К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Идейные инвесторы


Получить деньги под проект стало проще — все больше организаций и частных лиц готовы их дать. Особенно если ваш бизнес можно преподнести как инновационный

У «безумных изобретателей» появился шанс. Во-первых, начали выдавать деньги госструктуры, созданные для поддержки инновационного бизнеса: Роснанотех, Российская венчурная компания, региональные венчурные фонды. Только в этом году через них планируется раздать около $1 млрд; наверняка достанется и тем, кто действительно разрабатывает и внедряет новые технологии. Во-вторых, частные компании и лица тоже ищут объекты приложения свободных капиталов.

Вот несколько проектов, получивших деньги за последний год. Возможно, у вашего изобретения тоже есть шанс.

Божественная 3D-графика

Арман Гукасян окончил факультет менеджмента ВГИКа и начал работать по специальности, продюсером. Но в один прекрасный момент он увлекся областью, смежной с кинопроизводством, — трехмерным компьютерным моделированием объектов (на этом строится, например, компьютерная анимация). Гукасян был тогда директором российского представительства швейцарской компании Informap, разрабатывавшей модели объектов недвижимости и электронные карты. В прошлом году он забрал часть команды и начал собственный бизнес. «Мы научились делать модели точно, быстро и дешево, — объясняет он свои преимущества перед многочисленными конкурентами. — Модель упаковывается в очень небольшой объем, 50–60 мегабайт, что позволяет пользователям легко скачивать ее через интернет».

 

Гукасян придумал для проекта красивое название — 3DreamTeam — и принялся искать инвесторов. Помогли семейные связи. «Мы с отцом Армана старинные друзья, они как-то зашли в гости, и его отец упомянул о новом проекте Армана. Я попросил показать», — рассказывает адвокат Александр Добровинский, вместе с партнером вложивший в 3DreamTeam несколько миллионов долларов. 3DreamTeam размещается в бизнес-центре класса А «Зенит-Плаза», в компании около 40 сотрудников.

«Уже этим летом надеемся выйти на операционную прибыль», — говорит Добровинский. По словам Гукасяна, у фирмы есть заказчики: Украинская православная церковь, например, заказала трехмерную модель Киево-Печерской лавры. Через украинское духовенство Гукасян рассчитывает наладить взаимовыгодный контакт и с Ватиканом: «Католическая церковь — самая технически продвинутая конфессия в мире». Другая идея — разместить в интернете для свободного скачивания трехмерные модели знаменитых мест (например, Мачу-Пикчу или Тадж-Махала) и зарабатывать на размещении контекстной рекламы.

 

Инновационная картошка

Погарскую картофельную фабрику в Брянской области владелец агрохолдинга «Сельхозинвест» Иван Дуданов приобрел в 2002 году. В 1990-м предприятие было оборудовано новейшей немецкой техникой, способной выпускать 4000 т гранулята для сухого картофельного пюре в год. Предполагалось, что фабрика будет снабжать самую большую в мире армию страны Советов. Распад СССР разрушил все планы, предприятие обанкротилось.

Дуданов решил, что перспективы у предприятия есть: в расчете на розничные сети можно наладить производство очищенного и упакованного в вакуумную упаковку калиброванного картофеля. Дело было за малым: на техническое перевооружение требовались деньги.

В 2006 году Дуданов подал заявку во Всемирный банк, который как раз объявил, что будет поддерживать проекты, направленные на оздоровление окружающей среды. «Сельхозпроизводство — это куча отходов. А мы разработали технологии, как эти отходы уменьшить», — объясняет логику попадания в программу Дуданов. Банк профинансировал работу консалтинговой компании ПАКК, которая подготовила все необходимые бумаги для финансирования проекта по модернизации Погарской фабрики. Вычитав в газете, что Российская венчурная компания создала вместе с ВТБ инвестиционный фонд, Дуданов отнес готовый проект туда и в феврале 2008 года получил 133 млн рублей в обмен на 40% акций фабрики. «Немецкая техника чистит картошку с потерями 16% массы, а наши инженеры сумели сократить потери до 2%», — расхваливает клиента Сергей Ромашов, директор по управлению инвестиционными проектами «ВТБ Управление активами».

 

Хоть режь

Когда-то Александр Тимофеев был студентом московского Физтеха. Институт он не окончил, но любовь к физике сохранил. Он торговал электроникой (компания «Триа»), строил мультиплексы («Инвесткинопроект»), проектировал крытый развлекательный курорт «Фристайл-парк» (сейчас Тимофеев — гендиректор занимающейся этим проектом компании «МТ девелопмент»).

Про физику Тимофеев вспомнил, когда в 2000 году старый знакомый предложил ему вложиться в создание особо прочного режущего инструмента. Так появилась компания «Микробор», которая сконцентрировалась на разработке технологии с использованием кристаллов кубического нитрида бора. В 2005 году фирма получила грант от Минпромнауки — 12 млн рублей. На эти деньги инструмент запустили в серийное производство. «Микробор» арендует площадку в Курчатовском институте. В прошлом году начались продажи.

Основной потребитель продукции «Микробора» — крупные промышленные предприятия, а они консервативны. «Наш товар нельзя просто выложить на прилавок и ждать покупателя. Мы должны привезти его потребителю, провести презентацию. Ездить приходится по всему миру — таких производителей, как мы, всего три», — поясняет Тимофеев.

Деньги на расширение бизнеса (37 млн рублей) Тимофеев нашел в Московском венчурном фонде. Он категорически опровергает мнение, будто финансирование из государственных фондов можно получить только по блату: «Мы никогда никому не платили откатов, и никто за нас не звонил и не просил». И дает совет: если ходить на венчурные выставки, ярмарки и конференции, нужные знакомства появятся. У него по выставкам ходили два штатных сотрудника.

Программа питания

Давид Ян — человек в сфере IT-бизнеса известный, если не сказать легендарный. Еще в 1989 году он создал софтверную компанию ABBYY (ее самые известные продукты — система распознавания текстов FineReader, словарь Lingvo).

 

В 2004-м Ян стал еще и ресторатором — открыл FAQ-café, в 2007-м — ресторан ArteFAQ. «Одна из первых проблем, с которыми мы столкнулись, — несовершенство программного обеспечения», — вспоминает он. Купить подходящий софт было негде, и Ян с коллегами был вынужден написать программу автоматизации работы общепита. Ее назвали iiko (instant information, knowledge&operations).

Сделали продукт — почему бы его не продать? За средствами на развитие бизнеса Ян обратился в «Тройку Диалог», которая управляет венчурными фондами Красноярского края, Московской области и Республики Татарстан.

«Я пользовался программами ABBYY и поэтому верю в успешность нового проекта Давида Яна», — говорит Артем Юхин, отвечающий в «Тройке» за венчурные инвестиции. Программистам предложили нестандартный ход — получить деньги из венчурного фонда Татарстана, для чего открыть офис iiko в Казани. Ян согласился: там проще найти программистов за разумные деньги. Iiko уже внедряется в ресторанах Аркадия Новикова и холдинга «Планета гостеприимства» («Сбарро», «Восточный базар», «Баш на Баш»).

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+