Стартап-суббота: роботы-упаковщики яиц и покупка экс-топ-менеджеров «Тинькофф»
Forbes продолжает рубрику «Стартап-суббота» — еженедельный дайджест новостей из мира стартапов, венчура, малого и среднего бизнеса. В нем мы рассказываем о проектах, которые привлекли инвестиции, новых стартапах или выходе уже существующих в другие страны и сферы, а также о спорах между российскими компаниями и других событиях
Дайджест охватывает события с 8 по 12 января.
Сделки
- Бывший вице-губернатор Чукотки Андрей Еськин получил 21% агрегатора автобусных билетов Unitiki, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные СПАРК. Еськин приобрел долю в ООО «Юнитики» (юрлица стартапа) через подконтрольное ему ООО «Олеот». Сумма сделки неизвестна, но могла составить от 82 млн рублей до 109 млн рублей, пишет издание со ссылкой на оценку гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова. Unitiki работает в России и Белоруссии и агрегирует предложения от 2500 перевозчиков. Согласно данным СПАРК, по итогам 2022-го выручка ООО «Юнитики» выросла втрое год к году, до 129,86 млн рублей. Чистая прибыль составила 14,2 млн рублей против убытка в 11,2 млн рублей годом ранее. До сделки сервисом владела кипрская структура Febria Ltd. Сейчас 63% компании принадлежит Филиппу Величко, директору Febria Ltd, 8% — ООО «Форсайт плюс», подконтрольной управляющему партнеру венчурного фонда NP Capital Александру Зимину. 5,5% — Сергею Шашурину, 2,4% — Анатолию Захарову.
- Российский стартап SalesAI привлек 8 млн рублей от стартап-студии Московского физико-технического института (МФТИ), сообщает Rusbase со ссылкой на слова сооснователя компании Романа Магдаленко. Компания разрабатывает нейросеть, которая интегрируется с CRM-системой и позволяет оценивать качество звонков отделов продаж. Она также загружает в CRM краткое содержание звонка. Решение предназначено для малого и среднего бизнеса. Полученные средства SalesAI направит на развитие продукта и продаж. Магдаленко основал компанию в 2022 году с партнером Мирославом Кубельским. Им принадлежит по 56% и 37% в ООО «Сейлзаи» соответственно, следует из данных СПАРК. Еще 7% владеет ООО «ФРИИ Инвест» (юридическое лицо Фонда развития интернет-инициатив). Организация инвестировала в стартап 7 млн рублей по оценке 100 млн рублей в сентябре 2023 года.
- IT-компания Softline приобрела российского разработчика платежных терминалов «Инверсум», сообщает «Интерфакс». Сумма сделки не раскрывается. Стороны планируют объединить «ресурсы» и в 2024 году совместно выпустить линейку платежных терминалов на базе оборудования и программного обеспечения российского производства. Юрлицо «Инверсум» зарегистрировано в 2017 году и принадлежит Павлу Александрову, Сергею Болкисеву, Павлу Охорзину и Евгению Савельеву. Им принадлежат 64,5%, 15,5%, 12,5% и 7,5% компании соответсвенно. Выручка стартапа в 2022 году достигла 5,1 млн рублей, убыток составил 1,2 млн рублей.
- Челябинский разработчик роботов для упаковки яиц «Рэди Робот» объявил о том, что привлек 129,4 млн рублей инвестиций от неназванного бизнес-ангела, сообщает Rusbase со ссылкой на «Сколково», резидентом которого является стартап. Как сообщается, стороны закрыли сделку в 2023 году. Компания производит роботов Ready Pack, которые среди прочего формируют, заклеивают короба для яиц. Она также разрабатывает транспортные системы и системы сортировки. На привлеченные средства «Рэди Робот» планирует выполнить 130 текущих заказов, на которые не хватает средств. «Рэди Робот» основана в 2016 году. Около 51% стартапа принадлежит гендиректору Денису Потепалину, 41% — Александру Грубову, 3% — у Александра Конева, 2% — у Максима Печеника, по 1,5% владеют Игорь Измоденов и Клавдия Измоденова. Выручка производителя по итогам 2022 года выросла с 13,6 млн рублей в 2021 году до 33,4 млн рублей. Чистый убыток сократился с 2,6 млн рублей в 2021 году до 594 000 рублей в 2022 году.
