Какие проблемы создала зарубежная удаленка и почему компании начинают ее запрещать
В 2022 году с проблемой отъезда персонала столкнулись три четверти российских компаний, следует из октябрьского исследования стаффинговой группы ANCOR (есть у Forbes). Работа на удаленке из-за рубежа стала трендом, активно набирающим обороты. При этом и работники, и компании, сотрудничающие в подобном формате, столкнулись с рядом проблем — технических, финансово-юридических и управленческих, говорит директор по продажам и маркетингу ANCOR Наталья Щербакова.
Одна из основных проблем для обеих сторон — потеря сотрудником статуса налогового резидента России, говорят собеседники Forbes. Работник теряет этот статус, если находится в России менее 183 дней в течение 12 месяцев. Это влечет увеличение НДФЛ с 13%, которые действуют для налоговых резидентов, до 30%. Некоторые компании вынуждены в связи с этим повышать заработную плату, чтобы сотрудник получал на руки ту же сумму, что и прежде. Другие — перекладывают обязанность на сотрудника, не меняя размер его заработной платы до вычета налогов.
В ноябре 2022 года Минфин предложил сохранить 13%-ную ставку для всех россиян вне зависимости от их локации и времени, проведенного за рубежом. Таким образом, налог для теряющих статус резидента россиян может быть снижен. Однако компании и сотрудники могут столкнуться с гораздо более существенной проблемой: в Госдуму собираются внести законопроект, предусматривающий ограничения удаленной работы для уехавших россиян. Давление, которое вследствие этого будет оказано на компании, заставит их поставить своим сотрудникам ультиматум — «либо вы возвращаетесь в офис, либо мы разрываем контракт», уверена хедхантер и соосновательница сервиса Facancy Алена Владимирская.
Forbes узнал у компаний, их сотрудников и HR-экспертов, какие проблемы создала зарубежная удаленка, какая политика в отношении нее действует сейчас и что будет, если такой формат будет ограничен.
Получить зарплату и заплатить налоги
Среди основных проблем, которые создала дистанционная работа из-за рубежа, уехавшие сотрудники российских компаний называют перевод заработной платы на иностранные счета. Сложнее других с этим дела обстоят у тех, кто перебрался за пределы СНГ. Директор по развитию платформы для сдачи жилья в аренду RealtyCalendar Павел Шергов, живущий в Израиле с лета 2022 года, рассказывает, что сотрудничает с компанией-работодателем как индивидуальный предприниматель. Чтобы перевести из России зарплату, он ищет людей, которым нужно поменять шекели на рубли. Затем переводит им средства с российского ИП на российскую карту и получает от них шекели наличными в Израиле. Согласных на такой обмен он находит через знакомых и в Telegram-чатах переехавших россиян. Шергов признается, что курс обмена при такой схеме «не самый выгодный». Однако этот вариант все же лучше SWIFT-переводов, говорит он: «Валютные переводы со счета на счет каждый раз как рулетка».
Те, кто работает на российские компании из СНГ или Турции, проблем с переводами почти не ощущают. Маркетолог образовательной платформы Learnhub Христина Исакова, переехавшая осенью 2022 года в Турцию, и живущая в Казахстане сотрудница подразделения разработки крупного российского маркетплейса, пожелавшая остаться анонимной, говорят, что отправляют зарплату в страну пребывания с помощью сервиса «Золотая корона», затем снимают средства и зачисляют себе на местную карту через банкомат. «Иронично, что «Золотая корона», о которой ты краем уха что-то слышал с начала двухтысячных, становится для всех айтишников манной небесной», — говорит сотрудница подразделения разработки российского маркетплейса.
