К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Apple: дорога в облака

Apple: дорога в облака
Apple презентует сервис удаленного хранения файлов. Он может позволить компании во второй раз за 10 лет перекроить музыкальную индустрию.

В понедельник, 6 июня, Стив Джобс представит публике сервис iCloud (Добавлено 7 июня: читайте текст Apple и Google: синхронное плавание, написанный по итогам презентации). Он перенесет в «облако» ряд функций свежей операционной системы Mac OS X Lion и мобильной iOS5, однако основные ожидания пользователей связаны с музыкой. Музыкальная индустрия переживает спад с момента широкого распространения интернета и нуждается в оригинальных решениях. Традиционно, их ожидают от Apple.

Пиратство: спасение или смертельный приговор?

«Миллион долларов — это не круто. А знаешь, что круто? Миллиард долларов», — сказал Марку Цукербергу франтоватый молодой человек в фильме «Социальная сеть». Через год его реальный прототип в интервью The Financial Times открестится от этих слов: «Богатство — это неинтересно. Интересно быть революционером». Шон Паркер знает о чем говорит: у него есть миллиард, а в конце прошлого века он помог создать Napster, де-факто совершив революцию в музыкальной индустрии.

С появлением Napster походы в магазин за новым CD стали более не актуальны: романтике пестрых альбомных буклетов он противопоставил практически моментальный доступ к неограниченному количеству музыки. Десятки миллионов людей со всей планеты теперь могли свободно обмениваться любимыми записями, не отрываясь от стула. Кроме того, теперь за музыку не нужно было платить ни цента. Правообладатели и исполнители предсказуемо пришли в ярость — на Napster градом посыпались судебные иски, и через два года сервис был закрыт.

 

«Кто же знал, что у музыкальной индустрии нет чувства юмора?» — иронизировал на экране вымышленный Шон Паркер. Мейджорам музыкальной индустрии, действительно, давно уже не смешно. «Большая четверка» звукозаписывающих компаний (Universal, Sony Music Entertaiment, EMI и Warner) суммарно отвечает почти за 90% продаж на крупнейшем американском рынке (данные Nielsen Soundscan), однако дела идут все хуже: суммарная выручка сокращается на миллиард долларов в год.

 

К 2003 году непонимание между бизнесом и потребителями достигло критической точки: первый накладывал вето на любые инициативы по продаже музыки онлайн, тогда как вторые считали компакт-диски анахронизмом. Все больше людей занимались пиратством. Тогда-то на музыкальной сцене и появился Стив Джобс.

CEO Apple предложил лейблам новый сервис: оннлайн-магазин iTunes, где каждую композицию можно будет скачать за $0,99 (из них Apple получала бы $0,31). В обмен на лицензии Apple обещала создать уникальную систему защиты — Digital Rights Management, или DRM. План был простой и абсолютно устраивал правообладателей — купленную в iTunes мелодию можно было бы проигрывать исключительно на устройствах Apple и не более чем на пяти разных компьютерах. Привязка к плеерам iPod, в понимании лейблов, должна была не дать развернуться пиратам.

К весне 2007 года Apple продала более 100 млн iPod, а доля плеера на американском рынке приблизилась к 75%, что превращало его в самое популярное в истории человечества портативное устройство для проигрывания музыки. Через iTunes было продано больше 2,5 млрд песен. И каждый раз, покупая там новую песню, клиенты еще сильнее зависели от Apple. Компания Джобса могла уже диктовать лейблам свои условия: когда в конце 2006 года последние захотели поднять стоимость свежих релизов до $1,49, то получили отказ. Музыкальные гиганты лишились одной из главных привилегий любого бизнеса — возможности самостоятельно определять цены на свою продукцию.

 

Желая освободиться от чрезмерного влияния Apple, лейблы обратились к Amazon с предложением создать аналог iTunes. Конкурентным преимуществом нового сервиса должно было стать отсутствие DRM. Купленные в Amazon композиции работали бы на всех устройствах без исключения, в том числе на iPod. Параллельно музыкальные лицензии как от «большой четверки», так и от независимых лейблов активно стали получать другие компании. В результате в мире началось бурное развитие легальных музыкальных сервисов — в период с 2004 года по 2010-й их число увеличилось в семь раз.

Бизнес-модели новичков можно поделить на сервисы с ежемесячной подпиской, позволяющие слушать неограниченное количество музыки прямо через браузер или приложение на смартфоне, и интернет-магазины наподобие iTunes. Ежемесячная подписка на онлайн-каталог Rdio или Napster, который возродился в качестве легального сервиса, стоит около $5. Pandora и Slaker допускают клиентов к сотням интернет-радиостанций бесплатно, однако за отдельную плату ($3 и $5 в месяц соответственно) предлагают пакет премиальных услуг (отсутствие рекламы и лучший функционал). Pandora, у которой уже около 350 000 платных подписчиков, собирается провести публичное размещение. Ожидаемая оценка — $1,3 млрд.

