16% IT-специалистов российских компаний работают из-за рубежа
Среди разработчиков крупных российских компаний около 16% работают из-за рубежа. К такому выводу пришли аналитики платформы для поиска IT-специалистов «Подбор», которые проанализировали более 100 000 активных профилей разработчиков более чем из 300 российских крупных компаний в социальной сети LinkedIn. Сервис выяснил, у скольких из них страной проживания указана не Россия, и проанализировал территориальную расположенность таких сотрудников.
Самой популярной страной у работающих из-за рубежа сотрудников российских компаний оказалась Грузия. Как место проживания она отмечена у 13,5% проанализированных профилей. Страна популярна у сотрудников компании Rambler&Co: согласно исследованию, оттуда удаленно трудятся 44,4% ее айтишников (из числа тех, кто работает за рубежом). Из Грузии работают и 39,4% дистанционных сотрудников онлайн-школы Skyeng, 31,3% — банка «Открытие» и 20% — компании Циан. Forbes направил запросы в эти компании. В «Открытии» назвали данные о том, что 31,3% зарубежных IT-специалистов работают из Грузии, не соответствующими действительности. В Rambler&Co тоже опровергли информацию о доле айтишников, работающих удаленно в этой стране.
Следом по популярности у работающих из-за границы — Армения и Турция, где находится около 12% сотрудников российских компаний. В топе по популярности также Казахстан (10,6%), Сербия (7%), Германия (4,2%), Израиль (3,6%), Великобритания (3,4%) и Таиланд (3,3%).
Аналитики также определили компании-лидеры по числу удаленщиков за рубежом. По данным платформы, среди проанализированных 300 компаний больше всего (43,5%) таких сотрудников у разработчика программного обеспечения WaveAccess. В Skyeng, согласно исследованию, за рубежом работает треть штата, в операторе сотовой связи «Билайн» — 30,4%, у разработчика мобильных игр Playrix с офисом в России — 28,6%. Forbes направил запросы в WaveAccess, «Билайн» и Playrix.
В «Подборе» признают, что данные в профилях LinkedIn могут не всегда быть корректными. «Не все меняют локацию в социальных сетях, как только переезжают, — говорит продакт-менеджер сервиса Сергей Соколов. — Однако изменение локации [при фактическом нахождении в России] является важным сигналом рынку и может говорить о поиске работы в новой стране».
По мнению Соколова, 16% работающих из-за рубежа айтишников — серьезная цифра для любой команды. В связи с этим, по его словам, растет спрос на разработчиков из соседних стран. «До апреля 2022-го рекрутеры редко искали разработчиков в Казахстане, Армении, Грузии, Турции. Сейчас количество таких запросов на одного рекрутера растет с каждым месяцем», — замечает он.
Тренд на удаленную работу усилился в 2022 году после начала «спецоперации»* России на Украине и последующего объявления частичной мобилизации. Тогда многие сотрудники российских компаний уехали за границу. Согласно исследованию рекрутинговой платформы HeadHunter, только за один месяц с 5 сентября 2022-го число резюме россиян в Казахстане увеличилось на 65%.
По данным стаффинговой группы ANCOR, в 2022 году с проблемой отъезда персонала столкнулись три четверти российских компаний. В конце 2022-го был анонсирован внесенный в Госдуму законопроект, предусматривающий ограничения удаленной работы для уехавших россиян. В случае введения ограничений компаниям будет сложно найти замену сотрудникам, работающим из-за границы и не желающим возвращаться, особенно в IT-сфере, говорил ранее Forbes генеральный директор экосистемы IT-сервисов для автоматизации логистических процессов Trucker Кирилл Кочанов. Он уверен, что готовящиеся нововведения приведут к тому, что люди начнут искать способы обойти закон.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.