Модель для сборки: зачем стартаперам заброшенная фабрика
Дверь ангара распахнулась, впустив веселого мужчину крепкого сложения. “Это один из наших пилотов, он раньше в МЧС работал”, — рассказывает Владимир Краснобородько, владелец небольшой семейной компании по производству автожиров, летательных аппаратов на 2-4 человека. Пока Краснобородько делает свои автожиры в небольшом ангаре на окраине подмосковной Лобни, всего 10 штук в год. Но мечтает начать серийное производство.
Такая возможность скоро появится. Краснобородько может стать первым резидентом промышленного парка в Ивановской области, который создают два московских предпринимателя Дмитрий Шмаков и Сергей Прокопьев, развивающие IT-стартап Visiobox. Летом 2015 года они недорого купили здание обанкротившейся фабрики “Красный Профинтерн” в небольшом городке Вичуга Ивановской области. И теперь мечтают открыть здесь промышленный коворкинг, где другие предприниматели смогут воплощать свои идеи, налаживая мелкосерийное производство.
Пережившая Союз
Таких зданий, как бывшая ткацкая фабрика “Красный Профинтерн” в Ивановской области, в России множество. В конце XIX века ее построил местный фабрикант Александр Разоренов, в лучшие времена на ней работали около 7 000 человек, а в 2010 году фабрика закрылась. Город отключил отопление за долги, трубы лопнули. Что сейчас? Разбитые окна, спиленные металлические лестницы, груды мусора. И ни намека на следы былого величия. “Все, что можно было вынести из этого здания, вынесли цыгане. Лестницы, лифты, часть крыши”, — рассказывает Сергей Прокопьев.
Фабрику признали банкротом, оставшееся имущество распродали. Пятиэтажное кирпичное здание площадью почти 29 000 кв. м на аукционе продавалось всего за 2 млн рублей. Как у предпринимателей родилась идея заняться недвижимостью? Прокопьев с 2009 года работал в финансовой группе «Церих»: руководил до недавнего времени НПФ «Церих», в настоящий момент является управляющим партнером группы компаний "РОЭЛ", которая тоже не раз скупала близкие к банкротству предприятия. В новом проекте предприниматели решили разделить риски с еще двумя партнерами — гендиректором ИФА “Капитал” Верой Семеновой и топ-менеджером страховой компании, чье имя Прокопьев со Шмаковым не хотят называть. “Это как с акциями в 2008 году. Тогда все упали, и можно было купить небольшие пакеты акций разных компаний. И ждать, кто из них вырастет обратно”, — объясняет Прокопьев мотивы покупки. По подсчетам Прокопьева и Шмакова, они смогут преумножить свои вложения в несколько раз, даже если просто разберут здание на кирпичи и металлолом. Как заработать на заброшенной фабрике еще больше?
Самым простым выходом была бы перепродажа здания. Предприниматели утверждают, что независимые оценщики назвали стоимость в 38 млн рублей, кадастровая оценка — 121 млн рублей. “Как только экономика начнет восстанавливаться, то появится спрос на недвижимость”, — говорит Прокопьев. Но в кризис желающих выкупить здание нет.
Идеи на пробу
“Мы ходили по этажам и думали, что здесь можно сделать”, — вспоминает Прокопьев. Основной критерий для отбора бизнес-идей — отсутствие больших инвестиций в ремонт. Как ни странно, идей было много — обсуждалось, например, выращивание грибов или производство чернозема с помощью дождевых червей. В итоге предприниматели решили поделить пространство между разными проектами, на части площадей будут тестировать свои бизнес-идеи, на часть — пригласят другие стартапы. “Мы хотим проверить разные гипотезы. Если будем натыкаться на непреодолимые препятствия, то будем закрывать направление”, — объясняет Шмаков.
Ключевым проектом, как планируют предприниматели, скоро станет производство автожиров. Владимир Краснобородько занимается производством автожиров с начала 2000-х, компания небольшая и семейная — отец Владимира Краснобородько отвечает за техническую часть. По итогам 2014 года “Марка союзного государства” (официальное название компании) заработала 22,6 млн рублей и получила прибыль почти 10 млн рублей. Краснобородько хочет расширять бизнес и замахнуться на заказы МЧС и Минобороны, производственных площадок в Лобне и Тверской области, где Краснобородько занимает должность депутата Заксобрания, может не хватить.