Сотрудница одного из российских банков, которая живет в Грузии, тоже использует для перевода зарплаты из России платежные сервисы вроде «Золотой короны» и «Юнистрим». Однако, по ее словам, этот способ подходит только для точечных переводов, так как в сервисах часто действует ограничение по сумме перевода в месяц (в ее случае — $2000 в месяц). Она рассказывает, что самый выгодный способ для перевода более крупных сумм — найти среди экспатов-россиян человека с ипотекой в России, перевести ему деньги на российский счет и получить от него наличные в местной валюте. Собеседница Forbes время от времени прибегает к этому способу.
Хотя уехавшие сотрудники сталкиваются и с другими сложностями — проблемами с открытием банковского счета, ростом расходов в странах пребывания, основное их опасение связано с потерей статуса налогового резидента в России, а также с риском двойного налогообложения. Если сотрудник проводит более 183 дней за рубежом, но при этом работает на российскую компанию, помимо повышенного НДФЛ ему может грозить налог на доход в стране пребывания (процент зависит от страны), говорит эксперт «Актион Право» Дарья Карчина. Это не касается сотрудников, находящихся в странах, с которыми у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Среди них — Казахстан, Турция, Сербия и другие.
Исакова не исключает, что вернется в Россию, чтобы избежать повышения НДФЛ до 30%. Сотрудница крупного российского маркетплейса видит выходом трудоустройство в казахстанское юрлицо компании. По словам Карчиной, если россиянин трудоустроен в зарубежном юрлице, получает от него заработную плату и живет в стране присутствия этой компании более 183 дней за 12 месяцев, то налоги в России он не платит.
RealtyCalendar тоже рассматривает открытие юрлица за рубежом и перевод в него сотрудников, рассказывает Шергов. Однако пока это сложно реализовать поскольку все клиенты компании находятся в России, говорит он. Шергов допускает, что в случае увеличения налога на зарплату ему придется искать новую работу за рубежом с потерей в позиции. Рост НДФЛ до 30% касается и индивидуальных предпринимателей, если они теряют статус налогового резидента России, говорит руководитель практики по сопровождению сделок юрфирмы FTL Advisers Юлия Батталова.
Пока работодатели лояльно относятся к работе из-за рубежа, рассказывают собеседники Forbes. Но они не исключают, что при ужесточении законодательства в отношении уехавших компании попросят их вернуться. Исакова в таком случае планирует вернуться на родину без мужа, с которым живет в Турции, и жить на две страны. Шергов возвращение в Россию в ближайшие полгода не рассматривает и поэтому при необходимости работать только из российского офиса будет увольняться.
Выжидательная позиция
Удаленная работа сотрудников из-за границы создает сложности и для работодателей, говорит Наталья Щербакова из ANCOR. Основные — оформление сотрудников и уплата налогов. Поскольку никто из переехавших за границу россиян не хочет терять в деньгах, обычно они просят работодателя повысить заработную плату с целью компенсации возрастающей налоговой ставки, говорит генеральный директор компании-разработчика образовательных и HR-решений My Path Дмитрий Санников. «В итоге по цепочке возрастает налоговая нагрузка работодателя». По этой причине он называет удаленку из-за рубежа «головной болью для бизнеса».
Сотрудников в других странах также сложнее контролировать, поэтому эффективность работы команды может падать, говорит Щербакова. «Вынужденный опыт 100% удаленки во время пандемии показал, что дистанционный формат требует от руководства других компетенций, и далеко не все справились с этим вызовом», — считает она. По ее словам, темп работы уехавших сотрудников снижают сложности, возникающие с поиском жилья, оформлением необходимых документов и сменой часового пояса. Санников говорит и о проблемах с удержанием сотрудников: «Люди, работающие за рубежом, оказываются в сообществе экспатов, а это приводит в дальнейшем к снижению лояльности и уходу от работодателя».
Тем не менее ряд организаций сейчас готов нанимать эмигрировавших ценных специалистов, говорит Щербакова. Этому способствует то, что многие высококвалифицированные сотрудники, находясь в России, заявляли высокий ценник за свою работу и могли работать сразу с несколькими работодателями в случае своей востребованности, объясняет она. «Сейчас же в связи с развивающимся кризисом и сложностями проживания за рубежом многие из них открыты к сотрудничеству на более приемлемых для компаний условиях», — говорит Щербакова.
