Непрофессиональные инвесторы иногда смотрят на франшизу как на инструмент с более высокой доходностью, чем консервативные инвестиции вроде вкладов или государственных облигаций. Это интересный вариант даже при нынешней запредельной ставке рефинансирования — но только для тех, кто готов брать на себя предпринимательские риски.
Франшизы сейчас все еще выгоднее ОФЗ, банковских вкладов и других традиционных инвестиционных инструментов, убежден основатель Topfranchise.ru Виктор Большаков. «Рентабельность франшизы в 50–60% — это сегодня норма на рынке при средней окупаемости в два года», — уверяет он. То есть вложил свободный 1 млн рублей — через два года вернул этот 1 млн рублей в виде прибыли (плюс — есть актив в виде работающей точки) и продолжил зарабатывать не менее 500 000 рублей в год.
Ставки по депозитам в банках сейчас очень высокие — на уровне 20%, но все-таки такой доход пока не обеспечивают, отмечает Большаков.
По его оценке, даже в продуктовом ретейле, где сейчас самая низкая доходность, франшизы вроде «Пятерочки» или «Фасоли» приносят франчайзи около 20–30% отдачи в год. А в ресторанном бизнесе, кофейнях, фастфуде — порядка 40%.
В сравнении с прошлым годом отдача от франшиз не изменилась несмотря на вызванный дефицитом кадров рост зарплат, продолжает основатель Topfranchise.ru. Бизнесу пока удается перекладывать растущие цены на конечную стоимость продукции и услуг, считает он.
Юрий Михайличенко, генеральный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), предупреждает, что такая оптимистичная оценка применима не ко всем франчайзинговым точкам, а только к самым успешным. Именно их показатели франчайзеры часто декларируют как средние по рынку, хотя на самом деле средняя доходность франшиз гораздо ниже. По его данным, она сейчас составляет всего лишь 10–15%, тогда как еще в прошлом году была на уровне 20–25%. Падение он объясняет ростом практически всех расходов для бизнеса.
Подсчитать среднюю отдачу от франшиз очень сложно, настолько она отличается в разных сферах бизнеса. Франшизы в образовании, скорее всего, будут приносить меньше, чем, скажем, в общепите, — а еще это зависит от конкуренции в городе работы, от платежеспособного спроса в нем, объясняет руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. Так что отдача от франшиз легко может варьироваться от 5 до 25% в год, рассуждает она. В ретейле этот показатель, по ее оценке, в среднем около 18–19% в год, что меньше, чем от банковских вкладов. Она согласна и с мнением о растущем давлении издержек на бизнес, в то время как бизнес из-за конкуренции ограничен в возможности поднимать розничные цены.
Сложившаяся ситуация сдерживает развитие бизнеса, в том числе франчайзингового, и до тех пор, пока ставки будут высокими, рынок не получит ту долю и ту динамику, которую мог бы получить, считает Рождественская.
Сейчас ставки по банковским вкладам действительно превышают отдачу от некоторых франшиз, но ведь так будет не всегда, надеется основатель каталога Businessmens.ru Юрий Богомолов.
Действительно, можно найти депозит под 20–21% годовых как на шесть месяцев, так и на три года, но сейчас еще и облигации выглядят хорошей альтернативой открытию франшизы, особенно учитывая, что рисков по ним существенно меньше, говорит финансовый консультант и основатель клуба «Proденьги» Иван Докшин. Плюс при покупке гособлигации инвестор получает прямую гарантию на любую сумму от Минфина, а при покупке франшизы гарантий возврата средств нет.
Например, ОФЗ 29024 приносят инвестору доходность на уровне ставки RUONIA (межбанковской ставки кредитования, публикуемой ЦБ, она выше ставки рефинансирования), напоминает Докшин. Купонный доход по ним выплачивается на основе трехмесячных данных о ставке, и сейчас расчетная годовая доходность по бумаге с датой погашения в апреле 2035 года — 16,44% годовых.
Учитывая отдачу на инвестиции и риски, сейчас ситуация не в пользу франшиз, но их вполне можно рассматривать с точки зрения диверсификации долгосрочных инвестиций, считает директор по стратегии ИГ «Финам» Ярослав Кабаков. Франчайзинговый бизнес хорош тем, что можно переложить инфляцию на потребителя, включив ее в цену товаров или услуг, тогда как на доходности среднесрочных и долгосрочных ОФЗ наверняка отразится ожидаемая девальвация рубля, ведь купон по ним зафиксирован на годы вперед, рассуждает финансист. Кроме того, как и любой бизнес, франшиза генерирует поток кеша, добавляет он.
«Но что произойдет конкретно с вашей франчайзинговой точкой, как и с любым бизнесом, не может предугадать никто — это предпринимательский риск даже с хорошо просчитанной бизнес-моделью, — предупреждает Михальченко из РАФ. — Это не пассивное инвестирование, а более рискованное вложение».
Осторожный инвестор сейчас сделает выбор в пользу ОФЗ, но если есть готовность взять на себя риски живого бизнеса, то на рынке франшиз сложилась интересная ситуация: можно найти варианты с входным билетом на любой бюджет, с понятной моделью и хорошей историей, говорит Кабаков.