К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Больше отказов, дольше ожидание: что изменилось в программах стартап-виз разных стран

Фото Cole Burston / Bloomberg via Getty Images
Фото Cole Burston / Bloomberg via Getty Images
В 2022 году, несмотря на сложности, российские предприниматели запускали бизнес в Европе и активно оформляли стартап-визы. Даже в конце года некоторые из них рассказывали, насколько охотно принимает проекты с российскими корнями, например, Испания. Однако ситуация меняется, и теперь сразу в нескольких странах условия получения стартап-виз усложнились: наряду с более долгими сроками действия ВНЖ предпринимателям придется подготовиться к более строгим проверкам. Forbes рассказывает о важных для стартапов изменениях

В прошлом году предприниматели и компании, помогающие им с релокацией в разные страны, рассказывали Forbes, что многие страны Европы нацелены на активное развитие собственного венчурного рынка и увеличение числа стартапов, в том числе за счет утечки из России предпринимателей и высококвалифицированных специалистов. 

Российские предприниматели, которые получили одобрение для своих стартапов во Франции и Испании, делились историями успеха еще в декабре. Однако оказалось, что «окна возможностей» открыты не всегда одинаково широко: Испания, которая, по мнению опрошенных Forbes экспертов, была готова принимать «всех, кто хоть как-то связан с новыми технологиями», теперь стала разборчивее и скрупулезно изучает бизнес-планы, а доля одобренных Францией проектов заметно снизилась.

Есть при этом страны, где условия изменились к лучшему — для всех кандидатов в целом. А есть такие, в которых изменения грядут, но пока трудно предсказать, какими они окажутся. Рассказываем обо всех нововведениях в стартап-программах европейских стран, а также о том, как сейчас подать заявки на стартап-визы в этих странах. 

 

Нидерланды

В 2023 году заметные и приятные изменения произойдут в стартап-программе Нидерландов, говорит эксперт по релокации компании Relocode Серафима Решетникова. В ноябре страна решила увеличить срок, на который команда стартапа может получить вид на жительство (ВНЖ), с одного до двух лет. Детали изменения программы будут представлены позже. Это разумное нововведение, отмечает Решетникова, так как стартапам редко хватает года, чтобы выстроить стабильную структуру работы проекта. 

Как подать заявку на стартап-визу Нидерландов? Первым этапом на пути к стартап-визе станет общение с фасилитатором — одной из аккредитованных Нидерландами организаций, которые отбирают проекты. Их в стране около 30. Фасилитатор предоставляет проекту поддержку в зависимости от потребностей. Например, он может помочь с оперативным управлением, маркетингом, исследованиями и поиском инвестиций. И именно фасилитатор первым будет оценивать проект и бизнес-план. Специалисты рекомендуют связываться сразу с несколькими фасилитаторами — так больше шансов, что хотя бы один из них вам ответит. Как рассказывают основатели, фасилитаторы часто могут игнорировать проект. 

 

В случае одобрения проект подписывает с фасилитатором договор на год. После этого нужно подать документы в миграционную службу (IND), которая будет рассматривать бизнес-план и советоваться с агентством инноваций о том, достаточно ли инновационный проект им представили. В случае одобрения IND присылает письмо, которое вместе с другими документами нужно подать в консульство для получения въездной визы в Нидерланды (MVV). После приезда в страну нужно будет подать заявку на ВНЖ. Стартап-виза позволяет перевезти супругов (или партнеров) и детей. 

По словам госсекретаря по вопросам юстиции и безопасности Эрика ван дер Бурга, Нидерланды успешнее других стран Евросоюза привлекают стартапы из-за пределов альянса. С требованиями к стартапу и членам команды можно ознакомиться на сайте миграционной службы Нидерландов. Решетникова отмечает также, что с конца года упростился процесс найма иностранных сотрудников в стартапы. 

