К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Прописка для стартапа

Прописка для стартапа
Где лучше зарегистрировать свою компанию

Поселить ли компанию в России, отправить ее на Кипр, обосновать в Нидерландах, устроить офис в казанском технопарке или в Кремниевой долине? Руслан Фазлыев, гендиректор платформы для создания интернет-магазинов Ecwid.ru, считает, что нужно концентрироваться не на регистрации, визитках и прочей мишуре, а на работающем продукте и восторженных пользователях: «Пока нет сотрудников, вообще не надо ничего регистрировать — достаточно сделать прототип группой энтузиастов на некоммерческих началах. А если у вас есть сотрудники и они находятся в РФ, там и регистрируйтесь (что и делал Руслан со всеми своими проектами. — Forbes), потому что это проще, чем открыть представительство западной компании».

Александр Журба, соуправляющий директор венчурного фонда Modernus Capital Partners, тоже считает, что место регистрации не сильно влияет на решение инвестора об инвестициях — важнее оценить перспективы продукта. «Инвестор при входе в компанию может изменить юридический адрес. Обычно это не усложняет процесс насколько, чтобы стать причиной отказа от хорошей сделки», — говорит Журба.

Тем не менее опытные предприниматели, создающие не первую компанию, сразу выбирают для ее прописки наиболее благоприятное место. На что смотреть?

 

Сфера деятельности

«80% IT-компаний — не только российских, это мировая практика — регистрируется в Америке», — говорит Арман Гукасян, основатель компании 3DreamTeam, разрабатывающей 3D-модели на платформе Vizerra. Его компания именно так и сделала. Бизнесмен считает эту процедуру необходимой для более надежной, чем в России, защиты интеллектуальной собственности.

А вот фармацевтической компании лучше регистрироваться в каком-нибудь швейцарском или китайском технопарке, в Кремниевой долине или в Сколково, считает Юрий Орешин, партнер венчурного фонда Angelico Ventures. «Таким образом можно эффективно привлечь деньги, быть на радаре у ведущих венчурных фондов, которые инвестируют в медицину со всего мира, — объясняет Орешин. — Можно будет также развивать партнерские отношения с местными фармацевтическими производителями».

 

У отраслевых кластеров есть и другие преимущества: необходимая инфраструктура, налоговые льготы, помощь в оформлении документов. Как, например, у казанского «Химграда», который упоминает Дмитрий Княгинин, управляющий партнер Национальной cети бизнес-ангелов «Частный капитал». Удобное расположение, производственная площадка со всеми коммуникациями, налог на имущество 0,1% и освобождение от транспортного налога — такие вот «жилищные условия».

Близость к инвесторам

У многих венчурных компаний из Кремниевой долины нет мандата инвестировать в Россию. Если вы рассчитываете на их деньги, нужно быть местным игроком, советует Юрий Орешин. «В Америке хорошо развивать инновационный бизнес, — полагает он. — Потому что там можно подойти к Гейтсу и сказать: «Билл, у меня есть лекарство от рака. Дай денег». И он направит тебя к директору фонда. А в России тебе в лучшем случае скажут, что заняты».

Конкуренция

Руслан Фазлыев соглашается, что в США на порядок больше рынок венчурного капитала, но в то же время и уровень стартапов там выше на порядок. Основная масса проектов в России — клоны успешных западных проектов.

 

Издержки

Вадим Стреналюк, заместитель исполнительного директора НП «Национальное содружество бизнес-ангелов» СБАР, отмечает, что издержки на запуск бизнеса в США из России выше, чем регистрация фирмы здесь. Поэтому часто российские проекты запускаются сначала на родине, а затем, по мере развития бизнеса, регистрируют фирмы в других странах.

Налогообложение

Юрий Орешин говорит, что холдингам неплохо живется в Нидерландах — оттуда выгодно передавать дивиденды собственникам, так как они не облагаются налогами. Елена Алексеева, директор по инвестициям Softline, ставит место регистрации стартапа в зависимость в том числе и от суммы сделки: «Если она значительная, то все транзакции желательно проводить в рамках английского права из-за принятого там Налогового кодекса». А вот регистрация в офшорах, как говорит Арман Гукасян, инвесторами не приветствуется. Это уже вопрос репутации.

Особенности законодательства

«Сегодня зачастую эффективнее регистрироваться за рубежом в первую очередь из-за несовершенства российского законодательства», — полагает Алексеева. Англосаксонское право (налоговое и корпоративное) гораздо лучше защищает права акционеров, в отличие от нашего, в котором они описаны менее детально. Соглашение акционеров в английском законодательстве позволяет им подробно и четко урегулировать порядок управления компанией, распределение прибылей, права и обязанности сторон в условиях конфиденциальности, порождает прямые отношения между сторонами, что дает им возможность получить юридическую или судебную защиту, а также укрепляет позицию акционеров с относительно небольшой долей в корпоративном управлении. Вторая проблема — недостаточно надежная защита интеллектуальной собственности в России. «У нас, грубо говоря, воруют патенты», — напоминает Гукасян.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+