К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жесткий отбор: как россияне в этом году запускают стартапы во Франции

Париж (Фото Soroush Karimi / Unsplash)
Париж (Фото Soroush Karimi / Unsplash)
После начала «спецоперации» некоторые страны Евросоюза закрыли для россиян возможность получать визы и вид на жительство, но у стартаперов все еще остаются некоторые возможности для переезда в Европу. В частности, предприниматели могут переехать во Францию, пройдя отбор в один из французских акселераторов. Основатели стартапов, которые в этом году проделали этот нелегкий путь, рассказывают, как им это удалось

«Мы сделали и разослали по французским акселераторам 20-страничную презентацию проекта для инвесторов, в которой показали, что у нас есть понимание рынка и конкурентов, а также план развития — куда будем расти, во что будем превращаться, как будем привлекать и зарабатывать деньги», — рассказал Forbes Константин Сейланов, основатель EdTech стартапа DevsBattle, который создал игру в формате чат-бота для прокачивания навыков программирования. По словам Сейланова, за несколько недель проект набрал около 10 000 активных пользователей и в октябре получил одобрение французских властей.

Проект DevsBattle попал в фасилитатор акселератора EuraTechnologies в Лилле, пройдя несколько этапов отбора. «Сначала мы говорили с менеджером, на втором этапе нас позвали на питч-дэй, где было около 30 проектов, каждый из которых должен был рассказать о себе, ответить на вопросы жюри из предпринимателей. Буквально через неделю мы получили одобрение от фасилитатора, подписали все документы и где-то месяц мы ждали одобрения от подразделения министерства экономики Франции, которое отвечает за одобрение стартап-виз», — говорит Сейланов. 

Получение одобрения от местного аккредитованного акселератора — обязательный этап процесса подачи заявки на запуск стартапа во Франции. Предпринимателям нужно защитить проект перед ним, чтобы получить от него письмо поддержки, с которым можно будет отправиться в Министерство экономики, где тоже нужно будет защитить проект. Список аккредитованных акселераторов можно найти на сайте организации French Tech, которая занимается поддержкой стартапов в стране. «Мы подались во все, и с одним мы продолжаем работать. Называется Paris&Co, он с первого дня нам помогал во всем, в том числе с подачей на визы», — рассказал Вячеслав Михалкин, СЕО платформы для Web3 игроков Liquidifty. 

 

Отбор в акселератор, по его словам, довольно жесткий и проходит в несколько этапов. «Сначала они смотрят презентацию плюс ты заполняешь опросник. Потом тебя зовут на первый питч с представителем акселератора, ты рассказываешь о проекте, они задают вопросы, если все ок, то следующий этап — это питч перед комитетом, и дальше, если все в порядке, тебя уже берут в акселератор», — рассказал Михалкин. По его словам, во Франции есть разные акселераторы: есть те, которые «ничем особо не помогают, заточены на то, чтобы просто помочь приехать», а есть такие, которые помогут и найти инвестиции, и перевезти бизнес, и разобраться с рынком. К последним, по его мнению, относится Station F

Как работают акселераторы

«Важно понимать, что работа с акселератором — это не учеба в школе, где будут каждый день проверять посещаемость. Здесь все взрослые люди. Ты можешь затаиться и пилить свой продукт, и про тебя даже не будут вспоминать. Но если ты забиваешь на проект, могут последовать санкции. В договоре прописано, что если ты не посещаешь три и более обязательных ивентов подряд, то они имеют право обратиться в министерство и сказать, что это плохой человек и его надо депортировать. Я о таких конкретных случаях пока не слышал, но в теории все возможно», — предупреждает Сейланов.

 

По его словам, любой акселератор готов помогать проектам, нуждающимся в этом и проявляющим активность. В частности, DevsBattle включили в число участников разных мероприятий, где акселератор собирает пул инвесторов, а команды представляют свои проекты и могут попытаться привлечь деньги. Кроме того, акселераторы устраивают менторские сессии, раз в месяц созваниваются с командами, чтобы узнать, как идет работа над проектом и нужна ли какая-то помощь. «У нас, например, будет встреча с французским маркетологом, который будет нам рекомендовать, как во Франции продвигаться с точки зрения маркетинга. Нам также назначили встречу с французским агентством, которое помогает обустроиться в стране. У акселератора есть много контактов, которыми он активно делится», — уточнил Сейланов. 

Михалкин тоже отмечает, что акселератор старается знакомить предпринимателей с полезными людьми и устраивать разные мероприятия. «Вся программа у нас будет длиться год. В нее входит помощь, поддержка, возможность арендовать рабочее место в их коворкинге. В основном они помогают с нетворкингом и местным законодательством. Также теоретически они помогают наладить контакты с инвестором, но у нас пока такого запроса нет», — уточнил он. Предприниматель также добавил, что во Франции «никто никуда не торопится». Он отметил, что для того, чтобы оплатить акселерационную программу, ему нужно зарегистрировать во Франции компанию, а для этого — получить вид на жительство. «Мы начали работать с акселераторами в апреле, и до сих пор у нас еще нет компании, мы еще ничего не оплатили. Мы постепенно разбираемся с документами, потом будем разбираться с тем, как правильно зарегистрировать компанию, чтобы правильно вписать всех учредителей, прописать местные ОКВЭДы, разбираться с налогами», — пояснил Михалкин. 

