24 февраля 1998 года был осужден первый российский хакер — Владимир Левин, арестованный в Нью-Йорке при попытке снять со своих счетов украденные средства в размере нескольких миллионов долларов. С тех пор масштабы киберпреступности и украденные суммы возросли в разы, а «русские хакеры» стали именем нарицательным, особенно после победы Дональда Трампа на выборах президента США в 2016 году.

1998: русский Amazon
Скриншот Ozon.ru старый или старое фото их офиса

1998: русский Amazon

Первый магазин в Рунете — «Озон» — был запущен в 1998 году как копия американского Amazon.com, ныне крупнейшего мирового онлайн-ретейлера. Российский проект не просто выжил в конкурентной борьбе за рынок, но и превратился в одного из лидеров электронной коммерции. Стоимость компании по состоянию на начало 2019 года Forbes оценивает в $700 млн.

1998: почта точка ру

1998: почта точка ру

Одним из самых популярных продуктов в русскоязычном сегменте сети в конце 1990-х стали почтовые сервисы с интернет-интерфейсом. Обычно они были бесплатные, что особенно привлекало пользователей. Самым удачным оказался проект Алексея Кривенкова, Евгения Голанда и Михаила Зайцева mail.ru, запущенный 1 октября 1998 года. Со временем, как и «Яндекс», этот сервис превратился в настоящий холдинг — Mail.ru Group, вторую по капитализации компанию Рунета.

1999: газета от Носика и Темы
Роман Вуколов·ИТАР-ТАСС

1999: газета от Носика и Темы

1 марта 1999 года была основана первая интернет-газета Рунета «Газета.ру». Ее создателям, Антону Носику (умер в 2017 году) и Артемию Лебедеву, удалось придумать как концепцию, так и дизайн, которые позволили сайту выйти на лидирующие позиции в русскоязычном сегменте сети. После серии сделок «Газета.ру», по сей день одно из самых популярных интернет-СМИ в стране, вошла в холдинг Rambler&Co, подконтрольный Александру Мамуту.

1999: ЖЖ и заря эры соцсетей
Денис Гришкин·ТАСС·Ведомости

1999: ЖЖ и заря эры соцсетей

Социальные сети — как Facebook в США, так и «ВКонтакте» и «Одноклассники» в России — появились и стали популярны только в середине 2000-х. Их предшественниками были блог-платформы с социальными функциями (подписки, комментарии и др.), которые позволяли пользователям составлять посты с текстом и картинками. В России благодаря поддержке кириллицы стал особенно популярен сервис Livejournal, основанный Брэдом Фицпатриком (на фото) в 1999 году. Американский сервис настолько прижился в стране, что позднее Александр Мамут выкупил платформу и также включил ее в состав медиахолдинга Rambler&Co.

2000: Большой брат добрался до Рунета
Getty Images

2000: Большой брат добрался до Рунета

С развитием Рунета сеть приковывала все более пристальное внимание государства. Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, или просто СОРМ, перекочевала в интернет с телекоммуникационного рынка: доступ к разговорам абонентов мобильных операторов спецслужбы научились получать еще в 1996-м. В 2000-м же власти впервые сформулировали и технические требования для наблюдения за интернет-пользователями. Однако полноценный «Большой брат» пришел за Рунетом только в 2018-м, когда в силу вступил так называемый «пакет Яровой», требующий от операторов сохранять информацию обо всей активности россиян в сети.

2000: Рунет в словаре
Митинг против изоляции рунета в Москве 10.03.2019 ( фото Владимир Гердо·ТАСС )·тут не знаю, может есть сайт словаря, слово Рунет там заскринить

2000: Рунет в словаре

В 2000 год слово «Рунет» официально вошло в Орфографический словарь РАН.

Теперь Forbes можно слушать

Несерьезные игры: почему киберспорт все игнорируют

Фото Gonzalo Fuentes / REUTERS
Фото Gonzalo Fuentes / REUTERS
Несмотря на стремительный рост популярности киберспорта, в России он по-прежнему находится ниже радаров инвесторов. Какие риски отрасли останавливают их и как тем не менее использовать ее потенциал?