Отдельного упоминания заслуживает Spotify, оцененный в ходе последнего раунда инвестиций в $1 млрд. В каталоге основанной в Швеции в 2008 году компании более 10 млн песен, лицензированных всеми ведущими лейблами. Платить необязательно, однако за $10 в месяц музыку на Spotify можно слушать без назойливой рекламы и в неограниченном количестве. По данным на март, из 10 млн подписчиков около 1 млн пользователей уже приобрели платный аккаунт. В совете директоров Spotify сидит Шон Паркер, а инвестиции в компанию сделали глава DST Юрий Мильнер и гонконгский миллиардер Ли Ка-Шин. Пока Spotify доступен только в Европе. Планам сервиса по выходу на крупнейший мировой рынок, в США, мешают правообладатели.

Некоторые сервисы, например MOG или Rhapsody, сочетают возможности подписки ($10 у обоих) и покупки отдельных треков.

 

Стремительное развитие новых сервисов пока не смогло пошатнуть позиции Apple — iTunes доминировал в прошлом году с 70% рынка цифровой музыки США, продемонстрировав рост 1%. Для сравнения: сайты с платной подпиской все вместе контролируют лишь 5,8% рынка, и этот показатель не растет уже несколько лет. Доля Amazon (12%), самого титульного на данный момент конкурента iTunes, растет без явного вторжения на территорию Apple, преимущественно за счет менее известных конкурентов.

Выручка Apple и Amazon увеличивается благодаря отмиранию физических носителей, однако сам музыкальной рынок каждый год сжимается, и тенденции к замедлению этого процесса не видно. По данным Frontier Economics, только в США, одной из самых развитых стран с точки зрения законодательства по авторским правам, ежегодно нелегально скачивается музыки на $7-20 млрд.

Ирония в том, что пиратство в итоге может стать спасением, а не смертельным приговором музыке. За десятилетия развития бесплатных файлообменных сетей потребление музыки в мире выросло невероятно. Кроме того, Napster и его преемники воспитали целое поколение людей, прекрасно ориентирующихся в механизмах потребления цифровой музыки. Не исключено, что многие из них уже готовы платить за нее деньги — им нужно просто сделать хорошее предложение. Таким предложением может стать перенос музыки в «облака». На это, кажется, всерьез рассчитывают в Apple, Google и Amazon: компании одновременно занялись разработкой собственных «облачных» музыкальных сервисов. Первым к финишу пришел Amazon, на очереди Apple.

 

Что умеет iCloud?

Apple старательно фильтрует информацию о новом сервисе, а случающееся утечки зачастую носят противоречивый характер. Кое-что, впрочем, известно. Например, что в Северной Каролине строится гигантский дата-центр стоимостью $1 млрд. Кроме того, выяснилось, что лого iCloud будет выглядеть как облако. Почти наверняка iCloud будет сканировать имеющуюся на жестком диске пользователя музыку и автоматически предоставлять ему доступ к соответствующей композиции на своем сервере. Возможно, в более высоком качестве. Таким образом, сервис Apple будет выгодно отличаться от «облаков» Amazon и Google, которые требуют самостоятельно загружать музыку на удаленные серверы.

Преимущество это, впрочем, может быть почти полностью нивелировано, если пропуск в iCloud получит только музыка, скачанная через iTunes. По слухам, этого требуют лейблы, которые, как обычно, не хотят вознаграждать пиратов. Источники американских газет уверяют, что Apple подписала договоры со всеми крупнейшими лейблами — последним к пулу присоединился Universal. Однако это ограничение существенно снизит ценность iCloud как музыкального сервиса.

Более желанными видятся другие варианты. Как минимум Apple может пойти по пути Rhapsody, одновременно предлагая ежемесячную подписку для прослушивания музыки со своих серверов и предоставляя возможность приобретать отдельные треки. Масштабы Apple и огромная база лояльных пользователей iTunes обеспечат сервису популярность.

Как максимум можно предположить, что Apple удалось преодолеть сопротивление музыкальных компаний и потребители получат возможность загрузить в iCloud всю свою музыку, пусть иногда даже незаконного происхождения. В зависимости от ее количества Apple может взимать дополнительную плату. Фактически получится своеобразная амнистия нелегальной музыки. Для лейблов это будет первым, а возможно, и единственным шансом заработать на пиратах.

 

Наконец, iCloud, скорее всего, будет синхронизироваться с устройствами семейства Apple через интернет, не заставляя владельцев iPhone и iPad путаться в проводах. Google обучил этому трюку свою мобильную ОС Android еще год назад, а во время презентации вдобавок еще и высмеял конкурента.

Что в точности будет уметь новый сервис Apple, станет известно совсем скоро. А пока пользователи iTunes могут только надеяться, что компания, создавшая рынок цифровой музыки, наконец-то его либерализует.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+