Проект Hyperionide Дмитрия Лунина и Катерины Амарант получил одобрение от французского министерства экономики осенью. «Наш проект — это редактор кода, программа, которая помогает писать код на Python, она анализирует код по мере написания, позволяет быстро его тестировать и делать визуализации. Это такой Word для программистов», — рассказал Лунин, добавив, что работать над проектом они с Катериной начали в свободное от работы время около года назад, когда еще жили в России. В марте Лунин получил визу цифрового кочевника Хорватии, а Амарант поехала с ним по воссоединению как жена. 

 

Из Хорватии супруги подали заявку во Францию, после чего прошли полгода обучения в инкубаторе Schoolab. «В инкубаторе у нас, в основном, были созвоны с разными менторами и сотрудниками Schoolab, на которых можно было обсудить прогресс по нашему проекту и какие-то сложности, которые возникают в процессе», — рассказал Лунин.

По словам Амарант, в инкубаторах «нет принудиловки». У проектов есть куратор от акселератора и ментор, который сотрудничает с акселератором. Они периодически общаются с фаундерами по проекту, предлагая советы и рекомендации, а также выясняя, как идет работа. «Можно было записаться на созвон с конкретным специалистом, например, по маркетингу. Потом у нас был выпускной, где мы уже со-питчили свои проекты, собралась комиссия, нас обсуждали. Мы первый раз были в инкубаторе, и на удивление это оказалось очень полезно», — говорит Амарант. 

В ноябре Лунин и Амарант планируют завершить работу над технологией, на основе которой напишут редактор кода. Этот редактор они планируют продавать через подписку. «Через пару месяцев будет бета-тест, примерно весной мы уже запустимся полноценно, а дальше будем двигаться, наверно, по типичной траектории для венчурного стартапа. Сейчас мы принимаем инвестиции на то, чтобы доделать проект, потом, когда запустимся, еще раз поднимем инвестиции, чтобы дальше расширяться», — предполагает Лунин.

История отказов

Изначально Liquidifty планировал базироваться в Эстонии, проект даже получил одобрение местных властей. В октябре 2021 года предприниматели получили эстонские визы, 17 февраля подали заявления на ВНЖ, а 20 февраля улетели из России. «Когда мы подавались на ВНЖ Эстонии, консул нам сказал, что это вопрос пары дней, формальность — надо только распечатать карточки. В марте мы приехали в Эстонию, но никакого ВНЖ нам никто не выдал — к этому моменту Эстония заблокировала эту процедуру для россиян и белорусов», — говорит Михалкин.

После этого, рассказал он, Liquidifty пришлось срочно искать альтернативы. Выбор пал на Францию из-за программы passeport talent, которая предлагает разные варианты для переезда в страну, в том числе для предпринимателей. «Мы выбрали программу для стартапов, подались где-то в апреле, в августе получили визы, и в конце октября я забрал свою карточку ВНЖ. Сейчас будем здесь регистрировать компанию. Франция оказалась гораздо более доброжелательной, чем можно было предполагать», — вспоминает предприниматель.

 

Сейланов вспоминает, что DevsBattle показался чиновникам «слегка простым». «Они хотели нас завернуть, а мы со своей стороны упаковали хороший проект, наладили коммуникацию с менеджером, который замолвил за нас слово, плюс прислали рекомендательные письма от европейских венчурных фондов, которые нас поддержали и сказали, что они в нас верят. У нас был отрицательный отзыв от министерства, который мы практически за неделю переделали в одобрение за счет правильной апелляции, коммуникации и подключения дополнительных ресурсов», — рассказал предприниматель.

Он также порекомендовал пользоваться нетворкингом и не забывать о рекомендациях. «Если у тебя есть друг, который работает в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), пусть напишет тебе рекомендательное письмо. Ему от этого хуже не станет, а тебе это может помочь идти дальше. Там не нужны письма, что кто-то готов проинвестировать $100 млн в проект. Просто достаточно письма «да, знаю этих ребят, они делают хорошее дело». Я уверен, что такие письма можно получить и от российских компаний — только не от подсанкционных — или от университетов», — пояснил Сейланов.

Предприниматель назвал чушью стереотип о русофобии в Европе. «Французские руководители нашей программы создали специально русскоязычный чат в Telegram, где они через переводчик нам пишут, помогают со всеми вопросами и вообще они лапочки и очень открытые, стояли за нас и другие команды из акселератора до конца», — говорит он.

