Правило для франчайзи: от перемены владельцев бизнес не меняется
О том, что «Яндекс» ведет переговоры с сетью пауэрбанков «Бери заряд!» о ее приобретении, написал «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Представитель сети факт переговоров не комментирует, но известно, что «Бери заряд!» ищет инвестора: в 2023 году компания обсуждала продажу бизнеса с МТС, а в декабре того же года ее сооснователь и гендиректор Кирилл Кулаков рассказывал о планах провести IPO.
Если у компании сменится собственник, возникнет вопрос — как это отразится на партнерах, открывших «Бери заряд!» по франшизе. Их много: сеть, которая сейчас, по собственным данным, состоит из 35 000 станций в 200 городах, развивается преимущественно через открытие франчайзинговых точек. Вопросы о взаимодействии с франчайзи в случае появления у компании нового собственника представитель «Бери заряд!» также не стал комментировать.
Франчайзинговый бизнес компании в любом случае будет развиваться, уверен франчайзи «Бери заряд!» в Туле Дмитрий Фомкин. И сам он, вне зависимости от планов компании по продаже или привлечению инвесторов, планирует увеличить количество станций в два раза. Сейчас у него работают 250 станций «Бери заряд!» в Туле и 50 — в Тульской области. В договоре франчайзинга с компанией о такой ситуации ничего не написано, рассказали Forbes два других ее франчайзи. Оба они также рассчитывают продолжить работу с любыми владельцами бренда.
В договорах редко прописывают как последствия смены собственников бизнеса для франчайзи, так и последствия продажи франчайзи другому владельцу, рассказывает сооснователь TopFranchise Виктор Большаков.
В России многие вопросы решаются «по понятиям» и люди договариваются об изменениях в их процессе, объясняет он: «Мы спрашиваем, почему вы не прописываете в договоре тот или иной пункт, а нам так и отвечают — мы договоримся, все партнеры знают, что мы честные». С другой стороны, отсутствие большого количества судов по поводу смены собственника франчайзера — хороший знак, свидетельствующий о том, что бизнес успешно решает этот вопрос путем переговоров, признает Большаков.
Франчайзинговые пункты выдачи заказов «Яндекс Маркет» и «Озона» тоже напрямую не зависят от изменений в структуре собственности компании — каких-либо оснований для перемен по этой причине договор не предусматривает, подтвердили Forbes франчайзи этих компаний. Также не предполагается изменений и в обратной ситуации, когда франчайзи продает свой бизнес, — потому что договор заключается с юридическим лицом, а не с его владельцем, объяснил Forbes владелец одной из сетей ПВЗ «Яндекс Маркета». У владельца ПВЗ «Озона» такая же ситуация.
Последние примеры показывают, что обычно после сделки франчайзи имеют возможность продолжить работу в том же формате, что и до смены собственника, напоминает Большаков. Например, после того как «ВкусВилл» в ноябре 2023 года купил сеть кафе «АндерСон» у ее основательницы Анастасии Татуловой (признана иноагентом), для франчайзи пока особо ничего не изменилось, объясняет он. Если изменения и происходят, то постепенно. Возможно, в дальнейшем «АндерСон» перестанет развиваться по этой модели, так как «ВкусВилл» не сторонник франчайзинга, но пока информации об этом нет, говорит Большаков. Так что если серьезные изменения во взаимоотношениях владельца франшизы и франчайзера и происходят, то не сразу, заключает он.