К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зачем владелец трех московских бизнесов возрождает поселок в Калининградской области

Гостевой дом в поселке Заливное. (Фото Дарьи Каракуловой)
Гостевой дом в поселке Заливное. (Фото Дарьи Каракуловой)
Олег Бармин в бизнесе больше 20 лет. За это время он успел пережить банкротство и попробовать себя в различных сферах —от торговли копченой рыбой до запуска крупного видеопродакшена. В последние два года предпринимателя захватила новая страсть — развитие поселка в Калининградской области. В проект, по собственным оценкам, он уже инвестировал 30 млн рублей. Что им движет?

«Друзья сначала крутили пальцем у виска, не понимали, что предпринимателю делать в богом забытой деревне. Они видели там тлен, а мы с женой — будущее», — вспоминает 42-летний бизнесмен Олег Бармин. В конце 2020 года он с супругой Ксенией купил заброшенный дом пастора в маленьком поселке Заливное Калининградской области и начал возрождать его исторический облик. Ремонтом дома дело не ограничилось — предприниматель вместе с друзьями стал скупать свободные дома и участки, строить там гостиницы, кафе, музей. Кроме того, Бармину удалось привлечь внимание местных властей и ускорить развитие инфраструктуры: в Заливном начали ремонтировать дороги и водопровод, появилась стабильная мобильная связь и скоро проведут газ.

Forbes рассказывает, почему предприниматель переехал из Москвы в маленький поселок в Калининградской области и как ему удалось заручиться поддержкой местных властей.

Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»

 

Аварийный бизнес

Олег Бармин — частый герой СМИ. Впервые Forbes писал о нем в 2009 году в связи с банкротством его первого крупного бизнеса — автомобильного холдинга «Лео». 

Предприниматель из Северодвинска выучился на экономиста в местном филиале Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и даже пробовал работать по специальности на местном заводе «Северный рейд», где трудились его родители. Но его с детства тянуло к своему делу.

 

С 15 лет Бармин подрабатывал мойщиком машин, через несколько лет открыл рыбную коптильню, а после — шиномонтаж. В 2000 году на деньги от продажи шиномонтажа начал заниматься торговлей автомобилями. Двумя годами позже зарегистрировал ту самую компанию «Лео». За шесть лет она выросла в крупный автомобильный холдинг с 400 сотрудниками и автосалонами в Северодвинске, Архангельске и Калининграде. У компании был собственный ресторан, клининговая компания, журнал. Выручка предприятия за 2007 год, согласно СПАРК, составила около 460 млн рублей.

Холдинг развивался за счет заемных средств и не пережил кризис 2008 года. По словам Олега, банки тогда повысили ставки с 12–14% до 28% и перестали кредитовать автомобильный бизнес, рынок встал. «Все пророчили, что рынок будет еще много лет расти такими же темпами, как это было в 2006–2008 годах. Мы были молодые и планировали много стройки [автосалонов]. А в итоге словно разогнались на самой быстрой машине и врезались на ней в стенку, когда начался кризис», — вспоминает Бармин. По его мнению, тогда выстояли только конкуренты с более консервативными планами на развитие.

Олег Бармин с семьей. (Фото Дарьи Каракуловой)

Всего к 2008 году «Лео» должен был кредиторам $10 млн (около 320–350 млн рублей по актуальному на тот год курсу), утверждает Бармин. Предприниматель с помощью оборотных средств и продажи имущества смог погасить часть кредитов, но остался должен около $3,5 млн. История закончилась банкротством. С тех пор бизнесмен кредитов не берет.

 

Жизнь после банкротства

В 2009 году Олег приехал в Москву, чтобы начать с нуля. В родном городе ему оставаться не хотелось. «Стыдно было перед людьми за то, что я вот такой рукожопый предприниматель», — признается Бармин. Поначалу он жил у друзей, зарабатывал, делая маркетинговые концепции на заказ. В лучшие годы «Лео» росла во многом за счет эпатажного, по сравнению с классическими приемами конкурентов, маркетинга.

