Теперь Forbes можно слушать
Стартап-суббота: миллионы долларов в «новый Instagram» и аналог GitLab от «Яндекса»

Дайджест охватывает события с 24 по 28 февраля.
Сделки
- Социальная сеть Yope с белорусскими корнями привлекла $4,65 млн в посевном раунде от американского фонда Goodwater Capital, польского Inovo VC, итальянского Redseed и бизнес-ангелов, пишет TechCrunch. Стартап оценили в $50 млн. Yope позволяет обмениваться фотографиями в чатах с другими пользователями, общаться, а встроенный ИИ создает непрерывный коллаж из отправленных изображений на стене чата. Стартап в 2021 году запустили выпускники Белорусского государственного университета Байрам Исмаилов и Павел Рудковский. За счет инвестиций они намерены добавить уведомления-напоминания для пользователей, функцию исчезающих фотографий, а также внедрить возможность отправлять видео, публиковать стикеры на стене, рисовать и другое. По словам основателей, за последние полгода аудитория приложения выросла в 30 раз, а количество активных пользователей достигло 2,2 млн в месяц. Yope также платит пользователям вознаграждение за продвижение проекта в других соцсетях — соответствующие ролики в TikTok и Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) насчитывают более 56 млн просмотров. Собеседник TechCrunch называет соцсеть «новым Instagram».
- Сервис аренды мест для хранения вещей Qeepl привлек 20,4 млн рублей через краудинвестинговую платформу brainbox.VC, рассказали Forbes в последней. 623 инвестора поделили между собой 18,7% компании. По словам сооснователя сервиса Романа Саулина, бывшего бизнес-аналитика консалтинговой компании Accenture, привлеченные средства пойдут на маркетинг, расширение команды и улучшение продукта. Вместе с разработчиком Романом Николаевым он запустил Qeepl в 2020 году, когда обратил внимание на отсутствие в разных странах мест, где можно временно оставить багаж во время путешествия. На разработку партнеры потратили 2 млн рублей. Платформа аккумулирует более 300 пунктов хранения вещей — отелей, гостиниц и других — в России, Турции, Испании и других. В 2024 году Qeepl привлек до 10 млн рублей от бизнес-ангела Людмилы Булавкиной. В разговоре с Forbes Саулин отмечал, что в будущем планирует вывести Qeepl на IPO. По итогам 2024 года выручка стартапа составила более 10 млн рублей.
Запуски
- Бизнес-группа «Яндекса» Yandex B2B Tech объявила о запуске платформы для разработчиков SourceCraft. Сервис включает в себя «умную навигацию» по коду через ключевые слова и его структуру и позволяет IT-специалистом совместно разрабатывать продукты. В SourceCraft также встроен ИИ-ассистент, помогающий дописывать код на более чем 30 языках программирования. Проект стал аналогом американской платформы GitLab, которую в 2011 году запустили украинские разработчики Дмитрий Запорожский и Валерий Сизов. В 2022-м она ушла из России. SourceCraft сейчас работает в тестовом режиме и доступен по заявке на сайте. Платформу планируют интегрировать с сервисами Yandex Cloud, это позволит развернуть проект в облачной инфраструктуре «по кнопке». Команда также добавит сканер уязвимостей в цепочках передачи кода, чтобы разработчики могли обезопасить IT-проекты. По словам руководителя SourceCraft Дмитрия Иванова, Yandex B2B Tech разрабатывал платформу собственными силами.
- Американский поисковик на базе искусственного интеллекта Perplexity с белорусскими корнями анонсировал запуск браузера Comet со встроенной нейросетью. «Так же, как Perplexity заново изобрела поиск, мы заново изобретаем новый браузер», — отмечает представитель компании в беседе с TechCrunch. Подробности продукта не раскрываются, на сайте браузера открыта запись в лист ожидания, а Perplexity набирает разработчиков в команду. В TechCrunch отмечают, что стартап выходит на переполненный рынок, где уже есть игроки вроде Chrome. Но компания может использовать базу пользователей своего поисковика, чтобы занять место в нише. Perplexity как альтернативу Google в 2022 году запустил белорус Денис Ярац с двумя партнерами в США. В декабре 2024 года платформа получала более 15 млн поисковых запросов в день. По информации источника Bloomberg, в последнем раунде инвестиций Perplexity оценили в $9 млрд, что сделало его одним из самых дорогих стартапов в мире.