Опасные прогулки: как устроен рынок экскурсий по крышам и коллекторам
38-летний гид Даниил Давыдов заинтересовался подземными сооружениями в 14 лет, так как увлекался историей города. «Моя мама была счастлива, что ее сын не бегает вместе со сверстниками по переходам с пакетом и клеем «Момент», — вспоминает предприниматель с улыбкой.
Со временем Давыдов узнал, что его хобби называется «диггерство». А в 19 лет московское турагентство заметило его в одном из телевизионных репортажей, где он рассказывал о городских подземельях, и предложило юноше проводить экскурсии. Сейчас диггер возглавляет отдел архитектурных подземных исследований при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры и параллельно водит туристов по подземным сооружениям как независимый гид.
По его словам, административная статья 20.17 запрещает проникать на охраняемые объекты — сооружения, которые находятся в ведомстве инженерных организаций. Но в Москве много необслуживаемых подземелий. Хотя он проводит туры легально, после трагической экскурсии, организованной другим гидом по коллекторам Неглинки в августе 2023 года, он снял свои туры с продажи. Так же поступили и другие участники рынка. 20 августа восемь человек, которые участвовали в экскурсии по коллекторам, погибли. Из-за сильного дождя в коллекторах резко повысился уровень воды. Тогда же участники экскурсии перестали выходить на связь.
Forbes поговорил с гидами, туроператорами и агрегаторами и узнал, как устроен рынок экскурсий по коллекторам, крышам и другим опасным местам, сколько зарабатывают игроки этого рынка и как он меняется после трагедии.
Экскурсии для авантюристов
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) и генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, в России насчитывается порядка 12 000 уникальных экскурсионных маршрутов от частных гидов и туристических компаний. Последние занимают 90% рынка. «Частный гид может провести, допустим, одну экскурсию в день, а мы [туроператоры] за три дня организуем около десяти и работаем семь дней в неделю. У нас другие рекламные возможности, и мы работаем во всех регионах одновременно», — говорит Ромашкин. По его словам, объем отрасли на сегодня составляет «сотни миллиардов» рублей в год. В агрегаторе экскурсий «Спутник» дают более консервативную оценку — 70 млрд рублей в год.
Большую часть рынка занимают продажи через офисы турагентств, отели или на улицах, говорит представитель сервиса бронирования мероприятий Tripster. По словам источника в одном из туристических онлайн-сервисов, на офлайн приходится 90% всех экскурсионных предложений в России. В «Спутнике» согласны с такой оценкой. Объем онлайн-сегмента рынка впечатлений, по оценкам основателя маркетплейса аудиоэкскурсий WeGoTrip Александра Головатого, составляет 28 млрд рублей в год.
Опасные экскурсии — по подземным сооружениям, крышам, заброшенным зданиям, метро и каменоломням — Ромашкин называет нишевым сегментом, для авантюристов. На него приходится всего 0,5% от общего числа предложений. А объем ниши, по подсчетам эксперта, не превышает 50 млн рублей. По оценке «Спутника», доля необычных туров составляет 3%.
Давыдов подтверждает, ниша — узкая. Например, прогулки по коллекторам интересны небольшой группе людей, которые изучают историю города. Это отличает Россию от зарубежных стран, например Франции, где катакомбы — популярный туристический маршрут. По его наблюдениям, в Москве по подземным сооружениям, кроме него, туристов водят всего два человека. Это некий товарищ Хел, который появился около двух лет назад, и Никита Дубас. Последнего 23 августа отправили под арест на два месяца: Следственный комитет обвинил его в оказании небезопасных услуг (часть 3 статьи 238 УПК РФ) после гибели восьми человек во время экскурсии по коллекторам Неглинки. Суммарно три экскурсовода, по оценке Давыдова, привлекали по 100 человек в неделю.
Наиболее крупный сегмент внутри ниши — прогулки по крышам, считает анонимный собеседник Forbes, который последние девять лет организует подобные мероприятия в разных городах России. Такими турами профессионально занимаются десятки независимых гидов, утверждает он. По его наблюдениям, 95% россиян даже не знают о возможности гулять по подземкам. А популярность крыш растет на фоне развития социальных сетей. «Люди все активнее создают контент для соцсетей и идут на крыши ради интересных фотографий и видео», — объясняет экскурсовод.