В том же году Бармин завел блог в «Живом журнале» под ником freedom. А в 2010-м начал подробно рассказывать в нем историю своего банкротства. Она стала резонансной: первая заметка о неуспехе за три дня после публикации набрала более 40 000 прочтений, вспоминает Олег. В 2016 году на основе записей в блоге предприниматель с соавтором выпустил книгу «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил» (сейчас издается под названием «Больше чем бизнес»).

В 2010 году Бармин открыл на дизайн-заводе «Флакон» цветочную лавку «ФанФан», которая работает до сих пор. Стартовые инвестиции — около 3 млн рублей — одолжили друзья и подписчики блога. Чтобы сэкономить на аренде квартиры, предприниматель, по собственным словам, жил прямо в магазине. Но бизнес так и не взлетел, признается Бармин. Поэтому он искал другие способы заработка.

К примеру, однажды один из знакомых по «Живому журналу» попросил Олега украсить цветами номер в отеле — встречали «важного гостя». Им оказался дизайнер Карл Лагерфельд, который в 2010 году прилетел в Москву на презентацию календаря Pirelli. Бармин услышал, что организаторам нужны не только цветы, но и трансфер для дизайнера. Пользуясь знакомствами в автобизнесе, он предложил свою помощь. В итоге сам сел за руль одного из двух арендованных кадиллаков и три дня был водителем Лагерфельда. Цветы после демонтажа сумел перепродать, а про свои приключения рассказал в ЖЖ.

Блог становился все популярнее. Через полтора года после запуска он набирал уже по 1 млн просмотров в месяц, утверждает Бармин. В 2010 году его пригласили в ЖЖ на позицию директора по маркетингу, а в 2012-м позвали руководителем службы коммуникаций и социальных медиа в «Билайн». 

 

В 2016 году, еще работая в «Билайне», Бармин вместе с партнером Михаилом Третьяковым открыли медовый бизнес. Михаил вложил в совместное дело два улья, которые имелись у родственников во Владимирской области, и взял на себя операционные задачи. Олег отвечал за маркетинг: придумал название «Липко-Сладко» и предложил на старте сделать «пробники» меда — разлить его по аптечным пробиркам, которые стоили в несколько раз дешевле небольших баночек. Назвали пробники «анализами пчел». Бармин разнес пробирки по всем торговым точкам на «Флаконе» — через неделю весь товар был раскуплен. Мед стали продавать в его цветочной лавке.

Через три года после старта партнеры перенесли пасеку в Адыгею. Со временем она разрослась до 6000 ульев (из них на сегодня осталось около 1000 — бизнес подкосила погода и пандемия). Компания продает пчел, мед и продукты пчеловодства под несколькими брендами. Основные каналы продаж — собственный интернет-магазин, маркетплейсы и лавка на «Флаконе». 

В 2017 году Олег окончательно решил уйти из найма. В то время цветочная и медовая лавки приносили около 50–60 млн рублей выручки и 5–9 млн рублей прибыли в год, вспоминает он. Уволившись, Бармин решился еще на один бизнес — агентство Agenda.Media, которое специализируется на создании рекламных видео и их продвижении в соцсетях. Клиентов помогли найти знакомства, которыми предприниматель обзавелся в соцсетях и во время работы в ЖЖ и «Билайне». По его словам, сегодня продакшен-компания работает с Альфа-банком, «Сбером», «Мегафоном» и другими корпорациями. 

Пасека и агентство — два основных бизнеса Бармина. По данным СПАРК, выручка основного юрлица «Липко-Сладко» в 2020 году составила 40 млн рублей, прибыль — 17 млн рублей. В 2021-м из-за проблем с погодой число ульев сократилось в четыре раза, а финансовые показатели до 24 млн рублей и 1,4 млн рублей соответственно. Дела видеоагентства идут лучше: выручка основного юрлица Agenda.Media в 2021 году составила 243 млн рублей, прибыль — 64 млн рублей, согласно СПАРК. В 2022-м выручка превысила 490 млн рублей, уверяет Бармин, не раскрывая прибыль.  