В то время как в Нью-Йорке в 2016 году игры чемпионата мира по League of Legends (LoL) собирали 15 000 болельщиков, в России только начинали говорить о перспективности отрасли. В том же году Федерация киберспорта России добилась его включения во Всероссийский реестр видов спорта  — он получил право называться официальной спортивной дисциплиной, он стал активно развиваться. По данным исследовательской компании NewZoo, Россия находится на третьем месте по размеру киберспортивной аудитории: количество зрителей киберспортивных трансляций в прошлом году достигло 22 млн человек, а по количеству заходов в Twitch мы на втором месте в мире — 42 млн визитов в месяц. Каковы перспективы по монетизации этой аудитории?

Инвесторы вне игры

В России осуществляют подготовку профессиональных киберспортсменов в ИТМО и менеджеров киберспортивных проектов в Высшей школе экономики. В мае 2018 года инвестиционную привлекательность киберспорта обсуждали в рамках ПМЭФ, что иллюстрирует рост внимания инвестиционного общества к рынку Esport.

По результатам отчета PwC об инвестициях 2015-2017 годов в спортивные стартапы и развивающиеся бизнесы, 35% сделок с российским участием пришлось на киберспортивные проекты, а именно интернет-сервисы, спортивные организации и объекты, медиа и гаджеты. За три года было совершено 26 сделок, общий объем инвестиций составил $127 млн, $100 млн из них пришлись на покупку USM Holdings Ltd Алишера Усманова компании Virtus.pro. В 2018 году последовала еще одна крупная сделка: Mail.ru Group приобрела киберспортивный холдинг ESforce также за $100 млн. Корпорации стремятся не упустить новый рынок и уже конкурируют между собой за аудиторию: совсем недавно мы наблюдали практически одновременный запуск стриминговых платформ от МТС и Tele2. Таким образом, индустрия набирает обороты и привлекает внимание все большего числа заинтересованных сторон.

 

Однако российские венчурные инвесторы стоят в стороне от всего этого хайпа. Согласно результатам российского ежегодного исследования «Венчурный Барометр 2018», инвесторы не выделяют эту индустрию как привлекательную для вложений, хотя и не записывают ее в антилидеры. Другими словами, они относятся к этой сфере довольно равнодушно и обращают больше внимания на другие активно растущие отрасли. Корпоративные инвестиции в отрасль выглядят чуть более оживленно, однако и они несравнимы с международными: американские инвесторы за первый квартал 2018-го вложили в индустрию более $1 млрд, а китайская компания Tencent вложила $632 млн в стриминговую платформу Huya, по данным Esports Business Digest. Чего не хватает российскому киберспорту для привлечения инвесторов?

Неспешный рост

На данный момент нельзя сказать, что рынок находится на этапе стремительного роста. Индустрия киберспорта пока только зарождается. Она много обещает, но ее реальные достижения не столь масштабны; темпы ее роста велики, но не идут в сравнение с такими «хитами» последних лет, как доставка еды, каршеринг или онлайн-образование.

 

По числу пользователей киберспорт уже сейчас обгоняет потоковые мультимедиа HBO, Netflix, ESPN: ожидается, что до конца 2019 года аудитория вырастет до 453,8 млн человек. Но даже по размеру аудитории он уступает, например, поклонникам НБА и НФЛ и не догонит их до 2022 года минимум, согласно прогнозу Goldman Sachs.

В денежном выражении все еще скромнее. Самый большой в мире рынок киберспорта — североамериканский. Его объем в 2018 году составил более 40% от объема мирового рынка ($344,6 млн) и в два раза превысил объем западноевропейского рынка ($169 млн). По прогнозу Newzoo, при текущих темпах роста глобальный рынок киберспорта достигнет к 2022 году $1,8 млрд. Оптимистичный сценарий — $3,2 млрд. Для сравнения: глобальный рынок телемедицины, по данным американской P&S Market Research, в 2017 году превысил $21,5 млрд, а за пять лет вырастет вдвое — превысит $40 млрд к 2022 году.

Российский рынок скромнее на порядки: в 2018 году PayPal и SuperData оценили объем киберспортивной индустрии в $45 млн, а компания МТС оценивает ее объем в $100 млн к 2023 году. При нынешней аудитории в 22 млн человек в ближайшей перспективе мы не сможем достичь показателей, сравнимых с прогнозируемыми $17,13 дохода от одного пользователя за год в Северной Америке. Российская аудитория киберспорта только формируется.

