В мае площадка Secondmarket опубликовала список десяти самых популярных частных компаний в США — по данным запросов инвесторов. С тех пор прошло меньше месяца, но уже ясно, что к концу лета он обновится наполовину. LinkedIn провел ошеломительно успешное IPO, подорожав после размещения больше чем вдвое (инвестор Питер Тиль заявил, что это инвестбанки недооценили компанию перед размещением), а Skype был выкуплен Microsoft. Обе компании были оценены дороже $8 млрд. Онлайн-радио Pandora объявила ценовой диапазон своего размещения, исходя из которого должна стоить около $1,4 млрд, а главный разработчик социальных игр — Zynga — может провести размещение уже в конце июня, сообщил информированный источник агентству Bloomberg. Но самое громкое событие обещает Groupon, занявший в списке Secondmarket третье место (после Facebook и Twitter). Компания опубликовала предварительный проспект к размещению, на котором планирует привлечь $750 млн и получить публичную оценку — источники Reuters считают, что оценка будет колебаться в пределах $15-20 млрд.
Пока неизвестна биржа, на которой будут торговаться бумаги (NASDAQ или NYSE), но известен тиккер — GRPN. Кроме того, стали известны финансовые показатели и структура владения самой быстрорастущей компанией в мире — с подачи Forbes за Groupon, прошедшей путь от создания до IPO за неполных три года, закрепилось это название.
Выручка компании в 2010 году составляла $713 млн, и почти столько же — $645 млн — за первые три месяца 2011-го. Если рост не прекратится (сейчас доходы растут от квартала к кварталу почти вдвое), выручка за 2011 год гарантированно превысит $3 млрд. Количество подписчиков растет такими же впечатляющими темпами — 80 млн человек на конец марта, 21 млн полугодом раньше. Чистые убытки за 2010 год составили $413 млн, за первые три месяца 2011-го — $114 млн. LinkedIn на момент размещения тоже не вышел на прибыль и не планирует делать этого в 2011 году.
Бизнес Groupon — продажа коллективных скидок на различные услуги (редко — товары), которые действительны только в том случае, если компания набирает минимальное число желающих. Слово Groupon и означает «групповой купон», и в проспекте компании употребляется и со строчной буквы. В первом квартале 2011 года скидки через Groupon предлагали 40 000 компаний, половина из них в США. На своем домашнем рынке в Чикаго (там возникла компания) у Groupon 1,5 млн подписчиков (около 60% населения города, включая детей), купивших в январе — марте 950 000 «групонов».
Год назад, в апреле 2010 года, DST инвестировал в Groupon исходя из оценки в $1,4 млрд. В конце 2010-го компания отвергла предложение о поглощении от Google — тогда она оценивалась уже в $6 млрд. Стремительный рост стоимости компании — результат и органического роста в США, и череды приобретений: за последний год Groupon купил 13 компаний. Самая крупная из них — европейская CityDeal обслуживала на момент покупки 1,9 млн человек. В августе был куплен русский продавец «групонов» компания DarBerry. Количество сотрудников компании по всему миру перевалило на конец марта за 7000 человек, из которых половина занимались продажами. В проспекте Groupon обещает продолжить агрессивный рост и готов тратить на это много ресурсов. При этом большинство средств, привлеченных у венчурных инвесторов (около $1 млрд), пошли акционерам, а не самой компании.
Крупнейшими индивидуальными совладельцами компании являются три ее основателя — Эрик Левкофски (21,6%), Эндрю Мейсон (7,7%) и Брэдли Кейуэл (6,9%). Они же распоряжаются 100% акций класса B, отличающихся от обычных акций большим количеством голосующих голосов (пока неизвестно каким). Крупным пакетом (6,8%) владеет бывший гендиректор компании Роберт Соломон, занимавший свой пост до марта 2011 года. Все они имеют шанс стать в результате размещения официальными миллиардерами. Кроме того, акционерами Groupon являются New Enterprise Associates (14,7%), CityDeal Management (10,3% — этот пакет образовался в результате покупки немецкого сервиса групповых купонов — CityDeal), Accel Partners (5,6%) и Mail.ru Group (5,13%). 2,5% — у DST Global Алишера Усманова и Юрия Мильнера. Помимо Groupon и Accel, и DST инвестировали в Facebook, и, если социальная сеть станет, как обещает, публичной в 2012 году, у обоих фондов будет исключительно удачный год.