Стартап-суббота: иск к «Амплиферу», сделка с S16VC и покупки Skillbox с VK
Forbes продолжает рубрику «Стартап-суббота». Это еженедельный дайджест новостей из мира стартапов, венчура, малого и среднего бизнеса. В нем мы рассказываем о проектах, которые привлекли инвестиции или смогли продать свой бизнес, новых стартапах или выходе существующих в другие страны и сферы, а также о спорах между российскими компаниями и других событиях
Дайджест охватывает события с 28 августа по 1 сентября.
Сделки
- Edtech-компания Skillbox (входит в холдинг Skillbox Holding Limited, контролируемый VK) получила контроль в онлайн-школе разговорного английского языка «Кэспа», нарастив свою долю с 30% до 51%, узнали «Ведомости». Сумма сделки не раскрывается. Оставшиеся доли распределились между основателями сервиса: 10,69% получил Андрей Виноград, по 10,34% — Инна Гивентал и Павел Ремизов, 7,72% — Владилен Ситников, еще 5,35% — Владимир Гарев, 3,09% — Алексей Страхов, 1,47% — Сергей Нейштадт, следует из базы данных СПАРК. Предприниматели запустили «Кэспа» в 2020 году. В 2021 году 30% компании получила Skillbox.
- VK увеличит долю в онлайн-школе «Тетрика» до более 90%. Сумму сделки стороны не раскрыли. Сервис планируется объединить с платформой онлайн-занятий с индивидуальными репетиторами «Учи.Дома» (входит в состав образовательной компании «Учи.ру», которую VK приобрела в начале 2023 года). Объединение позволит компании сконцентрировать ресурсы на развитие сервисов в сегменте репетиторства и усилить позиции на рынке дополнительного школьного образования. «Тетрику» в 2019 году запустили выходцы из «Нетологии» и «Яндекса» Николай Спиридонов, Максим Гаджиев и Антон Иванов. Компания предлагает онлайн-занятия с репетиторами для школьников, включая уроки по подготовке к экзаменам — ЕГЭ и ОГЭ.
- Американский стартап Qase с российскими корнями привлек $7,2 млн от фонда FinSight Ventures основателя инвестиционный компании «Финам» Виктора Ремши и его партнера Алексея Гарюнова, венчурного фонда S16VC (среди его партнеров основатель Miro Андрей Хусид и основатель «Партии еды» Михаил Перегудов) и международной инвестиционной фирмы Chrome Capital, сообщает TechCrunch. Команда направит привлеченные средств на разработку новых сервисов и расширение штата. Стартап запустил в 2019 году выходец из «Авито» Никита Федоров. Компания разрабатывает облачную систему управления. Она помогает разработчикам хранить и систематизировать тестовую информацию о продукте и организовывать работу команд.
- Венчурный фонд Flashpoint объявил о выходе из британского стартапа Clausematch с российскими корнями. Покупателем компании станет ирландский разработчик программного обеспечения Cortylics. Один из основателей стартапа, Евгений Лиходед, также станет президентом компании-покупателя. Clausematch разрабатывает SaaS-продукты на базе искусственного интеллекта для участников финансового рынка, включая банки, компании по управлению инвестициями, и страхового бизнеса. По собственным данным, услугами Clausematch пользуются 14 из 50 крупнейших мировых банков. Бывший сотрудник Morgan Stanley Евгений Лиходед основал компанию в 2012 году вместе с инвестором Андреем Докучаевым в 2012 году.
Споры
- Инвестиционное подразделение Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) — ООО «ФРИИ Инвест» подало иск к основателям сервиса для автопубликации постов в соцсетях «Амплифер» — Натику Гаджибалаеву, который также выступает генеральным директором компании, Александру Тищенко и Ярославу Маркину, пишет Rusbase со ссылкой на картотеку арбитражных дел. Подразделение владеет 4% сервиса. Оставшаяся доля находится на балансе ООО «Амплифер» с конца 2022 года, когда сервис закрылся, а предприниматели вышли из компании. Теперь фонд хочет «вернуть» основателей в состав учредителей, чтобы «корректно» ликвидировать юрлицо и снять с себя «обременение», заявил представитель фонда изданию. Рассмотрение дела назначено на 5 октября и пройдет в Арбитражном суде Москвы.
- Бывший топ-менеджер дилерской компании «Рольф» Борис Беленький приобрел 11,9% в финтех-сервисе CarCraft, а генеральный директор сервиса Борис Дмитриев нарастил свою долю в бизнесе до 23,806%, сообщает Rusbase. Беленький уже два года возглавляет дирекцию CarCraft по выводу на рынок новых продуктов и масштабированию компании. Сервис, основанный в 2016 году, позволяет автодилерам привлекать финансирование из банков, микрокредитных организаций и от частных инвесторов.
Перестановки
- Бывший руководитель сервиса по изучению английского языка Skyeng Александр Ларьяновский стал управляющим партнером кипрского стартапа Realytics с российскими корнями. Сервис, запущенный 2021 году Антоном Поповым, предоставляет предпринимателям аналитику для офлайн бизнесов в сегменте b2c, которая подсказывает, как увеличить выручку, привлечь клиентов и т.д.
Законы
- 1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в законе о рекламе: теперь за размещение рекламных сообщений в интернете без маркировки могут оштрафовать. Согласно закону, рекламодатель обязан передавать информацию о рекламе одному из операторов рекламных данных — «Яндексу», «Лаборатории разработки» «Сбера» или Ozon. Тот, в свою очередь, присваивает материалу индивидуальный идентификатор, которым он маркируется перед дальнейшим распространением. Если не передать информацию оператору вовремя, то штраф для граждан может составить от 10 000 до 30 000 рублей, для должностных лиц, предпринимателей и малых бизнесов — от 30 000 до 100 000 рублей, средних и крупных компаний — от 200 000 до 500 000 рублей. За распространение рекламы без маркировки штраф для граждан составит от 30 000 до 100 000 рублей, должностных лиц, предпринимателей и малых бизнесов — от 100 000 до 200 000 рублей, средних и крупных компаний — от 200 000 до 500 000 рублей. Однако 30% представителей малого и среднего бизнеса «не в курсе деталей» закона и предусмотренных штрафов, еще 10% «ни о чем подобном не слышали», и только 60% знают о штрафах, следует из опроса агентства интернет-маркетинга Kokoc Group (есть у Forbes), проведенного среди 20 000 компаний-клиентов.