Как рассказывает Краснобородько, сейчас несколько крупных ведомств хотят отказаться от вертолетов в пользу автожиров. Например, в МЧС после полигонных испытаний в начале 2015 года решили использовать автожиры для поисково-спасательных работ, метео- и ледовой разведки, срочной медицинской помощи в труднодоступных местах. Пока, правда, объемы небольшие. С МЧС Краснобородько договорился о поставке первой партии всего из трех автожиров.
Министерство развития Дальнего Востока тоже хочет купить пробный автожир в Якутию. По словам Краснобородько, в регионе подсчитали, что могут сэкономить до 400 млн рублей, если будут использовать автожиры в медицинских целях вместо вертолетов. Краснобородько мечтает попасть в программу Минобороны и создать для тренировочных целей беспилотные автожиры — по таким мишеням в армии отрабатывается стрельба. “Но для этого нужно сделать карбоновую версию автожира с минимальным количеством металла, которая способна будет летать на скорости до 200 км/ч”, — рассказывает Краснобородько. Такой автожир будет стоить, по оценке предпринимателя, около 5 млн рублей, а стоимость автожира в базовой версии сейчас начинается от 1,7 млн рублей.
Руководитель службы сопровождения корпоративных продаж НПП “Завод стеклопластиковых труб” Георгий Мальцев уверен, что спрос на автожиры может быть и у нефтяников: с их помощью можно мониторить трубопроводы, доставлять людей и грузы в труднодоступные места. “Транспортное сопровождение автожирами при стоимости часа в десять раз меньше, чем вертолета, может обеспечить экономичное решение для нефтяников уже сейчас в условиях низких цен на нефть”, — говорит Мальцев.
Сейчас Краснобородько ведет со Шмаковым и Прокопьевым переговоры как о переезде, так и об их участии в его бизнесе.
Проект под копирку
Кто займет остальное пространство бывшей фабрики? Новые хозяева на перебой перечисляют потенциальные проекты, которым их фабрика могла быть интересна — например, аквариумы для разведения осетров, склады временного хранения для физических лиц или склад-архив. “У пенсионных фондов, сотовых операторов и подобных организаций очень много бумажных документов, и они сдают их на хранение. А Вичуга находится на равном удалении от шести крупных городов”, — говорит Прокопьев.
Еще одна идея — создать производственный коворкинг, открыв небольшие мастерские с оборудованием. “А мы будем помогать им со сбытом”, — объясняет Прокопьев. Подобный проект в Литве пытаются запустить Алиса и Игорь Мацанюки, основатели Game Insight. В заброшенном здании военного госпиталя в Вильнюсе Игорь Мацанюк создает технопарк, а Алиса открыла Green Garage — коворкинг, где hardware-специалисты могут делать своих роботов и прочие устройства на предоставляемом оборудовании. “Во всем мире этот тренд набирает обороты. Проект может стать местом притяжения в регион талантливых инженеров и изобретателей, которые в данный момент трудятся в своих гаражах и подвалах”, — рассказывает директор Green Garage Максим Перцовский.
Над открытием подобного проекта в России думал основатель и бывший владелец “Связного” Максим Ноготков, ориентируясь на американский Techshop. Но решил, что проект может зарабатывать лишь в крупных городах и только при поддержке со стороны крупных корпораций или государства, рассказывал Ноготков в интервью Forbes Life. В итоге, от идеи он отказался и уехал в Штаты.
Управляющий портфелем ФРИИ Сергей Негодяев отмечает, что важно избежать характерной для таких начинаний проблемы, когда проект превращается в чисто девелоперский. "Стартапы не готовы ехать в «чистое поле» просто потому, что там построили что-то прикольное", - говорит Негодяев. По его словам, необходимо наличие инфраструктуры вокруг: транспорт, жилье, питание, обучение. Привлечение профильных резидентов возможно, если проект удачно встраивается в местную экосистему и обеспечивает проектам необходимую сервисную поддержку: техническую, правовую, управленческую и консалтинговую. "То есть конкуренция проходит совсем не по линии стоимости квадратного метра площади", - уверен Негодяев.
Шмаков, Прокопьев и их партнеры не рассчитывают получить быструю отдачу от своих вложений, они готовы ждать три-пять лет. Правда, им нужно решить еще одну проблему — как убедить людей поехать в депрессивную Вичугу? Вероятно, помочь сможет руководство Ивановской области - нынешние инвестпрограммы предусматривают развитие новых проектов, в том числе и в Вичуге. Да и место в технопарке предприниматели дают бесплатно, за небольшую долю в проекте. “Мы хотим делать проекты сами. И можем предоставлять площадку для тех, кто хочет масштабироваться”, — говорит Шмаков.