К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Самый сок: как юрист и рекламщик выжали из сосны новый ингредиент для косметики

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Москвичи Роман Варлов и Максим Жмырко в 2019 году узнали о полезных свойствах жидкости, которая образуется при переработке сосны, и решили наладить ее промышленный выпуск. На запуск производства в Прибайкальском районе Бурятии и проведение клинических исследований в Москве они потратили около 100 млн рублей, но уже в этом году проект, по планам, принесет 23 млн рублей выручки. В Natura Siberica, которая продает продукты с новым ингредиентом, ожидают трехкратного роста их продаж к 2025 году. О том, как вытяжка из сосны пробивала себе путь на рынок, на 95% занятый иностранным сырьем, — в материале Forbes

От опушки леса в селе Турка, где расположился цех компании «Гринэкст», — 10 минут пешком до берега Байкала. Основатели бизнеса, Роман Варлов и Максим Жмырко, говорят, что здесь невероятные закаты — их надо встречать, сидя на крыше цеха и вдыхая сосновый аромат, который образуется при производстве вытяжки из древесины. 

Предприниматели познакомились в 2014 году: их дети ходили в одну группу детского сада. Тогда же они начали дружить семьями. У Варлова был свой небольшой бизнес — он управлял рекламным агентством, Жмырко занимался юридической практикой. 

Четыре года назад у них появилась идея для общего дела — производства водной вытяжки из ствола сосны, произрастающей в Сибири: ее называют золотой из-за цвета коры дерева (вид Pinus sylvestris var. Mongolica). По задумке предпринимателей, такой экстракт должен быть востребованным компонентом у производителей косметической, пищевой и фармацевтической продукции. 

 

«У нас была гипотеза, что жидкость эта полезна, — рассказывает Forbes Роман Варлов. — Мы изучили рынок и поняли, что ничего подобного ни в России, ни в мире нет». О целебных свойствах хвойных пород дерева известно давно, на их основе производили косметику, соли для ванн еще в советские годы. «И сейчас в переработку идет кора и хвоя, но на стволы раньше никто не обращал внимания», — замечает Варлов. 

Стволы — на вытяжку  

В 2019 году Жмырко и Варлов создали компанию «Гринэкст» и целиком сосредоточились на новом бизнесе. «Любовь к дереву у меня с детства: в школе на УПК (Учебно-производственный комбинат — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. — Forbes) я освоил профессию столяра», — вспоминает Жмырко. Поскольку он был занят еще и в семейном мебельном бизнесе, у него появились знакомые, связанные с деревообработкой. «Однажды товарищ рассказал мне, что в процессе сушки древесины образуется большое количество ценной жидкости, которую некуда девать — ее просто выливают», — вспоминает Жмырко. С того момента друзья загорелись идеей получения «сока золотой сосны». 

 

Площадку для производства нашли в Бурятии, в селе Турка на красивом берегу Байкала. Их партнером стал ИП Баженов С. В., который выпускает пиломатериалы и занимается строительством домов. Владельцу фабрики идея понравилась: она позволяла внедрить безотходную технологию.  

Древесину для любых нужд — изготовления бруса и пиломатериалов — всегда сушат. «По сути мы встроились в уже работающий процесс на предприятии, но пришлось с нуля создать свой участок», — замечает Жмырко. Нужного оборудования на рынке не было, и предприниматели привлекли технологов и инженеров для его разработки. 

Процесс получения вытяжки, или сосновой «клеточной воды», выглядит так: древесина сушится в специальных камерах, при этом влага конденсируется и собирается в 10-тонные емкости. Сырье проходит более 10 операций (от очистки до стабилизации), весь цикл занимает 7-14 дней. Из 80 кубов дерева выходит около 17 т водной вытяжки, рассказывает Жмырко.

 
Роман Варлов (Фото DR)

Долго, дорого, сложно

Новый ингредиент назвали ExtPine, его начали предлагать потенциальным клиентам — производителям косметики, БАДов и дистрибьюторам сырья. Главными инструментами продвижения стали участие в профильных выставках, выступления на конференциях, холодные звонки и рассылки.

Чтобы прощупать спрос, осенью 2019 года предприниматели поехали в Париж на выставку In Cosmetics (небольшой стенд стоил €4000). Экстракт «золотой сосны» из Сибири вызвал живой интерес у дистрибьюторов, особенно из азиатских стран, они спрашивали про клинические исследования, которые могли бы подтвердить эффективность, но тогда у компании их еще не было. 

«Мы сразу были нацелены на массовое, а не крафтовое производство, планировали выпускать 200 т в месяц», — рассказывает Жмырко. Поэтому сначала им нужно было отладить технологию получения вытяжки стабильного качества с сохранением полезных свойств. 

«Набили шишек, экспериментировали с режимами циркуляции воздуха, температурой, оборудованием: например, трубопровод сделали из медицинской стали, чтобы продукт был безопасным», — уточняет Варлов. Исследования состава вытяжки заказывали в том числе на химфаке МГУ, ФИЦ Биотехнологии РАН. «Нам пришлось научиться понимать птичий язык микробиологов и химиков», — улыбается Варлов. 

В результате получился натуральный экстракт, который содержит 60 биологически активных соединений и обладает выраженным антибактериальным эффектом, доказанным клинически, отмечает Анна Дычева, управляющий директор компании-организатора отраслевой выставки InterCHARM, эксперт по косметической продукции. По ее словам, вытяжку можно использовать не только в косметической, но и в пищевой индустрии. 

 

Почему никто другой не внедрил эту вроде бы очевидную технологию? «Потому что это долго, дорого и сложно, нужна огромная работа и «длинные инвестиции», — поясняет Дычева. 

