Венчурных инвесторов, бизнес-ангелов и программ по поддержке стартапов в мире гораздо больше, чем в России. Как в них участвовать? Что они дают? Вот три истории об опыте российских предпринимателей.
Чили
Павел Тимофеев и его партнеры по стартапу — канадец Эван Шумейкер и американец Эндрю Джозуайт — получили $40 000 от правительства Чили. Что для этого нужно, рассказывает Павел:
Несколько лет назад я работал программистом в Куала-Лумпуре, где познакомился со своими будущими бизнес-партнерами Эваном (из Канады) и Энди (из США). В течение последних двух лет мы работали вместе через интернет и разрабатывали программное обеспечение для клиентов из разных стран. Все это время идея создать свой собственный бизнес не покидала нас. Однако, являясь гражданами разных стран, нам было проблематично собраться где-то в одном месте на больший срок, чем позволяет туристическая виза.
В конце 2011 года мы узнали про программу правительства Чили под названием Start-Up Chile, которая предоставляет $40 000 и вид на жительство талантливым предпринимателям для создания бизнеса. Программа рассчитана на 24 недели и предполагает, что за это время можно создать рабочий прототип своего проекта. Надо лишь доказать наличие таланта, подать заявку, где показать, что наш профессиональный опыт сможет помочь местным предпринимателям получить новые знания, и заручиться рекомендательным письмом.
Последние пару лет я организовывал в Санкт-Петербурге регулярные встречи для Ruby-программистов (тех, кто использует технологию Ruby On Rails. — Forbes) в виде мини-конференций Piter.rb, на каждую приходило по 50-60 программистов. В заявке я не преминул упомянуть, что с радостью проведу несколько подобных встреч и в Чили. Что касается рекомендательного письма, то все решилось достаточно просто: мы попросили отзывы у клиентов, с которыми работали. В декабре нас приняли в программу, сказав, что уже в феврале нас ждут в Сантьяго.
На какой рынок ориентирован проект, для программы не так важно. Наш проект называется Student Loan Hero — для студентов и выпускников учебных заведений в США. Так как образование в Америке платное, то для оплаты учебы большинство студентов берут кредиты в банках. К концу завершения обучения средний долг американского студента за учебу составляет $26 000 (это официально, средний долг пользователя в нашей системе $47 000, а в некоторых случаях он доходит до $100 000-300 000, особенно часто такие долги встречаются у тех, кто учился на юриста или доктора).
Представьте ситуацию, вам 20 с небольшим лет, вы только что закончили университет, у вас нет работы, но на вас уже висит долг за учебу и вам каждый день звонят коллекторские агенства (это реальная ситуция моего бизнес-партнера). Кредиты приходится брать каждый новый год обучения, и общее количество займов у одного студента может достигать 30, причем от разных кредитых учереждений и с разными условиями. Наш проект агрегирует финансовые данные по студенческим долгам из государственных и частных банков и далее, основываясь на финансовом положении пользователя, предоставляет финансовые стратегии, как избавиться от долгов быстрее и потратить на это меньше денег. Мы лицензируем нашу платформу университетам и колледжам, чтобы их студенты могли с первого года обучения четко понимать, сколько денег они должны за учебу и как это повлияет на их дальнейшую жизнь.
За 24 недели в Чили мы смогли с нуля провести исследование рынка, создать рабочую версию проекта и найти первых клиентов. Сейчас ведем переговоры с двумя американскими банками о потенциальном сотрудничестве и ищем дополнительные инвестиции, чтобы продолжить разработку проекта. Start-Up Chile — очень интересный и полезный опыт. Команд из России пока нет. Создатели программы пытаются охватить весь мир и хотят видеть больше международных команд, так что шанс попасть в программу велик.
Сингапур
Алексей Гиязов, автор идеи банковских карт в стиле Angry Cards и интернет-магазина банковских карт, о своем опыте привлечения денег в стартап Twistock.com, симулятор торговой биржи, где продаются и покупаются акции Twitter-аккаунтов:
На майские праздники мы с братом (Олег Гиязов — сооснователь стартапа в области нефтепереработки — Forbes) поехали в Сингапур, чтобы просто посмотреть город и погреться. На четвертый день захотелось более содержательного отдыха. Брат позвонил знакомому из местного венчурного фонда. Вечером того же дня мы уже сидели у него на семейном ужине. А в начале сентября я из Москвы подписал инвестиционной соглашение — национальный исследовательский фонд Сингапура, структурное подразделение правительства, выделило около $200 000 на развитие моего проекта. Но начиналось все, конечно, не в Сингапуре.
Я работаю в банке, мой партнер по проекту Николай Егоров еще недавно разрабатывал голосовой поиск в Яндексе. Осенью 2011-го мы случайно познакомились в Высшей школе экономики. Через месяц в Рунете появился сервис, который оценивал популярность каждого человека в Твиттере, назначил ему цену, и можно было покупать акции этого пользователя. Но создатель не захотел его развивать. А вот мне идея понравилась. В апреле 2012 года я позвонил Коле и предложил сделать Twistock уже на англоязычную аудиторию, так как число российских поклонников Twitter теряется на фоне американцев. Так началась работа над биржей Twitter-аккаунтов. В свободное от основной работы время, мы перезванивлись по скайпу.
Потом были майские праздники в Сингапуре. Разумеется, двумя ужинами не обошлось. Для привлечения правительственных инвестиций пришлось готовить набор заявок и документов. Короткое описание проекта рассылается экспертам, аккредитованным при Национальном исследовательском фонде Сингапура. Они могут не заинтересоваться идеей и, соответственно, не ответить на письмо. Если три эксперта попросили в ответ подробное описание проекта — игра продолжается. Заинтересованные эксперты готовят заключения. Если два из трех заключения положительные, можно структурировать сделку и подписывать инвестиционное соглашение. Именно так произошло в нашем случае.