- «Дочка» «Вымпелкома» (бренд билайн), созданная для венчурных инвестиций, OOO «Хайф» купила 40% в сервисе для автоматизации медиапланирования Tamburin, сообщает «Интерфакс». Оператор приобрел часть доли соосновательницы и гендиректора сервиса Натальи Ивановской — у нее осталась половина компании. Еще 10% владеет Александр Матушко. Сумму сделки в «Вымпелкоме» не раскрыли. ООО «Тиэмби» зарегистрировано в декабре 2020 года. По данным «Вымпелкома», у компании — более 50 клиентов в России и СНГ. По итогам 2022 года ее выручка составила 5,7 млн рублей, а чистый убыток — 2,2 млн рублей.
- ООО «Хайв» также купило 9,235% в медиаагентстве Eshopmedia, сообщили Forbes стороны сделки. Агентство предоставляет компаниям аналитику и маркетинговые сервисы для рекламных кампаний и роста продаж в e-commerce, а маркетплейсам — помогает автоматизировать продажи рекламы. Сумму сделки стороны не раскрывают. Стартап планирует направить полученные средства на развитие технологической платформы для продажи рекламного инвентаря онлайн-магазинов, а также в маркетинг и продажи. Среди клиентов компании — косметические и продуктовые бренды L’Oreal, Unilever, Danone, Splat и др. Кроме того, Eshopmedia сотрудничает с Ozon, «СберМаркет», «Яндекс Маркет» и другими крупными онлайн-ретейлерами. Согласно данным СПАРК, выручка ООО «Ешопмедиа» в 2022 году составила 38,9 млн рублей, убыток — 164 000 рублей. По данным на 7 ноября 2023 года, стартапом владеют генеральный директор Зоя Андреева (31,83%), коммерческий директор Лариса Юстус (14,04%) и технический директор Eshopmedia Андрей Гусев (14,7%), а также Евгений Щепелин (31,83%) и Игорь Лутц (13,36%).
- Российский производитель лекарств для животных Vetstem привлек 24 млн рублей от фонда Moscow Seed Fund, сообщает Rusbase. Стартап разрабатывает ветеринарные клеточные препараты для регенеративной терапии и фармацевтические средства для лечения домашних животных. Команда планирует импортозаместить некоторыми из них зарубежные лекарства, которые отсутствуют в России с 2023 года. На привлеченные инвестиции компания намерена завершить исследования, протестировать продукты и выпустить первые промышленные партии. ООО «Ветстем» зарегистрировано в июле 2020 года, следует из данных СПАРК. Выручка компании за 2022 год составила 1,1 млн рублей, чистый убыток — 7,6 млн рублей.
- Основанный бывшими топ-менеджерами «Тинькофф» филиппинский финтех-стартап Salmon приобрел 59,7% местного банка Bank St Rosa, сообщает РБК со ссылкой на одного из сооснователей Павла Федорова. Сумму сделки он не раскрыл. Покупка позволит Salmon привлекать депозиты, выпускать пластиковые дебетовые и кредитные карты, финансировать средний и малый бизнес и другое, объяснил решение предприниматель. Федоров — бывший гендиректор «Тинькофф банка». Он запустил Salmon летом 2022-го вместе с одним из сооснователей «Тинькофф банка» Георгием Чесаковым и Раффи Монтемайор, консультантом «Тинькофф» по развитию бизнеса на Филиппинах.
- Экосистема Wonder Family участника американского рейтинга Forbes «30 до 30» Артема Голдмана привлекла $500 000, сообщил Forbes Голдман. Средства вложили текущие инвесторы, включая партнера венчурного фонда Yellowrocks Романа Белодеда и основателя «Нетологии-групп» Максима Спиридонов, а также новые инвесторы — основатель СДЭК Леонид Гольдорт и основатель и гендиректор холдинга Ingate Никита Андросов. Привлеченные инвестиции Wonder Family направит на доработку искусственного интеллекта, который сможет запускать продукты и управлять продажами без участия человека. Компания помогает русскоязычным предпринимателям выходить на глобальный рынок электронной коммерции — разрабатывает товары для продажи и участвует в маркетинговом продвижении. Так, компания продает на Amazon патчи для глаз, маску для лица и две маски для ног.
Цифры
- На российском венчурном рынке в 2023 году было заключено 158 сделок на общую сумму $71 млн, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование аналитической компании Dsight. Число сделок выросло на 15% год к году. При этом реальное количество сделок может быть больше, говорят опрошенные изданием эксперты. По мнению директора по инновациям и инвестициям МТС Дмитрия Курина, сделок может быть «в два-три раза» больше. В то же время в денежном выражении инвестиции упали на 83%. Средний чек составил $0,46 млн. В Dsight объясняют этот тренд неопределенностью на рынке.