К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уйти в отпуск, чтобы поработать: почему сотрудники трудятся во время отдыха

Фото Avi Richards / Unsplash
Фото Avi Richards / Unsplash
Больше половины россиян в отпуске отвечают на письма или включаются в работу, а руководители чаще всего вообще не выходят из рабочих процессов. Доступность удаленной работы и культура «всегда на связи» повышают продуктивность команд, но не позволяют людям в полной мере восстанавливаться и в долгосрочной перспективе становятся еще одним вызовом для руководителей, считает партнер Magnum Hunt Executive Search Луиза Губайдулина

Тренд на смешение рабочего и личного времени появился давно, но особо явным стал в пандемию Covid-19. В 2020 году удаленку попробовали все индустрии, где это было технически реализуемо. Условия для дистанционной работы появились даже в банках, где раньше для этого не было инфраструктуры. 

В следующие годы тренд продолжился. В США в 2022-м интерес сотрудников к удаленному и гибридному форматам работы вырос на 24% и 16% соответственно, а спрос на строго офисную работу, напротив, упал. В России, по данным ВЦИОМ на середину 2022 года, каждый десятый сотрудник работал из дома. Росту интереса к такому формату способствовала также массовая эмиграция россиян в 2022-м. Более трети нынешних «удаленщиков» скорее уволятся, чем вернутся в офис, а компании увеличивают число таких вакансий. 

По мере того, как удаленка становилась все более привычной, формировалась новая культура организации трудового дня: в рабочее время люди могут сделать что-то личное, не ставя в известность и не отпрашиваясь у руководителя. Но тогда совершенно логично, что и в личное время — вечерами, на выходных — нужно возвращаться к рабочим вопросам. Постепенно такие подключения к работе во внеурочное время стали нормой во многих компаниях и даже «захватили» периоды отпусков.

 

Сейчас вопрос работы в период отдыха часто становится личным выбором сотрудника. Но порой ответ на него предопределен плохо отлаженными процессами и корпоративной культурой компании. 

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Всегда на связи

Есть сферы бизнеса и функции в компаниях, где быть полностью без связи во время отдыха просто невозможно — и это не связано с корпоративной культурой. Например, в промышленном производстве, уже начиная со среднего уровня руководителей операционных функций, не встречается полное отключение на период отпуска. Безусловно, это зависит от степени зрелости процессов в компании, но дело не только в этом. Руководители отслеживают критически важные вопросы в том числе из-за высоких рисков, связанных с безопасностью. 

 

«Самое страшное — узнать о том, что в твоей компании что-то произошло, из СМИ», — недавно поделилась со мной руководитель HR-департамента одной из производственных компаний. Она рассказала, что однажды в отпуске по просьбе мужа, который переживал, что жена никак не может нормально отдохнуть, с утра положила телефон в сейф и оставила его там до вечера. Именно в этот день на производстве случилась чрезвычайная ситуация, которая требовала ее участия. О ней руководитель узнала от своего мужа, который не убрал свой телефон в сейф, листал новостную ленту и увидел сообщения о компании, в которой работала жена. С тех пор рабочий телефон всегда под рукой.

В розничном бизнесе и FMCG (продажа продуктов и товаров повседневного спроса. — Forbes) значительную роль играет сезонность. Любые праздники — время форс-мажоров и перегрузок, при этом многим хочется уйти в отпуск именно в этот период, так как есть возможность отдохнуть дольше, свободны семья и дети. И тогда люди выбирают все же пойти в отпуск и оставаться на связи. Такая же история есть у сотрудников финансовых сфер: январь — время сдачи отчетности и самое востребованное время для отдыха одновременно. 

В IT-компаниях, и особенно в стартапах вообще мало разницы между отпуском и работой: многие программисты, дизайнеры и тестировщики давно работают удаленно, в том числе и во время отдыха. При этом ключевые сотрудники вроде тимлидов разработки или продакт-оунеров всегда должны оставаться на связи, чтобы процессы без них не замерли. Сезонность здесь внутренняя — накануне больших обновлений или в конце важных спринтов команды засиживаются до вечера или подключаются из отпуска.

 

IT-директор, перешедший из государственной компании в частную, рассказывал мне, что раньше спокойно уходил в продолжительный отпуск, и никто его не беспокоил. В госструктурах на время отпуска руководителя официально назначают временно исполняющего его обязанности. Вся нагрузка остается на нем, и люди соблюдают правила. Перейдя в частный бизнес, где нельзя быть в неведении даже пару дней, руководитель был вынужден изменить свои привычки. Но для него возможность работы в более динамичной среде перевесила минусы необходимости дважды в день подключаться к решению срочных задач в отпуске. 

Культ бесполезных звонков

Работают из отпуска не только сотрудники перечисленных сфер и позиций. Часто это навязывается корпоративной культурой компании, и человек подключается к работе, даже когда команда может справиться и без него. 

Согласно опросу телемедицинского сервиса «Доктис», больше половины россиян работают во время отпуска, а 22% доделывают «хвосты». Это значит, что они не успевают все сделать вовремя и не могут передать свои задачи коллегам с гарантией хорошего результата. Такая ситуация может быть следствием слабых бизнес-процессов в компании. 

Несколько недель назад одна из кандидаток Magnum Hunt — директор по развитию в компании из финансового сектора — написала, что «ушла в отпуск, чтобы наконец поработать». В ответ на мое недоумение она уточнила, что в организации существует «культ бесполезных звонков и презентаций, люди днем сидят на звонках, а потом работают до ночи и в отпусках». Другой кандидат — директор по маркетингу FMCG-компании — рассказывал, что на период подготовки важной выставки попросил разрешения у руководителя реже присутствовать на звонках, но получил отказ. Более того, руководитель отправил его на тренинг по тайм-менеджменту, поскольку, по его мнению, сотрудник сам не мог грамотно распределить свое время.