Агрегаторы и социальные сети
Для своих туров Давыдов выбирает «бесхозные сооружения» — таким образом он не нарушает законодательство. Например, один из коллекторов Неглинки протяженностью 600 м снят с баланса «Мосводостока» с 1993 года — тогда власти проложили новые трубы с большей пропускной способностью. Как раз в новом коллекторе произошла трагедия, которая унесла жизни людей, уточняет диггер. Старое же сооружение не обслуживается и не затапливается водой. Чтобы найти такие места, Давыдов делал специальные запросы московским депутатам.
Чтобы обеспечить безопасность людей во время прогулки, гид предоставляет клиентам снаряжение — каски и сапоги, фонарики. Комплекты он периодически обновляет. По его словам, один такой набор обходится ему в среднем в 6000 рублей.
Экскурсии Давыдова стоят дороже, чем у других диггеров, — он берет 5000 рублей с одного человека. Для сравнения: Дубасу платили по 4000 рублей, а Хелу — по 2500 рублей, утверждает гид. С ними Forbes связаться не удалось. На один тур Давыдов набирает по восемь человек. Если клиенты хотят пойти меньшим составом, они выкупают все места в группе, уточняет экскурсовод. С потенциальными экскурсантами общается наемный администратор. Его зарплату предприниматель не раскрыл.
Суммарно на экскурсиях Давыдов зарабатывает до 150 000 в месяц. Туры по коллекторам приносят ему две трети этой суммы. Остальное — наземные туры по истории подземелий Москвы. Экскурсовод по крышам, с которым пообщался Forbes, назвал похожую сумму — в сезон он зарабатывает по 100 000 рублей в месяц.
Давыдов рассказывает, что за 19 лет работы он сформировал личный бренд, который помогает ему привлекать клиентов — они связываются с ним сами через социальные сети. Собеседник Forbes, который проводит экскурсии по крышам, тоже продвигается через личные блоги. Соцсети — основной источник клиентов для большинства авторов экскурсий, подтверждают в «Спутнике».
Головатый из WeGoTrip с этим не согласен: по его оценке, основную долю клиентов гидам приносят агрегаторы. Они представляют собой маркетплейсы, где экскурсоводы могут разместить информацию о своих услугах. Там же пользователи могут забронировать и оплатить экскурсию. Площадка при этом берет комиссию с каждого платежа. В «Спутнике» она составляет 20-25%, в Tripster — 20%. По подсчетам Tripster, около 80% клиентов записываются на туры через соцсети и агрегаторы. Через агрегаторы билеты покупает четверть экскурсантов.
Перед публикацией объявления агрегатор проводит его модерацию, рассказали Forbes участники рынка. Например, в Tripster первым делом оценивают описание предложения, качество фотографий и интервьюируют гида на наличие «компетенций интересного рассказчика». В «Спутнике» проверяют, приняты ли условия сервиса и оферты, и проводят «стандартную модерацию». Что в нее входит, в компании не уточнили.
Лидерами среди агрегаторов Головатый называет «Спутник» и Tripster. По его оценке, суммарный годовой оборот этих игроков может составлять до 9,1 млрд рублей — это 32% от всего рынка впечатлений. В день через данные площадки бронируется в среднем по 5000 экскурсий, говорит предприниматель. Согласно данным СПАРК, выручка «Спутника» за 2022 год составила 454,6 млн рублей, чистая прибыль — 152 млн рублей. Юрлицо сервиса Tripster — ООО «Трипстер лимитед» — зарегистрировано на Кипре. Финансовые показатели компании Forbes установить не удалось.
Ромашкин из АТОР также называет лидерами «Спутник» и Tripster, добавляя, что других игроков на рынке «особо и нет». По словам представителя «Спутника», по схожей модели работают сервисы izi.TRAVEL, YouTravel.Me, GetYourGuide, TravelRy и др. С ними Forbes связаться не удалось.