 

Старый новый дом

Несмотря на то что бизнес Бармина в Москве, он регулярно ездил в Калининград. Туда переехали его родители после выхода на пенсию. В 2020 году в Калининградскую область перебрался и сам Бармин с тогда еще будущей женой Ксенией. На фоне жестких антиковидных ограничений в Москве переезд в более спокойный регион виделся ему хорошей идеей. Кроме того, его давно привлекали старые немецкие дома своей архитектурой — он мечтал купить такой себе.

Олег с Ксенией долго не могли найти ничего подходящего. Поиски растянулись на четыре-пять месяцев. Многие дома во времена Советского Союза превратили в коммунальные квартиры, и в документах была путаница с собственниками. Некоторые продавцы переоценивали стоимость своей недвижимости: например, просили за дом в деревне три квартиры в Калининграде, вспоминает Бармин. Другие дома были в плохом состоянии. «Стоит дом, а посреди него дыра, — делится предприниматель. — В какой-то момент мы отчаялись».

Когда в начале осени 2020-го друг прислал ссылку на очередной объект, Бармин решил, что этот осмотр будет последним. Дом располагался в поселке Заливное в 20 км от аэропорта Храброво и в паре километров от Куршского залива. Поселок, в котором живет около 300 человек, раньше был частью Восточной Пруссии и назывался Постникен. Заливным он стал после Второй мировой войны.

Дом Олега Бармина. (Фото Дарьи Каракуловой)

Олегу предложили посмотреть дом пастора, построенный в 1912 году. В нем после Великой Отечественной войны в разное время располагались школа, детский сад, библиотека и дирекция местного колхоза. С середины 90-х домом владел фотограф Олег Морозов, после его смерти он принадлежал его семье, рассказывает Бармин. По словам предпринимателя, объект хотели, но не могли продать раньше, так как в нем была прописана несовершеннолетняя дочь Морозова. По закону, чтобы выписать несовершеннолетнего человека, нужно прописать его в большем по площади имуществе. Площадь постройки составляла 600 кв. м, больший дом владельцы себе позволить не могли. 

 

Осенью 2020 года девушке исполнилось 18 лет. Бармины купили дом на накопленные к тому времени 6 млн рублей. Примерно такая же сумма ушла на ремонт: дом нужно было очистить от грязи и привести в порядок, в подвале была вода, двор зарос, крыша тоже нуждалась в починке, перечисляет Олег. Первое время они с женой даже жили в палатке, которую установили прямо в доме. Отопления не было, канализация не работала.

Супруги решили восстановить прежний облик дома — сделать его таким, каким он был в начале XX века. Силами рабочих они сняли старые слои краски, отреставрировали двери, заказали деревянные окна, покрыли крышу черепицей. Стены остались кирпичными, а полы — деревянными. 

О процессе восстановления предприниматель рассказывал в своих соцсетях (сейчас суммарная аудитория его блогов превышает 40 000 человек). Необычный дом стал привлекать постояльцев. Бармин уверяет, что у него в гостях бывали по 400 друзей и знакомых за сезон — с конца весны по начало осени. Их привлекало в том числе расположение Заливного: в 15–20 минутах езды от аэропорта, в 30 минутах — от популярных курортов. Кроме того, неподалеку от поселка есть улитковая ферма и сыроварня. Денег с постояльцев Бармин не брал. Но, заметив популярность дома, решил развивать Заливное как туристическую локацию.  

Диджитал-деревня

Олег начал ездить по соседним городам и деревням, изучать градостроительство прошлых веков, собирать планы и фотографии Постникена. Он задумал превратить Заливное в диджитал-деревню, в которой могли бы жить предприниматели, маркетологи, дизайнеры и другие представители диджитал-сферы. За ориентир он взял дизайн-завод «Флакон» и финскую деревню Фискарс.