При этом подключениями из отпуска недовольны 42% россиян — столько суммарно заявили о раздражении или желании сменить работу в моменты, когда такое происходит. Это точка, в которой организационная культура вступает в прямой конфликт с желаниями и интересами сотрудников. 

 

В большинстве случаев отношение коллектива к отпуску формирует сам руководитель. Например, если фаундер стартапа работает без перерыва, то и нанятые сотрудники будут вовлекаться в такой ритм. Если глава компании или департамента приезжает на работу раньше всех и уезжает поздним вечером, все уходящие раньше сотрудники будут чувствовать себя неловко. 

Топ-менеджер перед отпуском может предупредить: «Я буду отдыхать, пишите, только если что-то срочное». Но понятие срочных вопросов, как правило, размыто: руководитель дал сигнал, что ответственность все еще на нем, а сотрудники могут воспринимать такой подход как инструкцию к действию и как стандарт коммуникации, которому и они тоже должны соответствовать. 

В запущенных случаях эта культура становится неформальной нормой, и тогда отпуск без связи воспринимается как нелояльность со всеми вытекающими последствиями для отношений с коллегами и перспектив карьерного роста.

Переработки в головах

Многие работники не отпускают себя на отдых сами, даже когда фактически могли бы полностью отключиться от процессов. Так, почти четверть работающих из отпуска россиян уверены, что лучше них никто не справится с их задачами. Еще 17% признались, что работают в отпуске от скуки. А среди тех, кто все же отдыхает, 24% испытывают из-за этого угрызения совести. Чувство стыда за отключение от работы в период отдыха — это стопроцентное проявление изъянов корпоративной культуры, помноженное на психологические особенности конкретного человека.

 

Как говорил мне знакомый психолог, к ситуации, когда человек не может отключиться в отпуске, приводит как заниженная самооценка, так и завышенная. Тревожные люди с заниженной самооценкой считают себя не очень успешными и готовы стараться сверх необходимого, чтобы не допустить каких-либо неприятностей. Сюда же можно отнести и желание порадовать начальника — это тоже способ обеспечить себе иллюзию уверенности в стабильности своего положения.

Другой полюс — вера в исключительность своих усилий: «Без меня/лучше меня это никто не сделает». Так проявляется гиперконтроль, недостаток доверия, склонность к перфекционизму, страх потерять влияние. Один из кандидатов Magnum Hunt, директор по продажам с командой из более чем 250 человек, так рассказывал о себе на собеседовании, отвечая на вопрос о своих слабых сторонах: «Я контрол-фрик, постоянно нервничаю, что что-то пойдет не так, и сам, находясь в отпуске, еще чаще пишу в чаты и контролирую своих подчиненных». Правда, он дополнил, что работает над этой проблемой с коучем. 

Иногда сотрудник действительно добровольно выбирает контролировать рабочие вопросы из отпуска, что объясняется очень высоким темпом работы, объемом задач и нежеланием по возвращении три дня разбирать завалы в почте, мгновенно получив назад свой доотпускной стресс. 

Крайнюю степень нездорового вовлечения можно увидеть на примере Японии: молодые сотрудники на новом месте работы берут по два-три дня отпуска за год, а две или три недели отпуска не берет почти никто — не принято. И здесь можно вспомнить другую японскую особенность — феномен кароси, или смерть от переработки.

 

Западные страны уже начали бороться с культурой переработок на законодательном уровне. Так, в Канаде и некоторых странах Евросоюза приняты законы, закрепляющие право игнорировать деловую переписку, полученную в нерабочее время или в отпуске. Похожая тенденция зарождается в США. В нашей стране пока такие вопросы решаются только неформально: закон обязывает работодателя предоставить сотруднику отпуск и определяет его продолжительность, но, конечно, не ограничивает общение в этот период в рабочих чатах.

Отпуск в интересах руководителя

Возможность уточнить рабочие моменты у любого сотрудника в любой момент времени — это удобно. Но не говорит о грамотном управлении. Вопрос качества отпуска конкретного сотрудника становится вопросом его руководителя — именно он должен организовать все процессы в команде так, чтобы люди могли действительно отдыхать. В противном случае в долгосрочном периоде работа из отпуска приведет коллектив к выгоранию и стагнации.

Как руководителю организовать здоровую культуру без потери продуктивности команды? Инструменты тут стандартные, тем не менее, они работают. Во-первых, стоит наладить качественное и заблаговременное планирование отпусков и назначить заместителей на период отсутствия сотрудника. Во-вторых, настроить документооборот, который позволит решать текущие вопросы без участия сотрудника. И в третьих, выделить те самые критичные вопросы, по которым действительно может возникнуть необходимость связываться с сотрудником, и назначить конкретное время, когда они могут поступать.

В книге «Странная девочка, которая влюбилась в мозг» нейробиолог Венди Сузуки пишет, что мозг реагирует на интеллектуальный стресс точно так же, как и на физическую опасность: для него нет разницы между нападением льва и важной презентацией проекта. Автор предупреждает — хронический стресс на уровне нейробиологии угнетает функции мозга: долговременную память, скорость реакции, способность к планированию и принятию решений. Без периодического отключения от работы когнитивные способности сотрудников ухудшаются. А значит, культура здорового отношения к отпуску больше отвечает интересам компании, чем культура переработок и вечной включенности.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+