В чем суть проекта, который одобрили в Сингапуре? Twistock.com — это симулятор торговой биржи, где можно заработать виртуальную валюту, чтобы потом потратить ее на реальные товары в Twistock Store — интернет-магазине на сайте. Веб-роботы Twistock подсчитали стоимость акций каждого Twitter-аккаунта, эта величина зависит от его «социального веса» (робот учитывает около 20 параметров). На старте каждый новый игрок получает столько виртуальных денег, сколько заслуживает. Если человек обладает большим «социальным весом» — он получит много виртуальной валюты и сразу же сможет потратить ее в Twistock Store. Если человек не столь популярен, он может заработать виртуальные деньги, покупая и продавая акции других Twitter-пользователей. Цена акций также зависит от операций купли-продажи: при покупке цена акций растет, при продаже — падает. Все достаточно просто.
Первую открытую версию Twistock.com мы недавно запустили в России. Наверняка, есть ошибки, которые мы не успели выловить во время закрытого тестирования. Наверняка, нас будут ругать за скромный функционал и примитивный дизайн. Но лучше стартовать как можно быстрее, чтобы собрать побольше пользовательских отзывов и садиться за доработки. Мы готовы выслушать все замечания.
Деньги, которые мы получили от сингапурского фонда, конечно, небольшие и поступают на счет они не все сразу, а двумя траншами (второй транш перечисляется при выполнении определенных KPI). Но деньги от госфонда — это как знак качества. С такой «отметкой» можно смело привлекать дополнительное финансирование на открытом рынке, от тех же бизнес-ангелов, которым уже не надо тратить время на собственную глубокую экспертизу проекта.
США
Предприниматель Александр Дресен, запускающий в Москве стартап-акселлератор MoscowTech, о своем опыте участия в американской программе бизнес-акселлерации Seedcamp:
Зарубежные стартап-конкурсы воспринимаются часто отечественными стартапами недостаточно серьезно — предприниматели хотят испытать судьбу своего проекта сначала на родине и верят в то, что смогут сразу найти инвестиции. Тем не менее, участие в иностранных мероприятиях может дать ценные знания.
В прошлом году я подавал заявку на участие в акселлерационной программе Seedcamp New York и успешно прошел ее, став финалистом конкурса. Как это было? Я встретился с командой Seedcamp в пиццерии на Манхэттене вместе с несколькими выпускниками Seedcamp и начинающими командами. После нескольких кружек пива мы переместились в гостиницу. На следующее утро все стало по-серьезному. Тренировки по презентационным речам проходили в офисах Google. Мы все представляли свои проекты друг другу и получали «ушат воды». На самом деле, довольно тяжело, когда другие люди говорят, что твоя речь — полный бред, а позиционирование продукта в корне неправильно. Но это помогает в дальнейшем.
На следующий день мы начали работу над выступлениями, чтобы выступить перед несколькими менторами и предпринимателями из Нью-Йорка. Затем все команды переместились в офис вместе с менторами, организовавшись в группы по 5-6 человек. Они общались один на один с каждым стартапером. Вот это и было самым тяжелым испытанием и самым лучшим, что случалось когда-либо со мной.
Возможность задать вопросы экспертам и получить честные ответы — это очень круто. Но в конце концов у всех будет свое мнение и вам, как и мне, придется сделать еще много тестов A-B для выработки того, что действительно имеет смысл и ценность для проекта. На следующее утро меня пригласили на закрытое мероприятие для инвесторов, где присутствующие венчурные капиталисты Seedcamp начали заваливать меня вопросами. Днем позже я узнал, что стал победителем и членом Seedcamp-сообщества.
Следующим пунктом программы акселлерации стала неделя Seedcamp в Лондоне, которая напоминала усиленный вариант мини-Seedcamp. Это было 7 дней сессий с менторами, семинаров, мастер-классов, лекций вместе с днем презентаций в самом конце. За всю эту неделю я смог встретиться со всеми, кто в Европе занимается венчурными инвестициями.
Несколько месяцов спустя портфельные компании Seedcamp 2011 года выпуска отправились в Нью-Йорк, Бостон, Сиэтл, Остин, Лос-Анджелес и Сан-Диего. В каждом из этих городов проходили менторские встречи с известнейшими людьми уровня Паскаль Финета и местными предпринимателями, а также посещения офисов технологических компаний. Наиболее значимыми для меня стали встречи с венчурными фондами (среди них Greylock, Andreesen Horowitz, O’Reilly, Softtechvc, Khosla), когда мы могли презентовать свои проекты напрямую партнерам ведущих венчурных капиталистов.
Я стал членом клуба Seedcamp. Получил немного инвестиций, но зато очень много связей с инвесторами мирового масштаба как Дейв МакКлюр, Джефф Клавье, Фред Уилсон, Шол Кляйн.. в общем, их действительно было очень много. Быть членом Seedcamp — пожалуй, самая лучшая инвестиция для меня как предпринимателя.
У Seedcamp есть мини-сессии, организуемые по всей Европе и в Нью-Йорке и каждый раз они приглашают на эти мероприятия по 20 европейских стартапов и после выбирают из них 1 или 2 победителей. В этом году я уже был ментором 12 команд из Москвы, из которых 4 проекта (My-apps, Dish.FM, Kula, Beatthebushes) были приняты на конкурс Seedcamp в Нью-Йорке, Любляне и Лондоне. Я считаю, что это бесценный опыт.