Мастера спорта и бизнеса: как поймать тренд и начать зарабатывать
Утром каждого вторника во дворе Третьяковской галереи на Крымском валу можно наблюдать необычную для этого места картину. Несколько десятков молодых людей в спортивной форме то ритмично машут руками и ногами, то колют друг друга шпагами, то сидят в позе лотоса. Это не модный перформанс, а занятия клуба «Спортивная секция», который за год превратился из закрытого сообщества друзей в бизнес-проект.
Только для своих
Идея создания «Спортивной секции» принадлежит сотрудникам рекламного агентства «Рабочее название» Елене Власовой и Игорю Сайфуллину, их другу Владимиру Удалову и продюсеру бюро Анне Бордовской. Зимой 2014 года сотрудники «Рабочего названия» снимали рекламные ролики в Сочи. Власова, дипломированный специалист по йоге, в перерывах между работой помогала коллегам расслабиться, показывая простейшие асаны. Мастер-классы пользовались популярностью, и, вернувшись в Москву, Власова вместе с Сайфуллиным решили объединить друзей, желающих заниматься спортом. Все затраты, связанные с проектом, взяло на себя «Рабочее название» и лично кураторы.
На первое занятие пришли человек пятнадцать. Все они были друзьями создателей проекта. «Если ты занимаешься с друзьями, ты понимаешь, что это за люди, и тебе комфортнее», — считает Сайфуллин. Когда приходишь на тренировку и видишь людей, которые объединены общей идей, это добавляет мотивации, объясняет Власова. По ее наблюдениям, пришедшие начинают понимать, что для занятий тем или иным видом спорта необязательно самому быть спортивным и иметь специальные навыки.
Участники секции пробуют силы как в традиционных видах спорта, например футболе и теннисе, так и в менее распространенных — лакроссе или воздушной гимнастике. Тренеров для занятий находят кураторы. Занятие по баскетболу проводил чемпион Европы Алексей Саврасенко, однако большинство тренеров — менее известные люди. Кроме их поиска, кураторы проекта решают и другие организационные вопросы, например выбор площадки.
Первая тренировка по йоге прошла на крыше дома Наркомфина.
«Иногда секция бронирует площадку по общей цене, люди по тем или иным причинам не доходят, и бюро приходится платить из своего кармана. Но есть площадки, которые, наоборот, дают скидки: их интересует идея, аудитория, либо контент — съемка и видео», — отмечает Бордовская. Большинство занятий «Спортивной секции» снимают профессиональные фотографы и операторы. Это становится дополнительным бонусом для площадок и атлетов.
Популярность
Проект разогнался за три месяца: уже к концу лета 2014 года кураторам секции начали поступать коммерческие предложения. Первое партнерское мероприятие «Секция» сделала для вечеринки уличной еды Stay Hungry в августе 2014 года. Команда отвечала за спортивные развлечения на площадке. После этого кураторы начали искать другие интересные проекты. На одну из тренировок попала руководитель по маркетингу Puma в России, Украине, Турции и СНГ Бавиша Даве — так началось сотрудничество с Puma Secret Running Society. «В какой-то момент задумались, что надо бы сделать бонусы для атлетов. Разработали дизайн футболок. Пока искали футболки, вспомнили про Puma. Мы познакомились и подружились, а теперь они наши полноценные партнеры», — рассказывает Сайфуллин, уточняя, что секция не зависит от бренда и не спонсируется им. Партнерство не ограничивается фирменными футболками от Puma: вместе с компанией «Секция» организует тематические тренировки и мероприятия, например рождественский забег.
К зиме количество записавшихся на тренировки превысило количество доступных мест, и кураторы ввели членский взнос 5000 рублей за полгода занятий. Это немного сократило поток желающих. Свою роль сыграл и кризис, сложнее стало найти площадку. «До Нового года люди охотнее соглашались сотрудничать, а после него появилось больше вопросов про прибыль, выгоду, но мы не могли ничего обещать арендодателям», — вспоминает Бордовская.
Несмотря на сложности, к лету 2015 года организаторы решили выйти за пределы формата сообщества «только для своих». Сейчас «Спортивная секция» — это 7 открытых и 4 закрытых тренировки в неделю.
За год число записавшихся в секцию увеличилось до 800 человек, которые перепробовали 85 видов спорта.