Предприниматели поначалу планировали, что 10 млн рублей будет достаточно для запуска продукта на рынок. Но к 2023 году они вложили в проект уже около 100 млн рублей собственных и заемных средств: большую часть потратили на нужды производства, разработки и клинические исследования. На старте они работали вдвоем, а сейчас в компании 17 штатных сотрудников, семеро из них заняты на предприятии в Турке. 

От Казани до Токио

Первые два года найти постоянных клиентов не получалось: компании брали небольшие партии, 10-20 литров экстракта. Многим он нравился, но выпускать продукцию на его основе не спешили. «Когда мы начинали, российские производители косметики не готовы были закупать отечественный продукт», — уточняет Варлов. По его словам, рынок был заточен на азиатских и европейских поставщиков, а их сырье воспринималось как что-то ненастоящее. 

Хотя «зеленая химия» в тренде, разработчикам новых ингредиентов особенно тяжело «достучаться» до потенциальных клиентов, соглашается Дычева. Ведь, по ее словам, существует около 5500 компонентов косметики: есть базовые, без которых, например, шампунь не будет мылиться, а есть инновационные, которым приходится пробивать себе дорогу с большим трудом. 

 
Максим Жмырко (Фото DR)

Первой косметику на основе ExtPine начала выпускать небольшая компания из Казани — «Мастерская Олеси Мустаевой», которая специализируется на натуральной косметике. Договориться с основательницей оказалось проще: она сама и технолог, и руководитель бизнеса, — долгих согласований не потребовалось. 

«Познакомились мы в 2020-м на конференции Российской парфюмерно-косметической ассоциации, где у «Гринэкст» был стенд, — вспоминает Олеся Мустаева. — Натуральные ингредиенты — это обычно очень дорого, а ExtPine оказался не только эффективным, но и доступным по цене, что важно для покупателей в регионах». На основе вытяжки «Мастерская» разработала тоник для лица Siberian Botany, который стоит в рознице 790 рублей (85 мг). В «Гринэкст» свои отпускные цены не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.

Мустаева говорит, что ей импонировал подход «Гринэкст», которая провела полноценные клинические исследования и в московском Институте пластической хирургии и косметологии: «Я сама вкладываюсь в исследования и знаю, что не так много российских производителей уделяют этому внимание». Апробация в институте показала, что ExtPine тонизирует, нормализует микробиом кожи и обладает лифтинговым эффектом, рассказывает Мустаева. 

Вытяжкой заинтересовались иностранные компании. «В январе 2022 года крупный международный холдинг, дистрибьютор косметического сырья Nikkol Group с штаб-квартирой в Японии, предложил нам заключить контракт о глобальной дистрибуции на весь мир», — говорит Варлов. Однако из-за происходящего на Украине сделка сорвалась. Nikkol прекратила все поставки в Россию, все переговоры с российскими компаниями отложены на будущее. 

 

Не только сосна

На российском рынке работает около 600 производителей косметики и парфюмерии. В 2022 году их объемы выросли на 10%, а доля отечественной косметики на рынке увеличилась на 8% в денежном выражении, по данным правительства России. 95% сырья в индустрии — импортное, но сейчас из-за сбоев в поставках и подорожания компонентов все больше компаний переключаются на российские ингредиенты. 

«В 2022 году мы почувствовали, что рынок повернулся к нам лицом», — говорит Варлов. Когда начался кризис с поставками сырья, первые месяцы многие клиенты пытались закупить импортные компоненты впрок, но уже к осени стали чаще интересоваться отечественным продуктом. В российской Unilever, например, появился целый департамент, который занимается поиском новых ингредиентов, замечает Варлов. По его словам, «Гринэкст» сейчас ведет с британской компанией переговоры о сотрудничестве. 

В марте 2023 года компания Natura Siberica  выпустила целую линейку продуктов по уходу за кожей и волосами на основе вытяжки из ствола сосны. «Мы всегда искали российские компоненты с доказанной эффективностью, и ExtPine стал для нас открытием», — рассказал Forbes Феликс Либ, генеральный директор ГК Natura Siberica. По его словам, одним из важных критериев в пользу нового российского ингредиента стала экологическая составляющая производства, которое находится в природоохранной зоне на Байкале. 

Новая линейка от Natura Siberica не содержит красителей и отдушек и подходит людям с аллергией и атопическим дерматитом, уточняет Либ. Раньше такие средства можно было купить в аптеках, и они были в основном иностранные, уверяет он. Теперь кремы, шампуни, тоники с ExtPine продаются в магазинах у дома, на маркетплейсах и стоят недорого — от 250 до 480 рублей за упаковку. «Это позволяет нам высоко оценивать потенциал роста продаж: как минимум в три раза к 2025 году», — прогнозирует Либ.

 

«Сам факт, что небольшая компания сумела за два года создать и коммерциализировать экологичную технологию замкнутого цикла и получить принципиально новый эффективный ингредиент из возобновляемого российского сырья, очень важен как пример успешного импортозамещения», — отмечает Татьяна Пучкова, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации. 

Еще в 2021 году изобретатели сока «золотой сосны» запатентовали технологию и планируют получать экстракт из других деревьев — например, лиственницы. Они провели исследование, подтвердившее эффективность вытяжки для гигиены полости рта, на ее основе разработали напиток для спортивного питания — все это расширяет круг потенциальных клиентов. А в 2023 году появится новый продукт — ExtPine-active c усиленной формулой активных веществ. «Мы нацелены на производство 1000 т вытяжки в месяц и уже ведем переговоры с партнерами о расширении производственных мощностей», — делится планами Жмырко. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+