Триггерная ситуация
Хотя Давыдов работает легально и водит экскурсии по разрешенным местам, после трагедии в коллекторе Неглинки он снял с продажи все подземные туры. Из-за этого ему пришлось вернуть клиентам предоплату на общую сумму 60 000 рублей. Сейчас он прорабатывает новые наземные маршруты, чтобы компенсировать убытки и поддержать свой доход. Возобновить прогулки по подземельям он планирует, когда «все уляжется» и станет понятно, по каким правилам нужно работать экскурсоводам.
Так поступили и в агрегаторах. Например, Tripster снял с сайта объявления «небольшого количества» организаторов, чьи экскурсии «могли вызвать сомнения». Среди них оказались туры по подземельям и крышам. Компания оставила только маршруты, организованные по оборудованным крышам при ресторанах и музеях, уточнил представитель платформы. «Спутник» также скрыл объявления, убедился Forbes. На платформу сейчас нельзя добавить новые «нестандартные экскурсионные форматы» «во избежание повторных трагических ситуаций», уточнили в сервисе. Компания также работает над «новыми алгоритмами модерации» объявлений, добавил представитель площадки, не раскрывая деталей.
До происшествия в коллекторе Неглинки агрегаторы чувствовали себя в безопасности, так как вся ответственность за клиентов ложилась на организаторов экскурсий — с ними площадки заключали соответствующие соглашения, рассказывает Головатый. Поэтому арест Александра Кима, основателя «Спутника», через который часть участников трагической экскурсии купила билеты, стал неожиданностью для бизнеса. Предпринимателя обвинили в оказании услуг, которые не отвечали требованиям безопасности и повлекли гибель более восьми человек (часть 3 статьи 238 УПК РФ). Сейчас Ким находится под арестом.
Адвокат Константин Кудряшов разделяет мнение участников рынка и считает, что агрегаторы не несут ответственность за безопасность туристов. Он уверен, что обвинения по статье 238 УК РФ можно предъявить только исполнителю — фактическому организатору экскурсии. Однако по закону о защите прав потребителей владелец агрегатора несет ответственность как минимум за предоставление недостоверной или неполной информации, если клиент купил услугу и пострадал, отмечает адвокат московской коллегии адвокатов «Лескалье» Виктория Лезникова.
Управляющий коллегии адвокатов «Барсуков, Милютин и партнеры» Дмитрий Барсуков считает, что должностное лицо агрегатора может нести ответственность перед законом, если компания знала, что предоставляемые экскурсоводами услуги небезопасны: «Вопрос в том, намеренно ли агрегатор игнорировал этот факт ради дохода или исполнитель услуги ввел в заблуждение сотрудников агрегатора».
Однако участники рынка утверждают, что выделить однозначно опасные экскурсии сложно — даже на прогулках по рекам и каналам происходят несчастные случаи, говорит Головатый: «Люди падают за борта или ударяются о мосты, несмотря на предупреждения пригнуться». В «Спутнике» добавляют, что «самая обычная прогулка в центре города может привести к весьма непредвиденным ситуациям, если допущены ошибки в ее организации».
К опасным не относит свои экскурсии по крышам и гид, с которым пообщался Forbes. Он рассказывает, что многие прогулки проходят по ровным либо огражденным крышам. Он не отрицает, что существуют риски: например, можно упасть с покатой поверхности или из-за плохой погоды. Однако «несчастный случай может произойти где угодно», рассуждает гид.
В Tripster отмечают, что правила проведения экскурсий и степень ответственности участников на сегодня непрозрачны. С этим согласны и другие собеседники Forbes. Так, Головатый уверен, что не все игроки понимают правила работы и степень своей ответственности, так как законодательная база «не поспевает» за новыми видами туристических активностей. Он считает необходимым доработать текущие законы, опираясь на знания и опыт бизнеса и текущий прецедент, и четко прописать зоны ответственности всех вовлеченных сторон. Совместное обсуждение условий работы как на законодательном уровне, так и на уровне рынка поддерживают и в Tripster.
Впрочем, конкретные действия стоит предпринять после решения по делу Кима, считает Головатый. «Если следствие [по делу о гибели людей в коллекторе Неглинки] закончится уголовной ответственностью для Саши Кима, это сильно подорвет сегмент онлайн-рынка экскурсий. Но я надеюсь, что вне зависимости от результатов для властей ситуация станет триггером для регуляции ниши», — заключил предприниматель.