Но к найму уехавших и продолжению работы с ними готовы не все. Многие российские компании изначально не разрешали своим сотрудникам релокацию. Среди таких — «Сбер», «Лаборатория Касперского», группа «Т1», писал Forbes ранее. Сейчас список компаний, ограничивающих работу из-за рубежа, начинает пополняться, хотя формальных законодательных норм на этот счет пока нет, рассказывает руководитель консалтингового агентства HR4PR Ольга Дементьева. По ее словам, появились работодатели, кто не приемлет нанимать соискателей, которые уехали из страны, но сейчас рассматривают возвращение или уже вернулись. «У меня есть случаи, когда есть великолепные профессионалы с подходящим опытом, но их не рассматривают только потому, что они в кризисный момент развернулись и уехали пересидеть», — сетует Дементьева.
В начале декабря «Яндекс» попросил сотрудников вернуться в офисы с удаленной работы хотя бы на часть времени, писал The Bell (признан иноагентом). Кроме того, по данным издания, некоторых сотрудников, кто ранее уехал из страны, стали просить вернуться в Россию. В «Яндексе» это опровергают. «Мы не просили возвращаться сотрудников», — сообщили Forbes в пресс-службе IT-компании. В ней обдумывают переход на гибридный формат — совмещение удаленной работы с работой из офисов компании, отметил представитель «Яндекса». «Мы считаем гибридный режим нашей естественной нормой и для удобства взаимодействия команд обдумываем возможность сделать его основным, при этом сохранив возможность работать полностью удаленно по согласованию с руководителем», — сказал представитель.
Среди компаний, которые начали запрещать сотрудникам удаленную работу из-за рубежа или отказываться от найма удаленных специалистов, также один из крупнейших российских лесопромышленных холдингов Segezha Group и одна из крупнейших в России EdTech-компании iSpring, рассказал Forbes один из российских хедхантеров. В пресс-службе Segezha Group сообщили Forbes, что у них нет российских сотрудников, работающих удаленно из-за границы. «У нас есть штатные сотрудники, которые работают в западных активах на территории стран, где находятся эти активы», — отметили в пресс-службе. В компании действует распоряжение руководства: кто хочет уехать из России, увольняется. В пресс-службе iSpring тоже заявили, что у них нет сотрудников за рубежом, а также планов по релокации. По словам основателя и CEO компании Юрия Ускова, с февраля из 500 сотрудников iSpring всего двое захотели уехать и работать из другой страны. «К сожалению, мы не смогли продлить с ними сотрудничество в удаленном формате», — говорит он.
В целом компании сейчас неохотно комментируют тему удаленки из-за рубежа, а если и говорят об этом, то заявляют, что каких-либо перемен в кадровой политике у них нет. Так, вице-президент по управлению персоналом МТС Лариса Бодягина рассказала Forbes, что «полная удаленка никогда не была целевой моделью» компании. «[Присутствие в офисе] необходимо для сохранения социальных и культурных связей между сотрудниками, руководителями, бизнесами и функциями», — считает Бодягина. По ее словам, в 2022 году компания не меняла формат работы сотрудников.
HR-бизнес-партнер банка «Точка» Эльвира Фарвазова тоже говорит, что в компании не менялась политика в отношении уехавших. По ее словам, сейчас только каждый десятый сотрудник банка работает из-за рубежа и это не вызывает сложностей. «Все процессы отлажены, задачи выполняются, поэтому речи о возвращении или замене сотрудников, которые работают из-за рубежа, нет», — заявляет Фарвазова. Она говорит, что налоговый вопрос «Точка» решает с каждым сотрудником индивидуально. На вопрос о том, что банк предпримет в случае законодательных ограничений для уехавших россиян, Фарвазова отвечает: «Главная ценность компании — в сотрудниках, поэтому руководство делает все зависящее от него, чтобы сохранить людей в компании».