Франция

Во Франции сокращается процент одобрений заявок на стартап-визы, отметили собеседники Forbes. Тем не менее проекты с уверенной инновационной базой все равно имеют все шансы на получение ВНЖ по этой программе, говорит Решетникова. По мнению сооснователя digital-агентства AYEPS Владимира Ластенко, который помогает стартапам с релокацией, доля отказов теперь составляет примерно 90%. CEO Relocode Константин Сейланов не согласен с такой оценкой. Он считает, что впечатление об увеличении числа отказов может быть связано с ростом числа заявок. По его оценке, доля одобренных проектов во Франции всегда составляла около 40% и сейчас не снизилась.

 

Однако, по мнению Ластенко, изменилось отношение инкубаторов к стартапам с российскими фаундерами. Многие из них теперь не готовы работать с россиянами. «Часть из них это скрывает, а от некоторых у нас есть письма, где они прямо говорят, что не будут рассматривать проект, потому что в команде есть гражданин России», — говорит Ластенко. В качестве примера он привел письмо от инкубатора BIC Montpellier  (есть в распоряжении Forbes), в котором говорится, что «в связи с геополитическим контекстом» у инкубатора есть инструкции не вести дела с российскими проектами.

Проблемы возникают и на втором этапе — во время рассмотрения заявки в министерстве экономики, продолжает Ластенко. «Срок рассмотрения заявки у них составляет от 30 секунд до двух минут. И чаще всего они отказывают. Дальше есть два варианта: если инкубатор, с которым работал проект, крупный и готов вмешиваться, то он сам пишет в министерство. Инкубатор говорит, что это суперкрутой стартап, который очень интересен, после этого министерство меняет решение и дает одобрение. Если инкубатор ничего не сделает, то получить одобрение с российским паспортом практически нереально. Поэтому мы стали у инкубаторов заранее спрашивать — готовы ли они вмешиваться на этапе министерства», — рассказал эксперт. Он уточнил, что о готовности вступиться за проект сообщали Station-F и Paris&Co.

По оценке Ластенко, отношение инкубаторов и министерства к предпринимателям из России резко изменилось после объявления мобилизации. «Был случай, что у ребят был подписан договор (с инкубатором. — Forbes), в начале сентября им выставили счет, а 23 сентября им сказали: счет не оплачивайте, все, отбой, приходите весной, возможно. Сейчас мы не готовы», — вспоминает Ластенко, добавляя, что инкубаторы во Франции принимают заявки два раза в год.

При этом шанс получить стартап-визу во Франции все же есть. «У нас был проект, который прошел инкубатор и получил отказ на этапе министерства, когда инкубатор отказался вмешиваться. При этом проекту было критично работать именно во Франции из-за французских поставщиков. Тогда они нашли другой инкубатор, с которым заранее договорились, что тот вмешается, если министерство им откажет. В итоге они получили одобрение, но это были дополнительные расходы, так как они оплатили два инкубатора», — говорит Ластенко.

Сейланов в свою очередь рассказал, что только на этой неделе одобрение получили три проекта, которыми занималось агентство. Обычно, по его словам, в неделю одобрение получают один-два проекта компании — как на уровне акселераторов, так и от министерства экономики. «Сильные проекты проходят так же быстро и хорошо. Поток людей увеличился, и среди русских претендентов появилось огромное количество нерелевантных заявок: люди подают, неумело описывая проекты и не доказывая инновационность продуктов. Сейчас, я думаю, доля одобрений будет снижаться, но пропорционально росту количества заявок», — сказал Сейланов. При этом он отметил, что при рассмотрении заявок как на стадии акселераторов, так и в Министерстве экономики стали задавать больше вопросов и тщательнее рассматривать материалы. «Есть конкурс и борьба за места», — добавил Сейланов.

 

Помимо программы для стартапов, во Франции существует и другая, похожая на нее, — создание инновационного предприятия, напоминает Решетникова. «Для получения passeport talent необходимо внести от €30 000 на счет новой открытой инновационной компании», — уточнила она.