Первые открытые тренировки запустили в московском Парке Горького. После этого появились совместные некоммерческие проекты с институтом «Стрелка» и Третьяковской галереей. Во дворе «Стрелки» напротив храма Христа Спасителя каждый четверг для всех желающих проходят тренировки по боди-балету, кунг-фу и другим видам спорта. Проект с Третьяковской галереей более масштабный. После занятий физкультурой каждый вторник во дворе музея, на месте которого в 1930-е годы находился спортивный стадион, предусмотрена тематическая экскурсия — записавшимся в секцию рассказывают об экспозиции «Спорт в искусстве 1920-1930 годов».
Как заработать больше
Кураторы планируют и дальше развивать секцию как бизнес-проект. Одна из идей — создание корпоративных секций. «Мы поняли, что есть запрос на подобные вещи. Это спорт, меняющий взаимосвязи внутри рабочего коллектива», — поясняет Сайфуллин. По его словам, для компании такая система будет гораздо дешевле, чем привычный абонемент в фитнес-клуб для сотрудников или выездное корпоративное мероприятие. Потенциальными клиентами Сайфуллин называет молодые коллективы «продвинутых» компаний — отечественных IT-гигантов. Начать сотрудничество с ними планируется уже осенью.
Еще одно направление для развития проекта — экспансия в российские регионы и страны ближнего зарубежья. Например, в Алма-Ате сотрудничество «Секции» предлагает один модный журнал, говорит Власова. Из регионов обращаются за франшизой, хотя кураторы пока не придумали, как может работать эта модель. Власова рассказывает, что одна из идей на перспективу — сделать так, чтобы атлеты секции из разных городов имели возможность приезжать в другой город, где есть тренировки клуба, и посещать их там.
Развитие «Секции» отразилось и на основном бизнесе организаторов — бюро «Рабочее название»: к ним стали приходить за спортивной рекламой, началось сотрудничество с Adidas, появились заказы на спортивные и околоспортивные кампании.
«Сегодня в массовом спорте есть сильный тренд на доступность и открытость. Все большую популярность получают программы для самостоятельных тренировок, уличные виды спорта типа бега, кроссфита или домашних воркаутов», — говорят в PR-отделе Школы идеального тела Sekta — российского проекта, который за несколько лет вырос из концепции «только для своих» в своеобразную империю доступного спорта c филиалами в 14 городах. Сегодня по программам Sekta ежедневно тренируются более 2000 человек, но начиналось все так же, как и у «Спортивной секции», хотя ее атлеты и просят не сравнивать себя с конкурентами.
Появление таких проектов — зарождающийся тренд. Но одно дело задать его, а другое — суметь поддерживать и развивать на необходимом уровне, считает основательница популярной балетной студии Balletomania Лилия Сквородникова. «Их история похожа на мою: 3,5 года назад я создала балетную студию сначала тоже вроде как «для друзей», а потом это неожиданно переросло в нечто большее. Было понятно, что моя студия должна быть особенной, не такой как все, потому что сейчас тенденция такова, что народ идет на все новое и необычное», — рассказывает Сквородникова.
С ней согласна владелица боксерского клуба «Октябрь» Елена Малова: «В спорте давно уже наметилась одна важная тенденция — просто ходить в спортклуб стало неинтересно. Люди хотят принадлежать к более узким сообществам, встречать там единомышленников. Зачастую они стремятся к идентификации, которую фитнес-клубы в силу отсутствия специализации не дают». Тем не менее Малова считает, что «Спортивная секция» — скорее молодежный проект «не столько про спорт, сколько про социализацию с помощью спорта».
«Это хорошо, но это больше тусовка и вряд ли может вырасти в бизнес. Хотя заработать на спорте можно и даже нужно».
Главное, по мнению Маловой, создать необходимую атмосферу.
Амбасадор бренда Nike Александра Боярская тоже видит тренд в появлении таких проектов, как «Секция»: «Люди хотят заниматься спортом, при этом они красивые, интересные и часто встречаются вне секции — это тот самый пресловутый креативный класс». Внимание Третьяковки и Stay Hungry к «Спортивной секции» неслучайно, считает эксперт. По ее мнению, важно привлечение неспортивных проектов в спорт: «Количество людей или проектов, которые обращаются за чем-то спортивным, зашкаливает: все хотят свой беговой клуб, даже Даниловский рынок хочет больше спорта».