Придумать идею, долго ее отшлифовывать, бояться рассказать о ней в ее окончательном варианте, пытаться реализовать ее на собственные деньги в свободное от основной работы время, а в итоге — понять, что проект опоздал с развитием и на рынок уже вышли конкуренты, которых не догнать... Это типичная история для многих идей и проектов, но судьба My-Apps.com было совсем иной. На собственном примере мы расскажем, как придумать идею для своего стартапа и получить на нее деньги в максимально сжатые сроки.
1) Будьте внимательны
Многие, чтобы начать свой проект или новый бизнес, истерично пытаются придумать идеи для своего будущего дела. Они уходят в себя и много об этом размышляют, но при этом совершенно не смотрят вокруг. А нужно просто быть внимательнее к себе и к окружающей действительности. Вокруг столько проблем, которые требуют решения, что вам остается только поднять их и реализовать. Идея нашего проекта родилась в тот момент, когда один из основателей компании сломал ногу и начал активно использовать свой мобильный телефон для большинства операций. Тогда он задумался об автоматизации своей сетевой активности — ведении своего персонального сайта-блога и социальных сетей в формате мобильного приложения. Он захотел создать приложение под iPhone, но не смог найти в сети решений, которые были бы доступны для непрограммиста и при этом обходились бы в небольшую сумму. Таких решений он найти не смог и, пообщавшись с друзьями-разработчиками, пришел к выводу, что хорошо бы сделать такой сервис.
2) Опыт и знакомства решают
Каким бы количеством компетенций ни обладал человек, у которого родилась та или иная идея, как правило, их все равно недостаточно для полноценной реализации. В этот момент на первый план выходит вопрос команды, способной заняться данным проектом. Специалистов на нашей земле много, но вот настоящих профессионалов, которые готовы начать работать над стартапом без гарантированных последствий и результатов, очень мало, и порой поиск таких людей становится долгим и трудно выполнимым делом.
Основатели My-Apps.com более 10 лет работают в IT-бизнесе. Вместе вели разные проекты в рамках Арт-Бюро Creators для таких клиентов как «Газпром», «Крокус Групп», «Интач Страхование», FLY Mobile и иных. Были и стартапы, среди которых appstore.ru, azium.ru, mj.ru. Так что круг знакомств в отрасли был большой. Поэтому уже через три дня после «рождения» идеи команда из двух разработчиков, дизайнера и менеджера проекта была укомплектована.
Не замыкайтесь в себе. Старайтесь постоянно расширять круг своих социальных связей. Ходите на конференции, знакомьтесь с людьми, старайтесь делать совместные проекты с разными партнерами. Все это позволит расширить круг тех профессионалов, к которым у вас будет прямой доступ. При этом вы убиваете двух зайцев: набираетесь опыта и находите людей, которые в будущем могут стать частью вашей команды.
3) Случайности имеют решающее значение
Если вы считаете, что случайности ничего не значат, вас ждет большое разочарование. Многие люди относятся к случайностям как чему-то, что не способно повлиять на их личную судьбу или на судьбу их идеи или проекта, но это глубокое заблуждение. Удачные бизнесы — это синергия классной идеи, времени, места, команды и невероятной удачи, объединившей все эти факторы. История общения с первыми инвесторами My-Apps.com началась задолго до рождения самой идеи.
Один из основателей проекта был активным игроком в браузерные онлайн-игры. Каково же было его удивление, когда в его скайп постучался человек, который, как оказалось впоследствии, имел непосредственное отношение к созданию этой самой игры. На самом деле, в скайп его добавили случайно (как оказалось, человек синхронизировал свои контакты и в нем случайно оказался e-mail одного из нас), но ведь контакт остался. Он добавил его в друзья в Facebook и забыл.
Примерно через год в ленте Facebook он увидел конкурс от его «случайного знакомого», где тот just for fun разыгрывал только вышедший iPhone 4. Чтобы победить, необходимо было в комментариях к посту угадать падение или рост курса акций компании Apple на следующий день с погрешностью не более 5% от величины изменения. Написав случайное число, на следующий день он обнаружил сообщение о выигранном призе. Кроме того, это был шанс встретиться с создателем любимой игры. Встреча в итоге не состоялась, приз был передан через секретаря, но была обещана «чашка кофе чуть позже».