Как подать заявку на стартап-визу Франции? Процесс подачи состоит из нескольких этапов

  • найти фасилитатора (аккредитованного Францией), защитить проект перед ним, получить от него письмо поддержки и заключить контракт на сопровождение;
  • защитить проект в министерстве экономики;
  • получить визу в консульстве в России (или в стране, где у заявителя есть ВНЖ);
  • приехать во Францию и получить местный ВНЖ на четыре года. 

Испания

В конце декабря в Испании вступил в силу закон о стартапах, в котором прописаны налоговые льготы и другие меры, которые должны помочь привлечь в страну инвестиции и квалифицированных специалистов. В частности, ставку по налогу на прибыль для стартапов на первые четыре года снизили с 25% до 15%. Есть и другое позитивное изменение — по новому закону ВНЖ по программе для стартапов выдают на три года, а не на два, как было раньше. 

Кроме того, в законе четко прописали, что считается стартапом: это развивающаяся компания, которая зарегистрирована в испанских реестрах не более пяти лет (или семи, в случае если эта компания из биотехнологического, энергетического, промышленного секторов или других стратегических отраслей). Есть и требования к рабочим местам — не менее 60% сотрудников стартапа должны быть наняты в Испании. 

 

Кроме того, если раньше бизнес-планы стартапов рассматривал Unidad de Grandes Empresas y Colectivos Estratégicos (Подразделение крупных компаний и стратегических коллективов — UGE-CE), то после принятия нового закона это будет делать организация под названием Enisa. UGE-CE, как отмечают эксперты Relocode, одобрял даже проекты на стадии идеи, а критерии у новой организации, ожидают они, будут несколько строже — потребуется MVP (Minimal Viable Product, минимально жизнеспособный продукт). Ранее, как отмечал основатель компании Relocode Михаил Мижинский, испанские власти готовы были принимать стартапы и на стадии идеи. 

Сейланов ожидает, что с приходом Enisa проверять заявки станут более скрупулезно и перестанут пускать проекты, «сделанные на коленке» ради того, чтобы получить ВНЖ. «Нужно писать хорошие бизнес-планы и очень тщательно прорабатывать весь пакет документов, чтобы он был связным и действительно инновационным. Важно ,чтобы там прослеживался четкий план, что команда будет делать. У нас как было больше 95% одобрений, так и останется уже по новым правилам», — уверен он.  

Примерно до прошлой осени Испания одобряла практически 100% заявок, говорит Ластенко. Подобной статистикой с Forbes делился и Мижинский. «Начиная где-то с ноября-декабря пошли отказы, однако обоснованные, в отличие от Франции. Самая частая причина — это финансовая составляющая, например не бьются цифры в бизнес-плане. Если все переписать или предоставить письмо о том, что у вас есть потенциальный инвестор (если причина отказа была связана с инвестициями), они меняют решение», — говорит Ластенко. 

Кроме того, раньше заявку одобряли сразу на всех членов семьи, а теперь ситуация изменилась, рассказал эксперт. Теперь, по его опыту, сначала одобряют только заявку основного заявителя, а супругу и детям одобрение приходит через три-четыре недели. «Они объясняют это тем, что заявок слишком много, поэтому они не успевают проверять все. Из-за этого они в первую очередь проверяют бизнес-план, одобряют фаундера, а потом уже неспешно одобряют членов семьи», — пояснил Ластенко. О возможных задержках при рассмотрении документов семьи фаундера говорит и Сейланов. «Вообще семья и фаундеры подаются одновременно, но сейчас правда увеличились сроки рассмотрения в связи с наплывом. Сроки на рассмотрение семьи в каких-то случаях могут увеличиться на неделю или на две», — предупредил он.

 

Как подать заявку на стартап-визу Испании? Фаундеры подают в министерство экономики заявку, подробный бизнес-план и описание опыта команды, которая будет работать над проектом. В отличие от многих подобных программ заявку на испанскую стартап-визу нужно подавать с территории Испании, а не из страны гражданства (или страны, которая выдала заявителю ВНЖ).