 

Бармин придумал план будущей деревни. В поселке, по его идее, в перспективе появится площадь с ратушей. Вокруг нее буквой П расположатся 20–25 домов, построенных из исторических материалов. Это будут коворкинги, гостиницы и дома на продажу. В Заливном появится также лодочная станция, пляж, пешеходная улица с кафе, музеем, кузницей и лавками мастеров и фермеров, строит планы Бармин: «Хочу, чтобы по выходным местные фермеры могли продавать свои продукты».

С 2021-го предприниматель начал претворять планы в жизнь: купил за 1,1 млн рублей соседний заброшенный дом и обустраивает в нем мини-гостиницу на пять номеров, музей и кафе. Приводит в порядок пляж — на это, по собственным словам, он получил грант в 4 млн рублей от Министерства по культуре и туризму Калининградской области. В реализации плана ему также помогают друзья, которые приобретают участки и дома по соседству. По словам Бармина, 25 соток у реки купил его друг-ресторатор (его имя он называть отказался). Еще один дом и участок приобрел директор по развитию сервиса для автоматического размещения рекламы BidFox Сергей Меньшиков, с которым Олег дружит около 10 лет.

Меньшиков в беседе с Forbes признается, что первые впечатления от инициатив Бармина были смешанными. «С одной стороны, деревня — дыра дырой. С другой — я остался очень доволен первой поездкой: Олег и Ксюша с горящими глазами рассказывали про дом, его историю, как они его покупали, знакомились с местными жителями, отыскивали старые фотографии», — рассказывает он.  Меньшиков часто бывал у супругов в гостях, а в 2022-м созрел для покупки дома и прав аренды на прилегающий участок. Общая вложенная сумма — около 10 млн рублей. Он рассматривает это как инвестиционный проект и хочет сделать из дома мини-отель. «Внутренний туризм набирает обороты, а традиционные направления, такие как Сочи, перегружены», — объясняет свою логику Меньшиков.

В общей сложности к инициативе Барминых присоединились пять человек. Общая территория, которую они приобрели в поселке и собираются развивать, составляет около 4 га, утверждает Олег.

 

Еще несколько друзей предпринимателя пока планируют купить в Заливном участок или дом. Среди них — операционный директор Agenda.Media Мария Артемова. Она тоже рассматривает вложения в поселок как инвестицию — хочет строить маленькие дома и сдавать их посуточно. Но и сама планирует регулярно приезжать. «Нас — людей, которые объединены стремлением к восстановлению этого места, единому стилю участков без заборов, которые хотят жить рядом с интересными людьми, — на самом деле очень много», — говорит Артемова. 

Открытие гостевых домов в деревнях и поселках — перспективный вектор развития внутреннего туризма, считает вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. По его мнению, особенно выигрышно он сочетается с экотуризмом: если рядом есть фермы, сыроварни и другие локальные производства, гостевые дома становятся еще популярнее. Горин говорит о востребованности Калининградской области у путешественников — ежегодно ее посещают около 2 млн туристов. По словам эксперта, если раньше поездки в этот регион носили сезонный характер, то теперь россияне ездят туда на отдых круглогодично, поэтому объектов размещения не хватает.

Суммарные инвестиции, уже вложенные в Заливное, Бармин оценивает в 30 млн рублей. Эти деньги пошли на покупку и ремонт дома пастора, где живет он с семьей, гостевого дома, систему очистки воды, облагораживание около 2 га территории и др. Друзья Олега, по его собственным словам, вложили еще около 13 млн рублей, купив в поселке другие дома и участки. 

Инициативы семьи Барминых вышли за пределы Заливного. В конце 2020 года Олег запустил в Калининграде сервис проката ретроавтомобилей, а в 2022 году супруги купили старый вокзал под Светлогорском — в нем тоже планируется открыть гостиницу. Кроме того, в прошлом году Олег приобрел за 4 млн рублей 30% в кафе у моря в Светлогорске.