Акселераторы и их программы

Station F

 

Station F — это крупнейший парижский инкубатор, открытый в 2017 году. Его основатель — миллиардер Ксавье Ньель, который начинал свой предпринимательский путь с эротических чатов, а сейчас входит в десятку самых богатых людей Франции по версии Forbes. Ньель называл Station F французской «мини-Кремниевой долиной». Попасть в него непросто: по состоянию на осень прошлого года Station F одобряла примерно 9% поступающих заявок. Внутри Station F есть разные акселерационные программы, среди которых партнерские программы от Microsoft, Ubisoft, Binance, BNP Paribas, L'Oréal, LVMH

Кроме того, существует собственная программа Station F — Founders Program, предназначенная для стартапов на ранней стадии. В октябре она серьезно изменилась: теперь Founders Program рассчитана на 15 месяцев и разделена на три этапа. Кроме того, фаундеры должны будут передать 1% компании Station F. Взамен стартапы получают помещения на территории акселератора, и в течение первых шести недель посещают различные занятия и семинары. Затем у команд есть еще столько же времени на запуск проекта, после чего они должны будут представить его в ходе питч-сессии. После этого у команд будет еще 12 месяцев на базе Station F. Раньше в рамках этой программы акселератор принимал около 200 стартапов в год, теперь же количество проектов решили сократить до 25. 

Первые три месяца команды работают в Station F бесплатно, после чего должны будут заплатить €249 за следующие полгода и еще €349 — за последние шесть месяцев в акселераторе. Заявки на участие в Founders Program можно подать дважды в год. Ближайший набор откроется 28 ноября и продлится до 16 января.

Акселератор предлагает также специальную программу для фаундеров из незащищенных слоев общества Fighters Program. Отобранные проекты смогут работать и получать поддержку Station F бесплатно на протяжении года. Одним из проектов, который прошел в акселератор по этой программе, была компания Digitall, которая боролась с автоугонами. Ее основатель, Талли Фофана, ранее отсидел срок за угон.

 

Paris&Co 

Paris&Co — это сеть инкубаторов, которая предлагает фаундерам, запускающим стартап, годовую программу поддержки. Акселератор обещает организовать встречи с экспертами, нетворкинг, общение со СМИ, но отмечает, что финансирование проекта не входит в задачи акселератора, как и участие в бизнесе. Стоимость программы составляет €12 000 без учета налогов.

Кроме того, проект может подать заявку на участие в двухлетней программе для ускорения роста, привлечения новых клиентов и инвестиций, а также выхода на международный рынок.

Paris&Co предлагает стартапам присоединиться к одной из 12 тематических платформ, которые поддерживают разные секторы: FoodTech, EdTech, здравоохранение, спорт, туризм, финтех, киберспорт и другие. Заявку можно подать в любое время.

 

EuraTechnologies

EuraTechnologies поддерживает проекты из сфер DeepTech, кибербезопасности, электронной коммерции, PropTech (диджитал-проекты на рынке недвижимости), LegalTech, робототехники, а также финтех- и агротех-стартапы. EuraTechnologies утверждает, что выживаемость стартапа, получившего его поддержку, составляет 82% после пяти лет работы. Стартапам предлагается два варианта программ: для начинающих компаний и для тех, кто нацелен на развитие.

Площадка обещает предоставить стартапам стратегическую поддержку, важные контакты, в том числе с инвесторами, а также обеспечить доступ к техническим и инфраструктурным ресурсам. В рамках инкубатора EuraTechnologies организует семинары и обучающие курсы, различные мероприятия, в том числе хакатоны и встречи с опытными наставниками, а также бесплатные офисы. Отбор проходит дважды в год — в марте и октябре. Программы EuraTechnologies для стартапов бесплатны.

Techstars

 

Techstars — сеть акселераторов, которые работают в разных странах и финансируют разные типы стартапов. 

Программа длится три месяца. Techstars обещает предоставить $20 000 в качестве стипендии для покрытия расходов на проживание, а взамен получает 6% акций компании. Акселератор также предоставляет офис, бухгалтерскую и юридическую помощь, организует встречи с наставниками.

После окончания программы акселератор организует демо-день, на который приглашает 100-200 инвесторов. На этом мероприятии фаундеры презентуют свои проекты, чтобы привлечь финансирование. Techstars утверждает, что около 75% компаний получили дополнительное финансирование или вышли на прибыль сразу после окончания программы. В среднем они привлекают $1-2 млн после демо-дня, указывает акселератор.

Прием заявок в парижский акселератор Techstars открыт с начала октября и продлится до 4 января. 11 апреля стартует программа, а на 6 июля назначен демо-день. 

 

Schoolab

Schoolab предлагает два варианта программ: Starter для стартапов на ранней стадии стоимостью около €2000 и Rungis&Co (стоимость — также около €2000 с офисами и примерно €1500 — без них), которая поддерживает проекты, связанные с поставками, логистикой, а также преобразованием цепочки создания стоимости и переходом на более устойчивые модели. 

В рамках программ предприниматели получают доступ к обучающему контенту, встречаются с менторами и коллегами, посещают семинары и индивидуальные встречи с наставниками.

Обе программы рассчитаны на полгода и запускаются дважды в год. Первая программа Starter начинается 9 мая и заканчивается 7 ноября, вторая проходит с 1 ноября до 8 мая. Rungis&Co в этом году началась 10 июля и продлится до 10 января.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+