 

Игра за команду

Для того чтобы инвесторы проявили к отрасли интерес, необходимо наличие потенциала для кратного роста компаний и успешных выходов при их продаже. Можно выделить следующую классификацию сфер инвестирования в киберспорт:

—  продукты и технологии для Esport, а также киберспортивные стартапы, внедряющие AR/VR (дополненная и виртуальная реальность), искусственный интеллект, нейросети и другие технологии; 
— инфраструктура и сервисы: обучение профессиональных киберспортсменов, открытие киберспортивных школ, тренировочных площадок, киберспортивных арен, маркетинговые агентства, медиа и создатели контента;
— покупка клуба или команды, а также частичные вложения в них.

Последний пункт — киберспортсмены и команды — составляет самую сердцевину киберспортивной индустрии. Однако такой актив пока остается для инвестора самым сложным и непредсказуемым, потому что инвестиции в киберспортивную команду обладают рядом особенностей. Среди них следует назвать:

— юридические проблемы, а именно сложная структура команды. Киберспортивная команда может иметь материнские и дочерние компании, филиалы, которые будут зарегистрированы как разные юридические лица, так как многие команды состоят из нескольких команд, играющих в разных дисциплинах и на разных турнирах. Важно разобраться, в какой части всей этой сложной структуры будут сделаны инвестиции;
— нестабильность доходов команд. Доходы киберспортивной команды, особенно на ранней стадии, будут в основном поступать от турниров, а успешные выступления на поле несут в себе большую неопределенность;
— личный фактор. Успех команды зависит не только от успешных выступлений в турнирах, но и от возможностей команды продвигать игроков на различных платформах. Более того, еще не сформирован рынок трансфера игроков, а игроки также являются активами, в которые инвестирует инвестор, и важно, чтобы активы не ушли в другую команду. Тот факт, что команды еще не освоились с контрактными отношениями, осложняет инвестиционные процессы и проведение соответствующих оценок.

На международном рынке есть несколько примеров вложений фондов в киберспортивные команды, но венчурные инвесторы предпочитают финансировать проекты, косвенно касающиеся индустрии киберспорта: $3 млн получила компания Esports One — интерактивное расширение для стримингового сервиса Twitch, $17 млн — материнская компания портала DBLTP, а в тематический сайт Gamurs (ныне DotEsports) вложили $3,5 млн.

 

Мы видим такие сделки и на российском рынке: киберспортивный стартап Learn2Play привлек более $1 млн инвестиций от фондов RU-Net, Buran Venture Capital и ряда частных инвесторов; МТС приобрел киберспортивный клуб Gambit Esports; Sistema_VC и Gagarin Capital проинвестировали в виртуального тренера киберспортсменов gosu.ai, «Газпром-медиа» заявила об инвестициях в инфраструктурный проект Sector Esport, который занимается мероприятиями и созданием киберспортивного контента.

Выход есть

Россия, несомненно, на хорошем счету у мировой киберспортивной индустрии и, возможно, со временем будет на передовых позициях. Но высокий потенциал рынка еще не трансформировался в инвестиционную активность. Для инвестора, который планирует инвестировать в киберспорт, основной вопрос — возврат инвестиций. В текущем состоянии рано прогнозировать стоимость активов, купленных на стадии зарождения рынка. Отрасль привлекает внимание, но пока инвесторы не видят в ней того уровня доходности, к которому они привыкли.

Однако выход есть. Реально инвестиционно привлекательными объектами для венчурных инвесторов уже сейчас являются инфраструктура, сервисы, технологии для игр. Именно туда стоит устремить взгляды венчурным инвесторам, желающих приобщиться к миру киберспорта. И хотя на современном этапе вложения в команды и в спортсменов еще не обрели привлекательность, приток инвестиционных средств в другие элементы отрасли будет способствовать развитию экосистемы и в перспективе сделает киберспорт привычной частью венчурного инвестиционного ландшафта.

Венчурные тренды февраля: темные кухни и образование в долг 

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

17.04.2025