 
Дом Олега Бармина. (Фото Дарьи Каракуловой)

Неоткрыточный туризм

Бармин понимает, что в деревне необходимо развить инфраструктуру для будущих гостей. Поэтому он представил свои планы губернатору Калининградской области, затем — главе Гурьевского района, где расположено Заливное, и получил поддержку. Например, с его подачи в поселке сняли верхний слой покрытия дорог, под которым скрывалась брусчатка, проложенная несколько сотен лет назад, а на окружной дороге проложили асфальт. Официальный представитель правительства Калининградской области Дмитрий Лысков подтвердил Forbes, что на эти шаги повлияла инициатива Бармина. Осенью 2022 года в деревне появилась мобильная связь от Tele2, а «Ростелеком» начал протягивать оптоволокно. Сейчас в рамках госпрограммы по развитию регионов водоканал меняет трубы в поселке, а в ближайшее время в Заливное проведут газ.

С чем связана такая поддержка властей? «В администрации оказались супервменяемые люди. Я просто не верил, что такое бывает в России, — объясняет сам Бармин. — Я познакомился с главой [Гурьевского] района, его замами. Они приехали [в Заливное], сказали, что пока, к сожалению, это самый заброшенный уголок этого района. Увидели харизматичного сумасшедшего в хорошем смысле и начали [помогать]». 

По мнению Горина из Российского союза туриндустрии, поддержка Бармина местными властями связана с несколькими факторами: наличием у предпринимателя четких целей и видения проекта, его опытом в бизнесе, вложенными инвестициями и креативным подходом к развитию Заливного. Власти также видят потенциал: зачастую один путешественник создает четыре рабочих места в регионе, говорит Горин.

Глава Гурьевского района Сергей Подольский рассказал Forbes, что его привлек энтузиазм Бармина и его желание развивать поселок. «Олег — энерджайзер. Благо, что есть такой двигатель, который своим энтузиазмом зарядит весь этот поселок, объединит жителей. Нам не хватает таких креативных людей», — говорит Подольский. 

 

Соседи поначалу с осторожностью отнеслись к Бармину, но и с ними, по словам предпринимателя, отношения впоследствии сложились. Отзывчивость местных жителей особенно сильно проявилась зимой 2022 года, когда во владениях Бармина случился пожар. Его начали тушить всем поселком, не дожидаясь приезда предпринимателя. Никто не пострадал, дом тоже остался цел. На Новый год друзья и подписчики Бармина, с его слов, скинулись и собрали несколько сотен тысяч рублей на подарки детям и старикам, проживающим в поселке. 

К другим социальным инициативам, в которых участвуют Олег и Ксения, можно отнести расчищение от хлама и завалов древней кирхи (прусской церкви) в поселке. План навести там порядок принадлежал сообществу «Хранители руин»,  которое занимается изучением и сохранением архитектурных памятников Калининградской области. Бармины приняли участие в уборке и подключили к ней местных жителей — теперь субботники в кирхе проходят регулярно.

План развития Заливного

По словам руководителя движения «Хранители руин» Василия Плитина, Бармин не только участвовал в работе, но и организовал обед для волонтеров. А через некоторое время предложил движению спонсорскую поддержку. Сейчас предприниматель оплачивает обеды и берет на себя траты на расходные материалы. «Очень радует, что среди нас есть люди, которые не только добились успеха в бизнесе, но и понимают важность сохранения культурного наследия, внимательного отношения к среде вокруг нас и добрососедства», — комментирует Плитин.

На вопрос, почему Бармин все это делает, предприниматель отвечает просто: «Потому что хочу, чтобы вокруг меня людям было хорошо». Глава Гурьевского района Сергей Подольский отмечает, что бизнесмен «реально верит, что отдельно взятая личность или группа людей могут изменить мир на какой-то отдельно взятой небольшой территории». Представитель правительства области Дмитрий Лысков рассказал Forbes, что местные власти обсуждают планы спроектировать туристический маршрут в Заливное. В основе идеи лежит желание развить «неоткрыточный» туризм — путешествие по пока не раскрученным объектам региона.

 

*Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В своем новом ежегодном проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.

В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+