К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В чем ошиблась Nintendo

В чем ошиблась Nintendo
Продажи игровой приставки 3DS, которой прочили звание «гаджета года», провалились. Удастся ли Nintendo сдержать натиск Apple и Google на рынке видеоигр?

В конце прошлой недели акции Nintendo упали до шестилетнего минимума, ознаменовав конец самого успешного периода в жизни японского производителя игровых приставок. Крушение котировок вызвало снижение прогноза по годовой прибыли на 80% на фоне крайне скромных итогов продаж новейшей портативной приставки компании — Nintendo 3DS. Для того чтобы исправить ситуацию, Nintendo вынуждена пойти на значительное снижение цены на устройство (с $250 до $170). Как вышло, что прямая наследница Nintendo DS, второй по популярности консоли в истории человечества, пока не оправдывает надежд своих создателей?

Nintendo уверенно доминировала на рынке карманных приставок с 1989 года, когда на прилавках появился первый Game Boy. Победоносным должен был оказаться и дебют 3DS. СМИ были переполнены восторженными рецензиями: Forbes прочил приставке звание «гаджета года», Wired бескомпромиссно называл лучшим игровым устройством в истории Nintendo, а The New York Times писала, что в вопросах инновационности c японской компанией может соперничать разве что Apple.

3DS действительно производит впечатление — как минимум своим невероятным умением показывать трехмерную графику пользователям без специальных очков. Несмотря на это, начавшиеся в конце февраля официальные продажи быстро обернулись разочарованием. Хотя в первый месяц Nintendo удалось реализовать 3,6 млн приставок, за апрель-июнь — лишь 700 000. Если подобные темпы сохранятся, компания рискует недовыполнить годовой план продаж на 60%. Стоит также учитывать, что после смены ценника, каждая проданная 3DS теперь приносит убыток. Это нормальная практика для Sony или Microsoft, однако беспрецедентный шаг для Nintendo.

 

Неудачный старт 3DS спровоцировал новый виток разговоров об угрозе господству Nintendo, неожиданно пришедшей со стороны Apple и ее устройств iPod Touch, iPhone и iPad. Доводы сторонников этой теории впечатляют. Apple продала уже больше 200 млн устройств на базе iOS, из которых около 60 млн находятся в руках геймеров (данные Distimo и Newzoo). Ежедневно они скачивают 5 млн игровых приложений из AppStore. Так, по подсчетам аналитической компании Flurry, в 2008 году на Apple приходился лишь 1% доходов от всех продаж игр для портативных устройств в США, а уже в 2009 году — 19%. За минувший год доля Apple и устройств с операционной системой Android от Google возросла до 34%, тогда как доля Nintendo сократилась с 70% до 57%.

 

Устройства на базе iOS и Android бьют Nintendo ее же методами. В конце 1980-х Game Boy удалось победить превосходящую его во всех отношениях приставку Atari Lynx за счет более низкой стоимости и плеяды блестящих игр (Game Boy запускался с такими вечными хитами, как Super Mario Land и Tetris). Аналогичный набор факторов в середине нулевых предопределил исход противостояния Nintendo DS и Sony PSP.

Точно так же iPhone и Android-устройства, не способные соревноваться по техническим характеристикам c 3DS, предлагают пользователям огромный выбор игр, большинство из которых стоят всего несколько долларов или вовсе бесплатны. В библиотеке 3DS, напротив, игр совсем мало и нет ни одного большого хита, а цены на них находятся в диапазоне от $30 до $40. Вполне логично, что в таких условиях массовый пользователь охотно готов променять волшебные миры The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D на Angry Birds и сотни столь же незамысловатых недорогих игр, а джойстики и гироскопы — на возможность позвонить или послушать музыку.

Могут ли в Nintendo не осознавать исходящую от Apple и Google опасность, как однажды не осознали революционный потенциал интернета музыкальные компании? Вопреки популярному мнению, это весьма маловероятно: еще в прошлом году генеральный директор Nintendo Сатору Ивата объявил о триумфальной победе в принципиальном дерби с Sony и назвал Apple следующим «врагом номер один». Однако представители Nintendo полагают, что пейзаж игровой индустрии меняется постоянно и это не должно провоцировать на моментальный отказ от исторических ценностей. Они уверены, что спрос на дорогие игры с высокой художественной ценностью никогда не исчезнет.

 

Недавно Сатору Ивата подверг  критике модель продаж игр Apple в интервью блогу All Things D: «Высокого качества видеоигр нельзя добиться, если позволить разработчикам распространять игры бесплатно и пытаться зарабатывать на рекламе или продаже внутриигровых виртуальных товаров. Такая модель неминуемо приведет к экономии на качестве и в итоге поставит под угрозу будущее всей игровой индустрии».

Но уже несколько производителей неплохо зарабатывают на продвижении игр, которые изначально предлагаются бесплатно. Аналитики Flurry подсчитали, что 75% выручки 100 самых прибыльных приложений для iOS генерируют именно игры, подавляющее большинство которых распространяется бесплатно. Другим хорошим примером является Zynga: в первом квартале компания заработала на бесплатных играх для Facebook $235 млн и в скором времени в ходе IPO может быть оценена в $20 млрд. «Да, в мире есть несколько компаний, которым удалось добиться успеха в рамках этой модели, — признает Ивата. — Однако остается вопросом, как долго подобная система может оставаться успешной? Никто не знает ответа. Зато я знаю, что такой путь нам неинтересен».

Так или иначе, но нежелание Nintendo работать с небольшими независимыми студиями привело к тому, что у компании до сих пор нет успешного онлайн-магазина не только для портативных приставок, но и для домашней консоли Wii. В тоже время созданный Microsoft сервис Xbox Live Arcade (XBLA) приносит прибыль, а также уже стал своеобразным инкубатором для молодых независимых разработчиков, создавших для Xbox 360 целый ряд недорогих, но крайне необычных игр вроде собравших все возможные награды Braid или Super MeatBoy, которые по своему духу отлично подошли бы Nintendo. По слухам, сейчас Microsoft думает об интеграции XBLA в свою операционную систему для смартфонов.

Тем не менее Nintendo действительно остается одной из самых инновационных компаний в мире и неоднократно полностью переписывала правила индустрии удобным для себя образом. За свою более чем вековую историю она смогла эволюционировать из конторы по рисованию игральных карт в гигантскую корпорацию из первой сотни Financial Times Global 500, мимоходом успев побыть сетью фастфуда и разработчиком детектора влюбленности.

Кроме того, уже к Рождеству линейку игр для 3DS пополнят представители сразу нескольких великих франшиз Nintendo — Super Mario 3D Land, Mario Kart 7, Kid Icarus: Uprising и Pokémon Rumble Blast. Окажись несколько из них хитом, и ситуация для 3DS может сильно улучшиться.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+