В Альфе-банке, Ozon, «Кроке» и других крупных компаниях тему работы с зарубежными сотрудниками комментировать отказались.
По мнению основательницы рекрутингового агентства Unicorn Search Дарьи Барковой, сейчас не время для публичных высказываний. От заявлений компании может останавливать угроза HR-бренду. «Сотрудники и кандидаты могут быть настроены по-разному. Любое неосторожное слово в текущей ситуации может закончиться распрями на рабочем месте», — поясняет она. Кроме того, продолжает Баркова, публичное высказывание должно вести за собой реальное действие. В текущей ситуации многие стараются занять выжидательную позицию, чтобы потом не пришлось перестраивать бизнес-процессы. «Пока нет ясности с законопроектом и реакции на него общества, лучше не занимать жесткую позицию, чтобы потом не пришлось оправдываться», — поясняет она.
«Три-четыре месяца будет очень сложно»
Законопроект, о котором говорит Баркова, об ограничениях на удаленную работу для уехавших за границу россиян. Один из его разработчиков рассказал RTVI, что он будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Ранее о готовящемся запрете на удаленную работу из-за границы со ссылкой на источники в парламенте сообщило издание «Верстка». По его данным, запрет коснется сотрудников госсектора, специалистов по информационной безопасности компаний и некоторых других сфер. 19 декабря депутат Госдумы Андрей Исаев заявил, что, согласно обсуждаемому законопроекту, налоговые нерезиденты не смогут заключать в России трудовые договоры об удаленной работе по некоторым специальностям. Список этих специальностей определит правительство.
По мнению операционного директора компании-разработчика цифровых продуктов и сервисов red_mad_robot Ильи Самофеева, для ряда отраслей, связанных с доступом к «критической информационной инфраструктуре», ограничения были бы логичны. Но в коммерческом секторе они приведут, скорее, к ухудшению ситуации и риску потерять интеллектуальный капитал, уверен он: «Основная часть работников, которые уехали за рубеж, — это люди с хорошим английским языком, которые, скорее всего, котируются на международном рынке и активно используют современные технологии в своей сфере деятельности. От них может извлечь пользу не только сама компания, но и российский рынок в целом».
В случае введения ограничений на удаленную работу из-за рубежа часть уехавших, которых они затронут, останется в других странах, а вернутся только те специалисты, которым будет гарантирована «бронь» от мобилизации, считает Баркова. Первым придется уволиться и искать новую работу за границей. По оценкам Барковой, на новом месте их зарплата будет на 10–15% ниже текущей.
Компаниям, в свою очередь, будет очень сложно найти замену сотрудникам, работающим из-за границы и не желающим возвращаться, особенно в IT-сфере, полагает генеральный директор экосистемы IT-сервисов для автоматизации логистических процессов Trucker Кирилл Кочанов. Он уверен, что готовящиеся нововведения приведут к тому, что люди начнут искать способы обойти закон. По его мнению, могут появиться агенты за рубежом, которые будут проводить зарплатные платежи. Российские компании будут перечислять деньги агентам, а те — локальным сотрудникам. Таким образом, бизнес сможет сохранить команду, но люди, работающие удаленно, не будут платить налоги в России, описывает возможную схему Кочанов.
Впрочем, трудности для российских компаний, которые ультимативно попросят сотрудников вернуться, будут временными, считает хедхантер Алена Владимирская. По ее мнению, людей, которые не вернутся, заменят на тех, кто чуть ниже по квалификации, но находится в России. «Да, упадет качество на какое-то время, может, навсегда. Очень сложно [компаниям] будет три-четыре месяца. Но они уже так привыкли жить в формате «очень сложно». Между борьбой с государством и потерей части сотрудников они выберут второе», — заключает Владимирская.
При участии Ксении Демидкиной