4) Действуйте и не теряйте время
Многие проекты гибнут еще на этапе идеи. Сперва люди не могут найти время, потом — деньги и команду. Боятся рассказывать о своей идее кому бы то ни было, «чтобы ее не украли». Помните: ваши идеи ничего не стоят без реализации. Не бойтесь рассказывать о них — это один из вернейших способов получить фидбек, найти членов команды, инвесторов и, возможно, даже первых клиентов. Но самое главное: действуйте, не стойте на месте. Недостаточно просто ходить и рассказывать об идее месяцами, как делают многие команды. Одновременно с продвижением занимайтесь и созданием. Ваша задача — как можно быстрее создать прототип, который проверит вашу идею, получить первых клиентов и деньги инвесторов.
Придумав My-Apps.com, мы начали активно рассказывать о ней друзьям. Взамен получили несколько корректировок своей идеи и более 10 потенциальных клиентов. Уже к концу первой недели работы над проектом у нас был дизайн, первые наметки приложения, а также первые экраны сайта. И здесь произошло неожиданное. Во всех новостных изданиях появилась информация, что «случайный знакомый» одного из основателей начал инвестировать в стартапы. Телефонный звонок — напоминание об обещанной чашке кофе, и вот уже у команды проекта есть приглашение на ближайший круглый стол.
5) Украшайте
Многие говорят, что главное — это идея, а не дизайн и «рюшечки». Безусловно, они правы. Но не стоит забывать, что классная идея с сильной командой и красивым оформлением выиграет гораздо больше, чем без них.
В рамках подготовки к выступлению на круглом столе перед арт-директором была поставлена непростая задача: за выходные сделать полноценный логотип, который бы моментально запоминался и вызывал ассоциации вроде: «эти ребята делают мобильные приложения», «клевая идея», «это гениально». Требовалось название проекта. Отсмотрев огромное количество вариантов, так или иначе завязанных на игре слов вокруг слова app, мы вдруг решили узнать о стоимости apps.ru. Один из наших основателей, заядлый киберсквоттер, связался с владельцем apps.ru, и уже в понедельник этот домен был в нашей собственности и стал флагманом построения нашего бренда.
Мы придумали логотип, который был очень красочным и сочетал в себе узнаваемые образы самых популярных мобильных платформ, и на его базе сделали шикарную презентацию по всем канонам компании Apple.
6) Тренируйтесь
Часто замечательная идея проекта, дополненная не менее замечательной командой, гибнет из-за плохой презентации. Многие основатели проектов просто не умеют его продать, красиво и внятно рассказать его суть, ЦА, модель монетизации и пр. Имея опыт публичных презентаций, основатели проекта прекрасно понимали необходимость тренировки своего выступления перед круглым столом. Поэтому едва только появилась первоначальная версия презентации, началась активная подготовка.
Слайды и речь постоянно дорабатывались. Мы изучили конкурентов и обьемы рынка, продумали монетизацию проекта и расписали сильные стороны и навыки нашей команды. У нас была всего 1 минута на представление идеи и 5 минут для ответов на вопросы представителей инвестора, но мы были готовы на все 100%.
7) Будьте гибкими и идите на компромиссы
Часто новоявленные предприниматели, единожды определив цели своего проекта, упорно стараются двигаться ровно в тех рамках, которые они сами для себя нарисовали. Если они нарисовали для себя миллион долларов за 1% компании и работу только для представителей народов Крайнего севера, скорее всего, денег они не получат.
Сразу после первой «минуты славы» (презентации проекта), рассмотрения нашей красивой (одной из лучших в тот день) презентации и названия нашего проекта (один из представителей инвестора сказал, что это лучшее имя для проекта и он сам бы с радостью выкупил его), погружения в идею нашего проекта и его перспективы и оценки компетенций команды, инвесторы довольно четко обозначили, что они готовы дать денег на развитие, но при условии, что мы изменим векторы развития с B2B сегмента на B2C. Мы были на это готовы, т. к. при анализе рынка понимали, что в B2C есть огромный рынок, не охваченный конкурентами, и согласились. Еще через 40 минут мы уже перешли к оформлению сделки.... но это уже совсем другая история...
Тайный совет: улыбайтесь!
Говоря о командах, мы говорим о людях, а не о бездушных роботах. Улыбайтесь, рассказывая о проекте! Пусть ваши глаза горят. Пусть инвесторы увидят в вас человека, который хочет создать что-то новое, инновационное. И все, что вам нужно, — это немного денег, которые позволят вам изменить мир.