Португалия

В законодательстве Португалии, касающемся стартап-виз, не произошло формальных изменений, однако эксперты отмечают увеличившиеся сроки рассмотрения заявок. Кроме того, изменилось отношение IAPMEI (агентства, которое занимается развитием предпринимательства и оценивает проекты, претендующие на стартап-визу. — Forbes) к анализу заявок и к требованиям к фаундерам и кофаундерам, говорит руководитель ZNVconsult Наталья Загуменных. Одним из главных изменений она называет, в частности, то, что у фаундеров и кофаундеров стали запрашивать диплом о высшем образовании квалификации, соответствующей заявке. 

«Это стало массовой историей после того, как наши соотечественники стали злоупотреблять подачами заявок на стартапы. Злоупотребление было связано с тем, что по программе заявку может подавать фаундер и четыре кофаундера, то есть максимальное количество — пять человек. Но наши соотечественники, к сожалению, пользовались этим, чтобы получить ВНЖ для всех своих родственников — бабушек, дедушек, пап, мам», — поясняет эксперт. Когда португальцы стали замечать одинаковые фамилии у нескольких фаундеров и понимали, что это родственники, которые не имеют отношения к проекту, они стали массово отказывать таким заявителям, отмечает она. Кроме того, по ее оценке, командам с максимальным количеством кофаундеров стали чаще отказывать, а рассмотрение их заявки затягивается. Если же в команде до трех человек, то рассмотрение проходит быстро. 

Примерно полтора года назад заявку рассматривали до четырех месяцев, в течение которых практически все стартапы получали одобрение IAPMEI и декларацию, которая позволяла перейти ко второму этапу — подаче на ВНЖ или визу D2, говорит Загуменных. Теперь же, по ее данным, сроки рассмотрения приближаются к шести-восьми месяцам. По оценке Решетниковой из Relocode, средние сроки получения португальского ВНЖ по стартап-визе составляют примерно семь-восемь месяцев. 

 

«Кроме того, более тщательно начали анализировать документы на моменте приема заявки в плане того, как они оформлены. Раньше люди, которые оказывают услуги по сопровождению стартапа, могли использовать одну и ту же презентацию для нескольких проектов, буквально меняя несколько строчек описания. Сейчас все рассматривается более тщательно», — отметила Загуменных.

Как подать заявку на стартап-визу  Португалии? Первый этап — это регистрация проекта на сайте IAPMEI. Команда должна получить одобрение хотя бы одного инкубатора, после этого заявку будет рассматривать IAPMEI. В случае одобрения агентство предоставит проекту декларацию. Более подробная инструкция есть на сайте IAPMEI. После одобрения агентства можно подавать на ВНЖ. Это можно сделать двумя способами: сначала получив визу D (либо в России, либо в стране, где у заявителя есть ВНЖ) или же без нее, уточняет Загуменных. Во втором случае после получения декларации IAPMEI при наличии туристической шенгенской визы нужно записаться в миграционный офис уже в Португалии. Однако это не так просто, предупреждает эксперт. По ее словам, запись открывается два раза в год. Эксперты предполагают, что запись может открыться в конце марта, но точно это предсказать невозможно.

Италия

«Италия с конца марта 2023 года планирует снова запустить свою программу стартап-визы. Программа работала нерегулярно до 2019 года, но мы ожидаем обновления в законодательстве в ближайшие месяцы. Основные требования к стартапам, скорее всего, изменятся, но требования по наличию капитала на развитие компании останутся — фаундер или фаундеры должны будут показать €50 000, чтобы их проект был рассмотрен в рамках стартап-визы», — говорит Решетникова. Она ожидает, что сроки рассмотрения в Италии будут меньше, чем в других странах. 

Как подать заявку на стартап-визу в Италии? Напрямую в министерство экономического развития или через инкубатор, говорится на официальном сайте программы. ВНЖ выдается на год, после чего его можно продлить еще на два года при условии, что ваш бизнес в Италии начнет работать.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+